Бурный темп развития информационных технологий привел к появлению различных технических средств, с которыми сейчас сталкиваются повсеместно, к растущему потоку информации и новым виткам информационного общения и взаимодействия. Стратегически важной задачей государства и современного учителя стало формирование цифровой образовательной среды. Для выполнения данной задачи необходимо перестроить традиционные взгляды и обратить внимание на появление новых и актуальных технологий, иными словами выделить навыки XXI века, среди которых немаловажное значение играет цифровая грамотность.
Цифровая грамотность способствует успешному обучению: обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения [2, с.27].
Цифровая грамотность как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, включает в себя:
- Цифровое потребление;
- Цифровые компетенции;
- Цифровая безопасность.
Цифровые компетенции — это навыки, необходимые человеку для эффективного пользования технологиями [1].
Цифровая компетентность подразделяется на виды:
- Информационная и медиа компетентность (поиск информации, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента);
- Коммуникативная компетентность (использование функционала социальных сетей);
- Техническая компетентность (использование цифровых устройств, синхронизация устройств);
- Потребительская компетентность (финансовые операции, онлайн-покупки).
В результате появления смешанного обучения и опыта работы в дистанционном формате, в нашей школе было включено много элементов цифровых технологий в процесс преподавания и изучения учебных дисциплин социально-гуманитарного, естественно-математического и общепрофессионального циклов.
Для развития цифровых компетенций на уроках информатики и в рамках внеурочной деятельности «Информатика в жизни каждого» и «Инженерный клуб» можно использовать следующие ресурсы:
- Облачные технологии для обмена файлами с возможностью совместного редактирования и хранения информации (Google Drive и его дополнения, ЯндексДиск, Облако Mail.ru);
- Онлайн-курсы для дополнительного обучения (Stepik, Лекториум, GeekBraines, Фоксворд, Сoursera, ИНТУИТ);
- Онлайн-платформы для смешанного обучения (Яндекс.Учебник, ЯКласс, Internetурок);
- Специализированные онлайн-уроки «Урок цифры», «Единый урок по безопасности в сети интернет»;
- Приложения на смартфоне (например, YouCut для монтажа видеороликов);
- Социальные сети для оперативного общения (VK, Instagram);
- Платформы для видео-конференций и общения в реальном времени (Zoom, Skype, Discord);
- Образовательные видеоролики на платформе YouTube (например, канал «Инфоурок»)
- Методическая литература (Рабочие тетради по курсу «Кибербезопасность», лекции и практикум «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» Г.У. Солдатовой; рабочие тетради, материалы для родителей и обучающихся «Финансовая грамотность» Ю.Н. Корлюговой);
- Сайты для изучения программирования в игровом формате (CodeMonkey, CodeCombat).
При использовании данных ресурсов, современные школьники углубленно знакомятся с цифровой средой и поднимают свои цифровые навыки на новый уровень, помогая при этом себе и родителям лучше разбираться в реалиях нового времени.
Библиографический список
- Кузьмина М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 с.
- Сорокина Н.И. Формирование цифровых компетенций у современной молодёжи: проблемы, опыт, перспективы / Н.И. Сорокина и др. – Екатеринбург: Педагогическое образование в Росии, 2019. – №6. – с. 24-29