УДК 159.99

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИЛОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Галиуллина Алина Талгатовна
Елабужский институт Казанского федерального университета
студентка 5 курса

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема высокой заинтересованности девушек к занятиям силовыми видами спорта. Несмотря на большое количество исследований по данной проблематики ученые так и не пришли к единому мнению. Одни авторы научных исследований считают, что стремление заниматься мужскими видами спорта негативно влияет на состояния и свойства личности девушек, а другие - положительно.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галиуллина А.Т. Оценка состояний и свойств личности спортсменок, занимающихся силовыми видами спорта // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95650 (дата обращения: 26.01.2023).

Научный руководитель – доцент, кандидат филологических наук  Волкова К.Р.

 

Цель: оценить состояния и свойства личности девушек, занимающихся силовыми видами спорта.

Введение: Вопросы, связанные с так называемой женской проблематикой, занимают сегодня одно из лидирующих позиций в различных областях: истории, социологии физической культуры и спорта (далее ФК и С), этнологии, психологии и многих других. Устойчивый интерес к изучению женской проблематики в рамках гендерных исследований сохраняется уже на протяжении 20 лет. Данным вопросом заинтересованы ученые и научные деятели как России, так и зарубежных стран.

А.С. Дамадаева в своих исследованиях приходит к заключению, что «спортсменки, специализирующиеся в единоборствах, являются более маскулинными в психологическом отношении, чем спортсменки, занимающиеся фемининными видами спорта. Они отличаются развитой волей, большей агрессивностью и более высокой самооценкой ряда качеств, которые обычно ассоциируются с мужественностью»[2]. В.К. Сафонов в своих работах подчёркивает, что «уровень спортивной квалификации проявляется в большей гибкости (управляемости) рациональной, конструктивной агрессии)»[4]. А.Л. Ворожбитова считает, что вовлечение женщин «в такие виды спорта, которые изначально были только маскулинными: спортивные единоборства, тяжёлую атлетику, бодибилдинг, бои без правил и другие» приводит к тому, что у спортсменок «гендер чаще, чем во многих других областях жизни, входит в противоречие с биологическим полом, что требует практических мер по нейтрализации возможных негативных последствий психологического, биологического, социального, культурного характера»[1].

Применение  методологических подходов позволяет наиболее детально разобраться во влиянии ФК и С на психологию девушек. Понять каким образом мышление влияет на развитие женского спорта. Знания особенностей процесса формирования свойств и состояний личности спортсменок помогают в понимании их психологической сущности.

Исследователь Л.И. Лубышева пишет: «Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие веские для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только противника, но и себя самого»[3]. Интересным является тот факт, что в спортивной деятельности такие нарушения и отклонения от нормы считаются необходимые для достижения успеха. Перечисленные Лубышевой качества, которые воспитывает спорт, выглядят очень заманчивыми. Спортсмены изо дня в день преодолевая усталость и боль создают запас прочности, формируют внутренний стержень, который и позволяет добиваться успеха и в других сферах жизни и даёт чувство уверенности и внутренние ресурсы[3].

Методы и методика

В нашем исследовании для оценки свойств и состояний личности спортсменок мы использовали «Фрайбургский многофакторный опросник FPI». Авторами данной методики являются: А.А. Крылов и Т.Н. Ронгинская. В нем приняли участие студентки высших и средних  учебных заведений. Участницами стали девушки в возрасте от 18 до 30 лет, занимающиеся армрестлингом и пауэрлифтингом. В группу респонденток, занимающихся силовыми видами спорта, входили обладательниц таких званий, как МСМК, МС, а также  спортивных разрядов от первого до третьего. Средний возраст спортсменок на момент участия в анкетировании составил – 21,2 лет. Всего в проведенном нами исследовании приняли участие 30 респонденток.  Исследование проводили в онлайн формате с помощью социальных сетей.

В основу исследования лег многофакторный опросник FPI. Он предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.  Опросник FPI содержит 12 шкал, диагностирующих невротичность, спонтанную агрессивность, депрессивность, раздражительность, общительность, уравновешенность, реактивную агрессивность, застенчивость, открытость, экстраверсию-интроверсию, эмоциональную лабильность, маскулинность-фемининность.

Всего в опросники 114 вопросов. На каждых из которых испытуемому необходимо ответить «да» или «нет». Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой лиц.

Результаты и их обсуждения

По данным проведенного нами исследования мы получили следующие результаты наших участниц(рис.1)

Шкалы

Среднее значение показателей

 I(невротичность) 5,9
II(спонтанная агрессивность) 4,6
 III(депрессивность) 2,7
 IV(раздражительность) 2,9
 V(общительность) 6,2
VI(уравновешенность) 7,4
VII(реактивная агрессивность) 5,7
 VIII(застенчивость) 6,8
IX(открытость) 8,2
X(экстраверсия-интроверсия) 8,1
XI(эмоциональная лабильность) 5,4
XII(маскулинность-фемининность) 5,6

 Рисунок 1. «Результаты по методике многофакторного опросника личности FPI среднее значение»

Отдельно проанализируем каждый показатель, а затем сделаем общий вывод.

1)Шкала I(невротичность)-5,9. Характеризует уровень невротизации личности. Используя психологическую терминологию, такой тип можно характеризовать как нервный, болезненный, не умеющий выйти из положения, уделяющий внимание собственным чувствам. Для лиц со средним показателем по данной шкале характерны: спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, объективность в оценке себя и других людей, постоянство в планах и привязанностях, способность принимать правильные решения.

2)Шкала II(спонтанная агрессивность)-4,6. Средние оценки по шкале  «Спонтанная агрессивность» свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными требованиями, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения,  в том числе и о сужении круга интересов и ослаблении влечений.

3)Шкала III(депрессивность)-2,7. Даёт возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Низкие баллы по шкале отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость.

4)Шкала IV(раздражительность)-2,9. Позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Для лиц с низкими значениями характерны такие черты, как чувство ответственности, добросовестности, стойкости моральных принципов, терпимости.

5)Шкала V(общительность)-6,2. Характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Средний показатель по данной шкале позволяет говорить о наличие умеренной потребности в общении и временной готовности к удовлетворению этой потребности. Подобный тип характеризуется как общительный, подвижный, предприимчивый. В тоже время они могут проявлять и отсутствие живых, трепещущих эмоций, холодность, формальность межличностных отношений.

6)Шкала VI(уравновешенность)-7,4. Отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресса. Им свойственны уверенность в себе и своих действиях. Такой тип хорошо настроен, активен, устойчив, спокоен, деятелен.

7)Шкала VII(реактивная агрессивность)-5,7. Средний показатель по шкале свидетельствует о наличие у опрошенных респонденток лидерских качеств. Они способны отстаивать свое мнение, быть авторитарными, но в тоже время и уступчивыми в некоторых ситуациях. Скромные и независимые одновременно.

8)Шкала VIII(застенчивость)-6,8. Отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающие по пассивно-оборонительному типу. Средний балл свидетельствует о способности людей не терять самообладание. Характеризует в меру сдержанных и решительных людей. Такой тип не рискует напрасно  и не теряется при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами.

9)Шкала IX(открытость)-7,2. Позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Данный тип характеризуется как открытый, способный признать собственные недостатки  и ошибки. На основании высоких показателей по данной шкале можно говорить об искренности и правдивости ответов респонденток.

10)Шкала X(экстраверсия-интроверсия)-8,1. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о наличии следующих характерных  качеств: стремление к лидерству, активность, легкость в общении и умении находить общие темы для разговора, охотно берущих на себя главенствующие роли во взаимоотношении с окружающими.

11)Шкала XI(эмоциональная лабильность)-5,4. Средний показатель по шкале свидетельствует об эмоциональной стабильности человека. Представители данного типа в меру устойчивы и неустойчивы. Способны вовремя взять себя в руки и контролировать свои эмоции. У них достаточный уровень саморегуляции. Им не свойственны частые перепады настроения и депрессивность.

12)Шкала XII(маскулинность-фемининность)5,6.  Средний показатель по данной шкале характеризует людей включающих в себя сильные качества психической деятельности протекающих как по мужскому, так и женскому типу.  Таких людей характеризует высокий уровень устойчивости к стрессам, благодаря наличию мужских и женских особенностей характера. Им также характерно умение хорошо адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Обладатель андрогинных качеств более гармоничен и осознан в принятие себя полноценно.

Из всего вышесказанного следует вывод:

Девушки, занимающиеся силовыми видами спорта эмоционально устойчивы. Они добросовестно выполняют любую работу, ответственно подходят к решению задач в различных сферах деятельности. Им характерны спокойствие, эмоциональная зрелость, объективность в отношении как себя, так и других людей.  Несмотря на высокий уровень коммуникабельности, у них узкий круг приближенных лиц. В тоже время они могут проявлять и отсутствие живых, трепещущих эмоций, холодность, формальность межличностных отношений.

Участницам анкетирования свойственна стойкость моральных принципов, способность принимать правильные решения в сложных ситуациях за короткий отрезок времени. Обладают хорошей защищенностью к воздействию от стресса. Им свойственны уверенность в себе и своих действиях. Такой тип хорошо настроен, активен, устойчив, спокоен, деятелен. Представительницы силовых видов спорта открыты, способны признать собственные недостатки и ошибки, в меру сдержаны и не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами. Скромные и независимые одновременно. Несмотря на наличие лидерских качеств, способны уступать другим.

Способны вовремя взять себя в руки и контролировать свои эмоции. У них достаточный уровень саморегуляции. Им не свойственны частые перепады настроения и депрессивность.

Таких людей характеризует высокий уровень устойчивости к стрессам, благодаря наличию мужских и женских особенностей характера. Им также характерно умение хорошо адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Обладатель андрогинных качеств более гармоничен и осознан в принятие себя полноценно.


Библиографический список
  1. Дамадаева А.С. Спортивно-важные качества личности мужского и женского пола//Учёные записки университета имени П.Ф.Лесгафта. – 2017. – №3(73).  – 48-51с.
  2. Сафронов В.К. Психология в спорте: Теория и практика. – СПб.: Изд-во С. – Петерб.Ун-та. 2018. – 232с.
  3. Ворожбитова А.Л. Гендерные компоненты теории физической культуры: автореф.дисс…канд.пед.наук.-Майкоп, 2018.
  4. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект// Теория и практика физической культуры. – 2016 №6. – С.13-16.
  5. Цикунова Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных видах спорта диссертация.- СПб., 2018. –181с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Галиуллина Алина Талгатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация