УДК 17

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Остроухова Полина Евгеньевна1, Веремчук Алла Сергеевна2
1Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, студент
2Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, кандидат философских наук, доцент кафедры «Проектная деятельность в кинематографии и телевидении»

Аннотация
В статье рассмотрена диалектика проблемы добра и зла на протяжении нескольких исторических периодов: Античности, Средневековья, Нового времени. Данная проблема рассмотрена как фундамент для формирования общественного идеала, моральных и этических ценностей. Большое внимание уделено взаимосвязи и неразрывности понятий добра и зла, а также противопоставлению между эталоном и действительностью. Что взывает необходимость осмысления роли этих понятий в формировании человеческих отношений.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Остроухова П.Е., Веремчук А.С. Диалектика добра и зла в истории философии // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/96058 (дата обращения: 26.10.2021).

Проблема добра и зла – одна из важнейших проблем философии, которая рассматривалась на протяжении всей истории человечества. Она рассматривалась разными культурами и народами мира и в разные года интерпретировалась по-новому, но всегда и везде признавалось сосуществование добра и зла и их влияние на развитие каждого человека в отдельности и общества в целом. Эта проблема затрагивает все сферы жизнедеятельности людей: быт, взаимоотношения, экономику, политику, литературу, искусство, религию, науку… И как бы человечеству не хотелось избавиться от зла, оно присутствовало и присутствует вне зависимости от времени или места.

Добро – одно из базовых понятий в философии и высшая ценность в человеческой культуре и религии, одна из важнейших потребностей человека, отсутствие которой приводит к катастрофическим последствиям и для человека, и для общества.

Одним из первых проблему добра и зла затронул персидский пророк Заратустра в VI-V в. до н.э. Весь мир он рассматривал как арена борьбы добра и зла, при этом добро – это основа мира, а зло – проверка на прочность и подрыв основных человеческих ценностей. Эту идею в III в. н.э. развил персидский пророк Мани, соединив идеи иудаизма и христианства. Он утверждал, что борьба добра и зла заканчивается победой то одного, то другого, но в итоге добро всегда побеждает.

Античные софисты (V в. до н.э.) говорили о субъективности добра и зла для каждого человека, и то, что для одних – зло, для других может быть добром. Их последователи, стоики (античные скептики, III в. до н.э.), считали, что добро и зло дополняют друг друга и без одного не может существовать и другое. Они первыми стали рассматривать эту проблему вне конкретного времени и места и раскрыли ее с точки зрения будущего (то, что сейчас кажется добром, в будущем может трактоваться как зло).

Огромную роль в развитии этой проблемы сыграл древнегреческий философ Аристотель, который создал новую науку – «этику». По его мнению, человек от рождения склонен и к добру, и к злу, а «преобладание того или другого зависит от трех причин – среда или окружение; обучение; самовоспитание» [1].

В противоположность стоикам древнегреческий философ Сократ (V в. до н.э.) говорил, что добро и зло совершенно различны, и признавал существование только объективных моральных норм и истины. Добро у Сократа рационально и связано со знанием, а зло – иррационально и исходит от недостатка знаний. Сократ утверждал, что понимания того, что такое добро, а что – зло, достаточно для проявления добродетельности. Аристотель же говорил, что знание о добре и зле и умение им пользоваться – это разные вещи.

В I в. н.э. возникает Христианство, которое развилось из иудейской этики, отраженной в пяти книгах Ветхого Завета (Торе), записанных пророком Моисеем со слов Всевышнего (XIV в. до н.э.). Оно говорит о вечности и фундаментальности добра и относительности зла. Зло, которое олицетворяет дьявол, представляется антагонистом Бога, олицетворения добра. Зло пытается установить свое господство на Земле с помощью лжи, искушения и соблазна. И хотя дьявол совершает ужасающие поступки, он способствует взращиванию силы духа и, как следствие, укреплению добра. Идеи Христианства станут основополагающими в формировании мировоззрения людей в последующие эпохи.

Диалектика добра и зла в эпоху Средневековья неразрывно связаны с христианской этикой. Христианство преодолела узость Ветхого Завета, обратилось ко всему человечеству, ко всем народам. Это обеспечило всемирное распространение новой религии и огромное количество ее последователей.

В Библии провозглашается идея противодействую злу не ответным злом, а всепоглощающей любовью и мощью добра: «Подставь вторую щеку, если тебя ударили по одной, пройди две мили, если тебя заставили пройти одну…». Зло порождает лишь зло, а добро, выражающееся, в первую очередь, через любовь к Богу и всему живому на планете, способно преодолеть любые преграды.

Огромный вклад в развитие диалектики добра и зла внес Аврелий Августин Блаженный в работе «Исповеди» (IV в. н.э.). в его понимании зло – это уменьшение добра, духовных грех, преступление не только против других людей, но и против самого себя, собственной совести. Он продолжает мысль Аристотеля, говорит о сложности нравственного выбора, о том, как трудно совершать добро, и как легко перейти на сторону зла. Добро, для него, – это «полет доброй души», а зло – «болезнь, безобразие и слабость», добро подчиняется разуму, а зло – страстям [2]. Важное место в его работе занимает свобода выбора человека: он может нести добро, а может совершать дурные поступки и нести за них ответственность. А личностью можно назвать человека, способного управлять своим телом и душой, осознанно выбирающего добро и отказывающегося от зла.

Еще один мыслитель этой эпохи, рассуждавший на тему добра и зла – Фома Аквинский (XIII в. н.э.), представитель средневековой схоластики. Он провозглашал господство интеллекта над волей, а над интеллектом возвышается божественная благодать, которая способствует развитию и совершенствованию человеческой природы, не исключая при этом свободу морального выбора. Но если был сделан неправильный выбор, Бог способен обернуть его во благо. «Созерцание Бога есть конечная цель моральных человеческих действий. Уклонение от этой цели и есть зло» [3].

Диалектика добра и зла в XV-XIX века неразрывна связана с изменениями в экономических и политических сферах жизни. На смену аскетизму пришел антропоцентризм, человек Нового времени активный, творческий и уверенный в себе. Т. Мор и Ж-Ж. Руссо рассматривали человека как изначально доброго, но ставшего злым из-за несовершенств общего. Т. Гоббс и Н. Макиавелли настаивали на обратном и говорили, что человек изначально злой. Но основным вопросом философии Нового времени становится соотношение нового эгоистичного человека с общечеловеческими ценностями и моральными принципами. По мнению философов того времени ответ – в разуме, который ограничивает желания человека и соотносит их с общепризнанными моральными принципами и требованиями.

В «Лекциях по этике» И. Кант осуждает эгоизм и говорит о недопустимости ущемления прав других людей. Человек – существо, которое пребывает и в царстве свободы, так как обладает разумом, и в царстве необходимости, так как подвержен чувствам, слабостям и страстям. А зло можно победить лишь с помощью религии, морали, культуры и воспитания.

По мнению же Ф. Гегеля зло – это лишь часть вечного диалектического становления мира, а мораль – это момент объективного духа, в котором человек свободен внутри себя. Это объективизирует проблему добра и зла и добавляет ему характер историзма. У Гегеля частное подчиняется общему, индивидуальность всевышнему, субъективное объективному.

Эти мысли нашли отражения в трудах Ф. Ницше. В «К генеалогии морали» проблема добра и зла также рассматривается в историко-культурном контексте. Из-за того, что нет четкой линии между добром и злом, а человеческие поступки всегда имеют оценочный окрас, в соотношении добра и зла и трактовке морали и этических категорий всегда важен исторический контекст.

Ницше основывает новое учение о сверхчеловеке как носителя новой орали. Он стоит по ту сторону добра и зла, отбрасывая принципы, провозглашенные Ветхим и Новым заветами и предшествующей философией. По Ницше, «мораль – враг естества, губящая инстинкт жизни и саму жизнь» [4]. Одной из основных черт русской философии XIX – XX веков становится панморализм. Она развивалась на вере в добрую природу человека и его способности к совершенствованию и развитию, мораль в отечественной философии представляется как разносторонний анализ добра.

Проблема добра и зла была широко раскрыта в произведениях великих русских писателей и мыслителей ХIХ Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, которые отразили в них свои духовные искания.

Этика Л. Толстого отличается рационализмом и этическим максимализмом. Он создает этику, которая максимально приближена к реальной жизни человека. В ее основе лежит непротивление злу насилием и организации таких условий жизни, которые приведут к самоуничтожению зла. Л. Толстой отрицает значение отдельной личности на пути нравственного роста и признает превосходство «высшей разумности» над сознанием. Сознание одного человека связано с телесным бытием человека, а вот человечество бессмертно, поэтому доброта определяется Толстым как родовой признак всех людей на Земле. При этом «разумное сознание» проявляется только посредством страдания, поэтому Толстой провозглашает страдание единственным “источником всякого света в душе”.

Толстой говорил, что мораль находится вне науки, искусства и философии, поэтому все, что отрицает моральные закон и не способствует моральному росту человека не должно существовать.

Творчество Ф. М. Достоевского посвящено поиску идеала, выражающемся через единства истины и добра. В романе «Преступление и наказание» писатель пытается определить границы добра и за. Он говорит о том, что идея, которая исключает нравственность как один из столпов общества, изначально ложна: нельзя достигнуть благородную цель низкоморальными средствами.

Для Достоевского добро – источник жизненной силы, основа и главное проявление прогресса, без него невозможно было бы понять истину Бытия. При чем добро – это всегда результат собственных исканий человека, его внутренний идеал, который невозможно достигнуть с помощью принуждения. Добро и зло есть в самом человеке, а потому их нельзя разделять. Также как в душе человека есть задатки добра, также есть и задатки зла. И опасность зла заключается именно в том, что он основывается на естественных порывах человека, пробуждая самые потаенный мрак человеческой души. Совершенное зло открывает перед другими людьми возможность легкого решения их проблем, исключающее нравственность. Достоевский никогда не отодвигал зло в сторону, а, наоборот, хотел познать его тайну, потому что зло – такой же путь человека, как и добро. Познав его, человек способен преодолеть его изнутри, а не остаться бессильным против него.

В XX в. проблема добра и зла становится центральной в религиозной философии. Мыслители ставят перед собой новый вопрос: «Как и почему возникла проблема добра и зла?». По мнению Бердяева, зло произрастает из свободы. Зло, с одной стороны, можно рассматривать как пустоту и небытие, а, с другой стороны, можно присвоить ему и положительный смысл, так как оно дает мотивацию к совершенствованию человеческой жизни.

Еще один вопрос, который ставят перед собой философы XX в., это вопрос об абсолютности добра. Для Соловьева зло – болезни, смерть, голод и войны, добро же – это эволюция, развитие и потенциальное бессмертие. Победа добра означает ликвидацию индивидуальных черт, которые и являются первоисточником зла во всем мире. Весь исторический процесс, по мнению Соловьева, связан с утверждением добра в мире, а зло – необходимое условие истории, порожденное Богом.

Н. О. Лосский говорит об абсолютности добра, его единстве для всех существ, а зло – результат злоупотребления свободой и волей. Человек, по убеждению Лосского, становится личностью только после понимания и принятия абсолютных ценностей, а претворение их жизнь становится для личности главной жизненной целью.

Делая вывод, можно отметить, что на протяжении всего времени существования человечества, общие моральные и нравственные ценности, свойственные людям определенного периода времени, были отражены в диалектике добра и зла. Добро и зло можно назвать фундаментальными категориями для понимания конкретного человека, семьи, больших и малых групп, государств и человеческого общества в целом. Способность людей «различать добро и зло – фундамент нравственности – является истоком культурной цивилизации» [5]. Добро и зло являются противоположностями, которые способствуют развитию всего мира. Без зла не было бы добра, и наоборот.

Проблема добра и зла получает наибольшую актуальность в переломные моменты истории, в моменты трансформации и перемен, когда на смену уже устоявшимся ценностям приходят новые, часто сильно отличающиеся от уже привычных обществу. Из-за этого возникает дезориентация в понимании добра и зла, разрыв между эталоном и действительностью, объективным и субъективным, желанием и необходимостью.


Библиографический список
  1. Атмурзаева Ф.И. Проблема соотношения добра и зла в истории философии (Античность) // Культура. Духовность. Общество. 2016. №22.
  2. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий; пер. с лат. М.Е. Сергиенко. – М.: Канкон +, Реабилитация, 2000. – 463 с.
  3. Атмурзаева Ф.И. Проблема соотношения добра и зла в истории философии (Средневековье) // Культура. Духовность. Общество. 2016. №22.
  4. Атмурзаева Ф.И. Диалектика добра и зла в истории философии (Новое время) // Культура. Духовность. Общество. 2016. №22.
  5. Вавилова Е. Ю. Диалектика добра и зла: социально-философский аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №60.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Остроухова Полина Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация