СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В данной статье анализируется сущность личностно-ориентированной модели обучения. Авторы характеризуют понятие личностно-ориентированной модели обучения, обозначают актуальность её применения. Также в статье выделяются условия оптимальности применения данной модели в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Федосеева Л.А. Сущность личностно-ориентированной модели обучения // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/06/95352 (дата обращения: 19.04.2024).

В настоящее время наиболее актуальная задача современной образовательной организации состоит во всестороннем развитии личности обучающегося. При этом образовательный процесс должен быть организован так, чтобы наиболее полно обеспечивать интеллектуальное и духовное развитие. Для этого крайне важно создание на учебных занятиях творческой обстановки, которая строится на личностно-ориентированной модели обучения, утверждающей в первую очередь ценность личности. Сущность процесса обучения при таком подходе, как отмечает Н.П. Локалова, состоит в целенаправленном планомерном превращении общественного опыта в личностный, приобщении обучающихся к многообразному богатству мировой человеческой культуры [2].

Личностно-ориентированная модель обучения в современных реалиях применяется повсеместно при организации образовательного процесса. При этом педагог выступает скорее не источником учебной информации, а определённым координатором творческой деятельности обучающихся. Преподаватель, учитывая индивидуальные возможности и способности обучающихся, направляет их в нужное русло.

Не секрет, что личностное развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. С личностным развитием непосредственно связан характер деятельности человека, его мироощущение и миропонимание, круг интересов и потребностей, а также общественное поведение. По этой причине и необходимо учитывать индивидуальные особенности человека при организации учебно-воспитательного процесса.

Учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося послужил фундаментом для всё более активного использования в образовательном процессе образовательной парадигмы личностно-ориентированного обучения.  Исследователь З.М. Урусова выделяет условия оптимальности применения личностно-ориентированной модели обучения:

-                   формирование и развитие мыслительных и интеллектуальных способностей обучающихся;

-                   адаптация образовательного процесса к особенностям различных групп обучающихся;

-                   безопасность и комфорт обучения;

-                   учёт индивидуальных возможностей и способностей каждого обучающегося;

-                   проведение воспитательной работы, которая способствует саморегуляции поведения личности [4].

С.М. Гульянц отмечает, личностно-ориентированная модель обучения предполагает поэтапную организацию учебно-воспитательного процесса: от изучения личности обучающегося через её осознание, к коррекции на основе когнитивных особенностей [1].

Фундаментом личностно-ориентированной модели обучения является личность как совокупность всех её психических свойств, составляющих человеческую индивидуальность. В основе данной модели лежит индивидуальный подход, содействующий всестороннему развитию обучающегося.

При применении личностно-ориентированной модели обучения упор происходит непосредственно на субъективный опыт обучающегося, а также на его индивидуальную избирательность к различным формам заданий, видам и типам учебного материала.  О.В. Соловьёва считает, что изучение личности обучающегося является фундаментом современного процесса обучения. Изучение строится на выявлении и учёте психофизиологических особенностей личности – жизненных ценностях, потребностях, интересах и желаниях [3].

Ещё один крайне значимый фактор – это оценка знаний. Важно оценивать не только непосредственные образовательные результаты обучающегося, но и усилия, которые он приложил для достижения цели. Это необходимо для эмоциональной поддержки и стимулирования наиболее продуктивной образовательной деятельности. Таким образом, можно сказать, что личностно-ориентированная модель обучения даёт каждому обучающемуся возможность изучить учебный материал на различных уровнях, в зависимости от интеллектуальных способностей и возможностей.


Библиографический список
  1. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №2.
  2. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Педагогика. – 2002. – № 7.
  3. Соловьёва О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии. – 2003. – № 3.
  4. Урусова З.М. Личностно-ориентированный подход как стратегия современного образовательного процесса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация