ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Грибина Галина Александровна1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье проводится характеристика основных методов проблемного обучения. Авторами были проанализированы шесть методов проблемного обучения: диалогический метод обучения, рассуждающий метод обучения, исследовательский метод обучения, метод монологического обучения, эвристический метод обучения и метод программированных заданий. Далее необходимо их охарактеризовать.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Грибина Г.А., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Федосеева Л.А. Характеристика основных методов проблемного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/07/95351 (дата обращения: 24.09.2024).

Проблемное обучение представляет собой определённый способ обучения, при котором обучающийся непосредственно сталкивается с научными противоречиями и старается самостоятельным образом их разрешить в процессе учебной деятельности. Известный исследователь в области проблемного обучения В.С. Оконь отмечает, что оно способствует развитию у обучающихся навыков критического мышления, поиска и применения нестандартных решений проблемных ситуаций, выявления причинно-следственных связей, использования теоретических знаний в практической деятельности [2].

Если вести речь о методах проблемного обучения, то следует отметить, что В.А. Ситаров определяет их в качестве методов, которые непосредственно основаны на процессе создания в рамках учебной деятельности ситуаций проблемного характера [3]. Обучающиеся, разрешая эти ситуации, активизируют собственную познавательную деятельность, актуализируют полученные знания и учатся видеть какое-либо явление за некоторыми фактами.

Н.М. Мочалова выделяет шесть основных методов проблемного обучения: диалогический метод обучения, рассуждающий метод обучения, исследовательский метод обучения, метод монологического обучения, эвристический метод обучения и метод программированных заданий [1]. Далее необходимо их охарактеризовать.

В рамках диалогического метода изложения педагог ставит перед собой цель, которая состоит в привлечении обучающихся к участию в разрешении проблемного вопроса. Он применяет такое же построение содержания образовательного процесса, но при этом непосредственно дополняет его структуру различными вопросами информационного характера, ответы на которые дают обучающиеся.

Применение диалогического метода обучения обеспечивает наиболее высокий уровень познавательной активности обучающихся в рамках образовательного процесса. Это связано с тем, что они привлекаются к разрешению проблемного вопроса с непосредственным участием педагога.

В рамках применения рассуждающего метода обучения учебный материал подразделяется на некоторые части, а педагог к каждому этапу готовит системы риторических проблемных вопросов с целью привлечь обучающихся к мысленному анализу проблемы. По сути преподаватель обнажает объективные противоречия содержания, но при этом разрешает применять вопросительные и повествовательные предложения.  В изложении педагога в данном случае преобладает не категоричность сведений, а компоненты рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала проблемных задач.

В рамках применения исследовательского метода обучения педагог осуществляет конструирование методической системы проблемных задач, которая адаптируется к конкретной проблемной ситуации образовательного процесса. Преподаватель управляет образовательной деятельностью обучающихся, которые, разрешая проблемные ситуации, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне интеллектуальной деятельности, поэтапно овладевая процедурой творческой и созидательной деятельности.

В рамках использования метод монологического обучения педагог сообщает обучающимся факты в некоторой последовательности, а после даёт им пояснение, а также демонстрирует опыты с целью их подтверждения. Применение наглядных технических средств сопровождается поясняющим текстом. Преподаватель вскрывает связи между явлениями и понятиями, требуемые для понимания учебного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимания обучающихся на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется.

Эвристический метод обучения используется тогда, когда цель педагога состоит в обучении обучающихся отдельным компонентам разрешения проблемного вопроса, организации частичного поиска новых знаний и способов осуществления деятельности. Используя эвристический метод обучения, педагог использует то же построение образовательного процесса, что и при диалогическом методе обучения, но несколько дополняет его структуру постановкой заданий и задач познавательного характера. Можно сказать, что форма реализации данного метода представляет собой некоторое сочетание эвристической беседы с решением проблемных заданий.

Метод программированных заданий заключается в постановке педагогом определённой системы программированных заданий. Результативность и эффективность образовательного процесса в данном случае определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и разрешения проблемных вопросов. Использование педагогом программированных заданий в образовательном процессе заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, который сформулирован в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде практических упражнений.


Библиографический список
  1. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения.- Казань, 1978.
  2. Оконь В.С. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968.
  3. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: