РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Таратайко Елизавета Константиновна
Воронежский государственный педагогический университет
магистр по направлению «Информатика в образовании»

Аннотация
Статья посвящена формированию цифровых навыков на уроках информатики и во внеурочной деятельности для развития цифровой компетенции школьников.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Таратайко Е.К. Развитие цифровой компетенции современных школьников // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95834 (дата обращения: 05.11.2024).

Бурный темп развития информационных технологий привел к появлению различных технических средств, с которыми сейчас сталкиваются повсеместно, к растущему потоку информации и новым виткам информационного общения и взаимодействия. Стратегически важной задачей государства и современного учителя стало формирование цифровой образовательной среды. Для выполнения данной задачи необходимо перестроить традиционные взгляды и обратить внимание на появление новых и актуальных технологий, иными словами выделить навыки XXI века, среди которых немаловажное значение играет цифровая грамотность.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения [2, с.27].

Цифровая грамотность как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, включает в себя:

  • Цифровое потребление;
  • Цифровые компетенции;
  • Цифровая безопасность.

Цифровые компетенции — это навыки, необходимые человеку для эффективного пользования технологиями [1].

Цифровая компетентность подразделяется на виды:

  • Информационная и медиа компетентность (поиск информации, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента);
  • Коммуникативная компетентность (использование функционала социальных сетей);
  • Техническая компетентность (использование цифровых устройств, синхронизация устройств);
  • Потребительская компетентность (финансовые операции, онлайн-покупки).

В результате появления смешанного обучения и опыта работы в дистанционном формате, в нашей школе было включено много элементов цифровых технологий в процесс преподавания и изучения учебных дисциплин социально-гуманитарного, естественно-математического и общепрофессионального циклов.

Для развития цифровых компетенций на уроках информатики и в рамках внеурочной деятельности «Информатика в жизни каждого» и «Инженерный клуб» можно использовать следующие ресурсы:

  1. Облачные технологии для обмена файлами с возможностью совместного редактирования и хранения информации (Google Drive и его дополнения, ЯндексДиск, Облако Mail.ru);
  2. Онлайн-курсы для дополнительного обучения (Stepik, Лекториум, GeekBraines, Фоксворд, Сoursera, ИНТУИТ);
  3. Онлайн-платформы для смешанного обучения (Яндекс.Учебник, ЯКласс, Internetурок);
  4. Специализированные онлайн-уроки «Урок цифры», «Единый урок по безопасности в сети интернет»;
  5. Приложения на смартфоне (например, YouCut для монтажа видеороликов);
  6. Социальные сети для оперативного общения (VK, Instagram);
  7. Платформы для видео-конференций и общения в реальном времени (Zoom, Skype, Discord);
  8. Образовательные видеоролики на платформе YouTube (например, канал «Инфоурок»)
  9. Методическая литература (Рабочие тетради по курсу «Кибербезопасность», лекции и практикум «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» Г.У. Солдатовой; рабочие тетради, материалы для родителей и обучающихся «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюговой);
  10. Сайты для изучения программирования в игровом формате (CodeMonkey, CodeCombat).

При использовании данных ресурсов, современные школьники углубленно знакомятся с цифровой средой и поднимают свои цифровые навыки на новый уровень, помогая при этом себе и родителям лучше разбираться в реалиях нового времени.


Библиографический список
  1. Кузьмина М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 с.
  2. Сорокина Н.И. Формирование цифровых компетенций у современной молодёжи: проблемы, опыт, перспективы / Н.И. Сорокина и др. – Екатеринбург: Педагогическое образование в Росии, 2019. – №6. – с. 24-29


Все статьи автора «Таратайко Елизавета Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: