ВЕЛИКИЙ ЧАЙНЫЙ ПУТЬ КАК ГЛАВНЫЙ РУССКО-КИТАЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ МАРШРУТ

Гумелёв Василий Юрьевич1, Бандурка Владислав Борисович2, Гумелёва Галина Васильевна3
1Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, кандидат технических наук, старший научный сотрудник
2Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, кандидат исторических наук, профессор
3

Аннотация
Рассмотрена краткая история так называемого Великого чайного пути. Этот торговый путь в течение нескольких столетий являлся главным торговым маршрутом, связывающим Россию и Китай. Для дальнейшего экономического развития Сибири и Дальнего Востока, а также для расширения торговли с Китаем во второй половине XIX века в России возникла необходимость строительства транссибирской железнодорожной магистрали.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Бандурка В.Б., Гумелёва Г.В. Великий чайный путь как главный русско-китайский торговый маршрут // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95815 (дата обращения: 14.03.2024).

В XV–XVI веках товарообмен, культурный обмен и обмен информацией и идеями по Великому шелковому пути, продолжавшийся более полутора тысячелетия [1, 2], потерял свое глобальное значение в связи с практическим прекращением функционирования данного торгового маршрута как трансконтинентальной торговой магистрали [Х3]. Но отдельные маршруты Великого шелкового пути продолжали успешно функционировали вплоть до XVIII века.

Появились и новые евразийские сухопутные пути, так сказать, регионального значения, которые связывали между собой крупнейшие державы Евразийского континента, да и мира, – Китайскую Империю и Русское Царство, затем и Российскую Империю. Например, таким путем был Сибирский тракт, известный также под названиями Большой тракт и Главный сибирский почтовый тракт (рисунок 1). Этот трансконтинентальный торговый маршрут может считаться одним из поздних северных вариантов западного маршрута Великого шелкового пути.


источник: Коньшин А. И., профессор, доктор исторических наук. История сибирских трактов. URL: http://vsenaural.ru/istoriya-sibirskih-traktov/.

Рисунок 1. Сибирский тракт, соединявший Россию и Китай через город Троицкосавск (Кяхту), XVIII–XIX века

В XVI веке правительство Русского царства имело вполне конкретные сведения о Китае как об очень богатой стране с процветающей торговлей. Эти сведения поступали как от русских, так и от иностранных купцов. В годы правления матери Ивана Грозного – Елены Глинской – в Москве была построена новая крепостная стена, примыкавшая к некоторым кремлевским башням. В районе города Москвы, окруженном Китайгородской стеной, проживали ремесленники и купцы, процветала торговля.

Видимо уже в те времена русский народ именно с Китаем связывал многолюдную бурную торговлю всевозможными товарами. Возможно, из-за этого и стал московский пригород называться Китай-городом [4]. В 1557 году русский царь дал английскому купцу Антонию Джекинсону право на свободный проезд до Астрахани. Англичанин собирался проникнуть в Китай, но продвинуться на восток дальше Бухары ему не удалось [5, с. 6]. При китайской династии Мин: «Первая русская миссия во главе с И. Петлиным, открывшая сухопутный маршрут из Европы в Китай через Сибирь и Монголию, была направлена в Пекин в 1618 г.».

Иван Петлин был сибирским казаком из Томска, перед его миссией была поставлена дипломатическая (установить отношения с Китаем) и разведывательная (установить безопасные пути в Китай) задачи [6].

В 1666 году из Москвы в Китай был отправлен первый торговый караван, во главе которого были поставлены боярский сын Иван Перьев и Сектула Аблин, купец из далекой Бухары. Исторически так сложилось, что торговцы их этого города часто бывали посредниками в российской торговле с восточными странами. Несмотря на все потери и огромные торговые издержки, общий итог торговли И. Перьева в Китае оказался чрезвычайно выгодным для русской казны. Прибыль от продажи русских товаров в Пекине составила около 200%. Китайские товары, привезенные в Россию, были проданы с трехкратной прибылью, причем с учетом всех дорожных издержек. В правительственных и торговых кругах России первые результаты торговых отношений с Китаем вызвали исключительный интерес к торговле с этой дальневосточной державой.

Китайское правительство было против открытия своих рынков для российских товаров и, одновременно, не желало продавать свои товары русским купцам. По итогам русско-китайской войны, главными событиями которой были две героические обороны (в 1685 и в 1686–1687 годах) Албазинского острога (крепости) русскими казаками от нападения маньчжурских (цинских) войск [7] был заключен так называемый Нерчинский трактат.
Первая осада окончилась падением острога. Уже после заключения Нерчинского трактата – договора о мире, русским войскам все же пришлось оставить Албазин, хотя осаду 1686–1687 годов русский гарнизон крепости успешно отразил. Согласно [7, с. 186]: «Албазин вскоре после подписания договора был разорен, а его население и гарнизон выведены в Нерчинск».

Торговый маршрут начал регулярно функционировать как международный со второй половины XVII века, точнее с 1689 года – после подписания Нерчинский договора (трактата), первого мирного договора между Россией (Русским царством) и Китаем (Империей Цин), определивший границу между двумя странами (рисунок 2).


источник: сайт «Наука из первых рук». Хартанович Мария Валерьевна. Тунгусские князья Гантимуровы. URL: https://scfh.ru/papers/tungusskie-knyazya-gantimurovy/?sphrase_id=13057475.

Рисунок 2. Границы между Русским царством и Империей Цин по Нерчинскому договору 1689 года

Но большие затруднения в ходе работы над договором возникли с пунктом, в котором была бы разрешена русско-китайская торговля и свободное перемещение для лиц, снабженных специальными проезжими грамотами.

Вопрос о ведении взаимной торговли все же был решен русскими дипломатами положительно [7, с. 183–186] и русско-китайская торговля с момента подписания Нерчинского договора продолжила развиваться активнее, чем до этого события. Китайское правительство вынуждено было открыть свои рынки для товаров из России.

Торговля русских купцов с Китаем поначалу находилась под жестким правительственным контролем. В Китае русские купцы закупали в основном предметы роскоши для высших слоев российского правящего класса, в том числе и для императорского двора [8, 9]. Со временем все большое значение в русско-китайской торговле стал занимать экспорт чая из Китайской Империи. Основная по объему закупка чая проводилась в Кяхте (город был основан как торговая слобода при Троицкосавском остроге в 1727 году) на границе с Цинской Империей и в древнем китайском городе Калган (рисунок 1).

Чай везли в Россию, главным образом, по рекам: летом – на лодках и баржах, зимой – на санях (рисунок 3).


источник: сайт «Все о чае». URL: http://teafusion.ru/2016/02/16/26070/.

Рисунок 3. Чайный обоз зимой 1890 года. Художник П. М. Кошаров. Томск, 1890 год

Из Китая кроме чая вывозились и другие товары широкого потребления. В-первую очередь ткани: хлопчатобумажные и шелк, а также шелк-сырец для производства собственных шелковых тканей. Также значительную долю китайского экспорта составляли табак и сахар. Большой популярностью пользовался в России такой специфический китайский продукт как корни ревеня, применявшийся в китайской медицине как противовоспалительное и желчегонное средство еще в III тысячелетии до Р. Х.

Большая доля российского экспорта в эту страну долгое время составляла пушнина: шкурки соболя, горностая и белки. Постепенно и синхронно с увеличением объемов закупок китайского чая, среди российских экспортных товаров стала возрастать доля продаваемых в Китай кож, изготовленных непосредственно в Сибири, прежде всего – юфти, которую выделывали из свиных и конских шкур, шкуры крупного рогатого скота. И хотя сибирские кожи нередко по качеству уступали аналогичному товару из европейской части России, но в Сибири их выделывалось в количестве достаточном для обеспечения китайского спроса, а доставка в Китай сибирских кож обходилась значительно дешевле, чем европейских.

Отметим, что Россия на протяжении столетий продавала другим странам главным образом пять «больших товаров», в состав которых входили лен, пенька, сало, юфть, кожи. С начала XIX века одним из основных российских экспортных товаров становится зерно пшеницы – хлеб. И его продажа заграницу постоянно увеличивается. Например, в 1861 году Российская империя экспортировала около 1,3 млн. т зерна (81,2 млн пудов), что почти в четыре раза больше, чем в 1815 году.

По аналогии с Великим шелковым путем сухопутный Сибирский тракт получил название Великий чайный путь. Он оказал огромное влияние на освоение и развитие сибирских земель, на судьбу многих сибирских городов. Например, Иркутск играл важнейшую роль с конца XVIII до середины XIX века как товарораспределительный центр трансконтинентальной торговли, и этот факт отразился как на внешнем облике, так и исторической судьбе города.

Великий чайный путь в отличие от Великого шелкового пути не имел интернационального значения. Он на протяжении нескольких столетий являлся всего лишь одним из стабильных сухопутных торговых путей, связывающих Россию с Китаем. Хотя со временем употребление напитка из листьев чайного куста (камелии китайской) в России стало своеобразным ритуалом и народным обычаем, получившим широкое распространение во всех слоях русского общества.

Морские и отчасти сухопутные торговые пути также позволяли вести торговлю Русскому государству и русским купцам со многими другими странами Европы, Азии и с Русской Америкой. Ведущее место в российской торговле, безусловно, занимало европейское направление – крупнейшими партнерами России на протяжении столетий были Великобритания, Голландия, Германия, Франция, страны северной и южной Европы [10, с. 256, 415, 492–495, 510]. В середине XIX века Российская империя «являлась крупнейшим мировым поставщикомсельскохозяйственной продукции» в первую очередь на европейские рынки.

Технический прогресс не стоит на месте. В конце XIX века экономика Российской империи стала настоятельно требовать строительства транссибирского железнодорожного пути. Дальнейшее экономическое развитие России не могло нормально протекать без включения во внутри российский хозяйственный оборот огромной территории Сибири и Дальнего Востока. Сибирь богата самыми разнообразными природнымиресурсами, ее юг с древнейших времен являлся крайне благоприятным по своим климатическим условиям регионам для развития сельского хозяйства – как земледелия, так и скотоводства. Однако из-за отсутствия надежных путей сообщения населения Сибири было малочисленно, сельскохозяйственное производство не носило товарного характера, а разработка полезных ископаемых велась в ограниченных масштабах.Как водный, так и гужевой транспорт были медленными и дорогими. Данные виды транспорта не были способны обеспечить массовую переброску войск и вооружений из европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток. В XIX создались вполне реальные геополитические предпосылки к утере Российской империей значительной части своих восточных территорий [11].

Необходимо было решать вопрос о распространении на Сибирь и Дальний Восток самого быстроходного и экономически выгодного по тем временам сухопутного транспорта – железнодорожного [12, с. 556–557].

И Российская империя в сжатые сроки сумела проложить самую протяженную в мире железнодорожную магистраль, связавшую промышленные центры европейской части России с Сибирью и Дальним Востоком.


Библиографический список
  1. Гумелёв В. Ю. Великий шелковый путь как историческая ось глобализации: скифо-сарматская эпоха / В. Ю. Гумелёв, В. Б. Бандурка, Т. М. Юдин // Синергия наук. № 32 (февраль). 2019. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article4038 (дата обращения: 18.02.2019).
  2. Гумелёв В. Ю. Великий шелковый путь при тюркской гегемонии в Великой Степи / В. Ю. Гумелёв, А. В. Пархоменко // Синергия наук. № 32 (февраль). 2019. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article4104 (дата обращения: 25.02.2019).
  3. Бандурка В. Б. Закат Великого шелкового пути и его геополитические последствия / В. Ю. Гумелёв, В. В. Елистратов // Синергия наук. № 33 (март). 2019. URL: http://synergy-journal.ru/archive/article4176 (дата обращения: 11.03.2019).
  4. Сайт «РусАрх. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры». Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. URL: http://www.rusarch.ru/kondratiev1.htm.
  5. Силин Е. П. Кяхта в XVIII веке [Текст] / Е. П. Силин. Иркутск: ОГИЗ. Иркутское областное издание, 1947. 204 с.
  6. Сайт «Города и остроги земли Сибирской». Артемьев А. Р. Новые материалы о героической обороне Албазинского острога в 1685 и 1686–1687 годах. URL: http://ostrog.ucoz.ru/publ/a/1-1-0-6.
  7. Яковлева П. Т. Первый русско-китайский договор 1689 года: отв. редактор Л. Г. Бескровный / П. Т. Яковлева. М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. 213 с.
  8. Сайт «Drevlit.ru: Библиотека древних рукописей». «Еду я для торговаго своего промыслу …». Китайские товары в России XVIII в. [Электронный ресурс]. URL: http://drevlit.ru/docs/kitay/XVIII/1700-1720/Kit_tovary_v_rossii/text.php.
  9. Сайт «Сибирика». Иван Носков. Кяхта. 1861. URL: http://sibirica.su/sunduk/kyachta.
  10. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под
ред. А. Н. Сахарова. М. : Проспект, 2012. 768 с.
  11. Сайт «Большая Советская Энциклопедия. БСЭ 1969–1978 гг.». Петропавловская оборона 1854. URL: http://bse.sci-lib.com/article088785.html.
  12. История железнодорожного транспорта России. В 3-х томах Т. 1: 1836–1917 гг. СПб. : 1994. 336 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гумелева Галина Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация