ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РУССКОГО ОФИЦЕРСТВА КОНЦА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА, ИДЕЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ БАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Горохова Надежда Владимировна1, Зайцев Евгений Владимирович2
1Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, заведующий методическим кабинетом кафедры управления социально-политических процессов и истории факультета управления и развития сельских территорий
2Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, обучающийся 2 курса магистратуры по направлению 38.04.04 Государственное и муниципальное управление факультета управления и развития сельских территорий

Аннотация
В статье предоставлен краткий анализ одной из форм социокультурной реальности военной службы конца XVIII – начала XIX века в части возникновения балов, привития бальной культуры в обществе, в частности в офицерской среде. Рассматривается положительное влияние привития танцевальной культуры в обществе в целом, озвучивается идея возрождения бальной культуры в современных условиях, в целях улучшения культурно-бытового обслуживания населения в Пушкинском районе г. Санк-Петербурга.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горохова Н.В., Зайцев Е.В. Один из основных факторов культурной жизни русского офицерства конца XVIII – начала XIX века, идея возрождения бальной культуры на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95680 (дата обращения: 21.04.2024).

Петр первый – как основоположник всего нового и прогрессивного в России, как ему было и свойственно, не мог обойти стороной такую составляющую форму жизни привилегированного общества, форму дворянской праздничной культуры, как балы.

Начиная с Петровских времен в России появляются первые балы, балы-маскарады, которые со временем становятся одной их форм дворянской культуры. Конечно, такого рода развлечения не были новыми изобретениями Петра первого. Они были заимствованы, как и многое другое, из прогрессивной в те времена Европы. Далеко не сразу эти мероприятия были с восторгом приняты русским дворянством. Иногда воспринимались даже как нежелательные, поскольку зачастую, были просто на просто, принудительными…

Однако, молодое поколение дворян, как и свойственно, молодежи любого времени, довольно благосклонно отнеслось к такого рода «принуждению», и восприняло эти нововведение, как одно из интереснейших и приятных способов проведения своего досуга.

Неминуемо такие нововведения, как балы и балы-маскарады, коснулись и армейской среды.

Балы становятся… «областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта. Бал оказался, с одной стороны, сферой, противоположной службе – областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя выше стареющего, побывавшего в сражении полковника» [1]. Возникла необходимость уметь танцевать и владеть определённым бальным этикетом.

Так сложилось, что в начале XIX века лучшими танцорами стали считаться именно военные. Военная выправка, безукоризненность военных мундиров, сама манера его ношения, благородство, – все эти черты были неизменно присущи российскому офицерству и не могли не сказаться на популярности военных, в том числе и на бальных церемониях.

После войны 1812 года балы стали столь популярны, что по воспоминаниям современников столица «плясала отчаянно». При этом решался и такой вопрос, как женитьбы военных, что, конечно, было весьма затруднено в годы войн и походов. А дамы на балах могли подобрать себе подходящую партию [2].

Постепенно появляется традиция проведения самих полковых праздников. Даже по случаю юбилейных дат в некоторых полках давались балы или танцевальные вечера.

В николаевское время появляется строгая регламентация балов и танцевальных вечеров. Постепенно бальные традиции проникали и вреду гвардейских нижних чинов, что очень приветствовалось офицерами. Каждый солдат мог приглашать на бал своих знакомых дам. Все офицеры присутствовали на балу и танцевали с приглашенными барышнями [3]. Получается, что многие солдаты вполне владели искусством бальных танцев, а офицеры-дворяне не чурались выступить галантными кавалерами перед простыми дамами и танцевать с ними, как с равными.

В начале XIX века обучение бальным танцам велось в таких элитных учебных заведениях, как Императорский Царскосельский лицей, в частных школах и иностранных пансионах. Со временем, такое обучение стало обязательным во всех военно-учебных заведениях. Причем, обучению танцам уделялось очень серьезное внимание. По воспоминаниям обучающихся в Первом Санк-Петербургском кадетском корпусе командир «добивался в танцах такой же отчетливости в исполнении, как в строевых занятиях» [4].

Как упоминалось выше, балы стали приобретать свою регламентацию и стали различаться, прежде всего их уровню, помпезности и составу участников. Большой популярностью пользовались балы-маскарады, где значительное внимание уделялось оформлению и подготовке костюмов, в соответствие теме бала-маскарада. К тому же, отличительной особенностью балов-маскарадов было то, что в них могли принять участие все желающие. Остальные виды балов, такие как: императорские, они же придворные, послов иностранных государств, губернаторские, предводителя губернского дворянства, частные балы, они же, семейные, которые моли быть организованы самостоятельно в рамках какой-то одной дворянской семьи.

Само собой разумеется, что придворные балы давались исключительно для избранной публики. При этом, в клубах и собраниях того времени, организовывалась открытые танцевальные вечера. Зачастую, они носили благотворительный характер.

Частные или семейные балы отличались своим разнообразием. Здесь и сословные, и календарные (по случаю различных семейных событий), и тематические, и детские… Здесь, как правило, собиралась хорошо знакомая друг другу публика. Атмосфера таких балов была непринужденной, свободной и дружественной, мероприятие больше походило на семейный праздник [5].

Самый строгий этикет соблюдался на придворных балах. Сюда и военные, и штатские должны были являться в мундирах. Офицеры обязаны были являться на придворные балы в парадных мундирах, белых панталонах и белых перчатках, в особенно торжественных случаях в бальных формах (grand gala). Эта бальная форма была установлена для всех офицеров всех оружий, кроме уланских и казачьих полков, которые и на парадных балах сохраняли свою форму [6].

«Выезды в свет представляли для молодых офицеров чуть ли не служебную обязанность, и каждый полк имел своих почти профессиональных танцоров» [7].

Строгая регламентация бальных мероприятий сохранялась на протяжении всего XIX века. Начало XX века было ознаменовано рядом военных и социальных потрясений, поэтому в бальной культуре в этот период наступило некоторое затишье.

Последний бал при дворе русского императора состоялся в феврале 1914 года, а уже летом страна вступила в Первую мировую войну… Война, а за ней революция 1917 года положили конец не только бальной культуре, но и всей Российской империи…

В настоящее время робкими шажками просматривается возрождение бальной культуры. Открывается великое множество различных танцевальных кружков и студий в основном, для детей дошкольного и школьного возраста. Однако взрослое население отчасти лишено такого вида досуга.

В Пушкинском районе по официальным данным, опубликованным в Царскосельской газете № 19 от 27 мая 2021 г., восемь учреждений дополнительного образования, два учреждения молодежной политики, девять учреждений культуры. В Царском Селе, ныне г. Пушкин, традиционно размещены военные гарнизоны и военные учебные заведения, гарнизонный Дом офицеров.

В Пушкинском районе г. Санкт-Петербурга на данный момент времени, организуя взаимодействие органов местного самоуправления с начальником дома офицеров, военно-политическими отделами военных учебных заведений г. Пушкина и другими учебными и культурно-досуговыми заведениями города в целях сохранения и наращивания культурно-бытового обслуживания, складывается замечательная возможность возрождения бальных традиций, охватывающих широкий круг участников, включающий и военнослужащих, и гражданское население города.


Библиографический список
  1. Лотман Ю.В. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв. СПб: Искусство-СПб, 1994. С. 91.
  2. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII – начала XIX вв М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. С. 221.
  3. Воронович Н.В. Потонувший мир. Очерки прошлого: 1891-1920. М.: Воениздат, 2001. С. 212.
  4. Воспоминания Д.А. Скалона // Русская старина. 1907. Т. 132. № 11. С. 79-81; 1908. Т. 133. С. 69-70; Т. 134. № 4. С. 185-195.
  5. Культура университетского бала: монография / Е.Н. Нархова, Т.А. Чегодаева, Н.И. Ботова, Д.Ю. Нархов, В.Н. Давыдов, Е.В. Кузьмина. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2018. С. 139-144.
  6. Колокольцев Д.Г. Лейб-гвардии Преображенский полк в воспоминаниях его старого офицера. 1831-1846 // Русская старина. 1883. Т. 38. № 5-6. С. 614-615.
  7. Цит. по: Культура университетского бала… С. 219.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зайцев Евгений Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация