УДК 316

ФАКТОРЫ УСПЕХА УМНЫХ ГОРОДОВ

Овчарова Анна Юрьевна

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Овчарова А.Ю. Факторы успеха умных городов // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95588 (дата обращения: 05.10.2021).

Введение

Современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволил людям широко использовать термин «умный город». Несмотря на интуитивное для людей определение, существует иная интерпретация критериев, которыми должен обладать такой город. «Умный город» – это город, в котором «ИКТ интенсивно используются для улучшения качества жизни их граждан при обеспечении устойчивого развития». Умный город также считается «разумным способом предоставления услуг населению или бизнесу и реализации функций государственного управления, основанных на широком использовании оборудования, программного обеспечения и организационных и технических мер в секторах городской экономики».

Концепция «умного города» в долгосрочной перспективе подразумевает минимизацию доли человеческого вклада в модель управления городом, а в некоторых областях – полное отсутствие живого труда в функции управления. Таким образом, человек становится потребителем преимуществ автономной системы «умный город». Но сегодня разработка ученых в области искусственного интеллекта не позволяет ему возложить функции принятия управленческих решений. Для этого нужно усовершенствовать технологию машинного обучения, а также скорость передачи данных, в том числе сбор и обработку информации в Интернете.

Город представляет собой сложную многоуровневую систему, которая должна учитывать внутренние и внешние факторы, подсистемы микро, мезо и макроуровней, чье развитие и взаимодействие могут быть полностью искусственными и предсказуемыми (например, планирование городского планирования пространства, электричество и водоснабжение) и более случайные (объем инвестиций, социокультурные движения)

Результаты исследования

Способ первый: умный город «с нуля»

Масдарский проект предусматривал размещение 50 000 жителей на площади 6 квадратных километров; Строительство началось в 2008 году. Основной целью проекта было достижение «нулевого выброса углерода». Но в 2016 году такой суровый язык был заброшен. Причина в том, что архитекторы признали невозможность достижения «нулевого уровня», даже если Масдар когда-либо будет полностью завершен. Сегодня ожидаемая дата завершения – 2030 (план был определен в 2018 году). В городе проживает 300 человек, большинство из которых являются аспирантами местного института науки и технологии, около 2000 человек приезжают на работу в город. Работает беспилотная система электромобилей.

Проект южнокорейского города Сонгдо был запущен в 2002 году. Сейчас город наполовину закончен. Причина в том, что проект стоимостью 45 миллиардов долларов не смог привлечь инвесторов. Первый этап проекта должен был быть завершен в 2015 году, но дата была перенесена сначала на 2018 год, а затем на 2022 год.

Сорок процентов площади 53,3 кв. км в рамках проекта предполагается занять парк, аналогичный Центральному парку в Нью-Йорке США. В противном случае информационные технологии, основанные на принципах интерактивности с возможностью дистанционного управления объектом управления, должны быть внедрены повсеместно, благодаря чему предполагалась переработка отходов в электричество. Город имеет собственную систему электроснабжения и автономную транспортную инфраструктуру, основным видом транспорта является велосипед, 95% парковочных мест находятся под землей. Стремление инвесторов привлечь эмигрантов из США, Германии, Великобритании и Новой Зеландии привело к тому, что общий уровень цен в городе, включая школьные и больничные услуги, слишком дорог для обычных людей, что вынуждает их отправляться в Сеул. Население Сонгдо составляет всего около 70000 – 25% от максимально возможного. Несмотря на высокую концентрацию технологического оборудования, в городе нет объектов культуры: музеев, театров или кинотеатров.

Искандар в Малайзии строится с 2006 года и рассчитан на 3 миллиона человек. Запланированный год завершения – 2025 год. Концепция города включает шесть областей: «Умная экономика», «Умная среда», «Умная мобильность», «Умное управление», «Умная жизнь». Технологии включают возобновляемые источники энергии, переработку отходов, широкое использование общественного транспорта, интеллектуальные услуги и электромобили. Симбиотическая система сочетания растительности и архитектуры должна создать крупнейшую в мире сеть зеленых крыш. Многие азиатские города страдают от перенаселения и загрязнения. Искандар предлагает «разнообразие»: в городе будут как небоскребы, так и небольшие здания с автономными районами и зелеными зонами. Разнородный городской ландшафт должен улучшить умственное состояние людей и социальную сплоченность.

В России умный город с нуля называется Иннополис в Республике Татарстан. Официально, как город, он был открыт в июне 2015 года. Иннополис рассчитан на 50 тысяч человек. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 01.01.2019 г. население города составляет 407 человек. Считается, что в городе работают и обучаются 3,5 тысячи человек, ежегодно его посещают 100 тысяч туристов. В городе всего 20 многоквартирных домов. Аренда 3-комнатной квартиры обойдется в 17 тысяч рублей, цена покупки составляет 1 кв. м жилья – 60 тысяч рублей (для сравнения, в Казани аналогичные показатели составили 43 и 78 тысяч рублей за аналогичный период).

В городе создан технопарк на 2,2 тысячи рабочих мест, действует частный университет (в 2019 году в нем обучалось 771 студент), создан современный медицинский центр на 500 посещений в смену. создана современная и разнообразная инфраструктура спорта и культуры (стадион, бассейн, гольфклуб, горнолыжный курорт и т. д.). Чтобы привлечь инвесторов и развить инфраструктуру в городе, в технопарке были уплачены низкие арендные ставки (206,5 руб. / М2) – 530-640 руб. В июле 2019 г. E для Госжилфонда предложили 10 тыс. Кв. м коммерческой недвижимости на первых этажах жилых домов по месячной ставке 100 руб / м² для предприятий общественного питания, аптек, магазинов розничной торговли и объектов отдыха. Иннополис – это особая экономическая зона (ОЭЗ) с чрезвычайно низкими налогами. Первые 10 лет транспортный налог, налог на имущество, земельный участок составит 0%, подоходный налог – 2%. В декабре 2019 года 86 компаний-резидентов и 13 компаний-партнеров реализовали проекты в ZES Innopolis.

Доступность транспорта Иннополис обеспечивается автомобильным транспортом, речными лодками и вертолетами. Он стал первым городом в Европе, где было протестировано беспилотное такси Яндекса. На данном этапе развития Иннополис больше похож на отдаленный регион Казани, к которому есть микроавтобус

Способ второй: изменение существующего города

Нацеленность на конкретную цель – модель городского развития, «зеленый» город, адаптируемый город, культурный город, здоровый город, спортивный город, город устойчивого развития и, наконец, модель – «умный» город.

«Умная» модель развития предполагает постоянные инновационные преобразования на всех уровнях управления в различных областях городской жизни. Уровень развития сфер неоднороден, изменения требуют много ресурсов и энергии; поэтому система активно сопротивляется и стремится сохранить свое постоянство. Изменения влияют на бизнес-модели, системы управления и взаимодействие между участниками города, так что они в основном говорят о новых.

Преобразование существующего города требует больших усилий для реорганизации устоявшихся взглядов, моделей поведения жителей и других участников. Однако, несмотря на изменения, которые претерпели многие города (Сингапур, Сеул, Нью-Йорк, Вена, Дубай, Копенгаген и другие), они не преминули выполнить свою главную функцию – стать комфортным местом для жизни людей. Города стремятся стать «умными» для решения проблем, которые возникают в основном в связи с ростом населения, ростом потребления и расширением производства.

Одной из самых распространенных проблем является экология. Многие города борются с проблемой утилизации, но интеллектуальные города решают ее нестандартным способом, используя информационные и коммуникационные технологии. Например, правительство Нью-Йорка в Соединенных Штатах, как часть концепции «умного города», в сотрудничестве с Bigbelly внедрило умные урны для мусора по всему городу. Компания трансформирует управление отходами из общественных мест с помощью облачной системы. Контейнеры для мусора имеют компактор и солнечные панели, что позволяет вам работать на 500% эффективнее, чем обычные мусорные баки. Контейнеры содержат беспроводной датчик для контроля уровня мусора, который используется при планировании маршрутов сбора мусора. Нью-Йорк постоянно следит за качеством воздуха.

Это позволяет определить источники загрязнения, а затем уменьшить их. Обработанные сточные воды и дождевая вода. Город предоставляет бесплатный Wi-Fi, который обеспечивает доступ к 311 государственным приложениям государственных служб. Финансирование исходит от рекламы. Чтобы сэкономить деньги налогоплательщиков, город перешел на светодиодное освещение. В городе имеется сеть мониторинга города.

Результаты

В результате анализа представленных проектов «умного города» с нуля, созданных на основе существующих, Тяньцзинь следует считать наиболее успешным, поскольку ему удалось привлечь 29% запланированного населения в Сингапур и город благодаря значительному влиянию на повышение качества жизни людей. Поэтому «рост населения» и «повышение качества жизни» должны стать критериями для оценки эффективности проекта «Умный город».

Вывод

Таким образом, успех внедрения технических решений во многом зависит от человеческого фактора. Существующие города страдают от инертности в управлении и поведении граждан, сопротивляясь необходимым изменениям для перехода в группу «умных городов». Умные города «с нуля» не могут стать полными городами без населения. В современных условиях «умный город» – это набор отдельных технических решений в разных областях экономики, которые не всегда пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Но для того, чтобы стать по-настоящему умным, городу нужна умная техническая и материальная база, умное управление и умные жители



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Овчарова Анна Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация