УДК 81-2

ПРИЧИНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖАРГОНИЗМОВ В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РОССИИ

Прокопьева Салампи Олеговна1, Синякова Полина Викторовна1
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, студентка

Аннотация
Данная научная статья посвящается исследованию причин использования жаргонизмов в СМИ.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Прокопьева С.О., Синякова П.В. Причины использования жаргонизмов в языке современных средств массовой информации России // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95561 (дата обращения: 08.10.2021).

Актуальность данного исследования объясняется тем, что современный русский язык находится в процессе постоянного развития. В речи человека появляются новые слова и выражения. Наиболее ярко состояние языка отражается в средствах массовой информации. Все чаще в прессе можно увидеть использование внелитературной лексики. Повсеместное употребление жаргонизмов постепенно изменяет и вытесняет литературные нормы. Вопрос изучения данного лингвистического феномена является важной задачей для языкознания. Именно поэтому тема данной научной статьи является актуальной.

Объектом исследования является использование жаргонизмов в СМИ, а предметом исследования – причины, из-за которых происходит данное явление.

Цель данной работы – исследование причин использования жаргонизмов в современных СМИ.

Итак, СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как периодическое печатное издание, радио-/теле-/видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Жаргон — социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой [1].

В конце XX в. в русистике появляется новый термин – общий жаргон. Это – «тот пласт современного русского жаргона, который, не являясь принадлежностью отдельных социальных групп, с достаточно высокой частотностью встречается в языке средств массовой информации и употребляется (или, по крайней мере, понимается) всеми жителями большого города, в частности образованными носителями русского литературного языка» [2]. Другими словами, это – обширный корпус лексики и фразеологии, который утратил признак корпоративности, т.е. закрепленности за речевой практикой ограниченных социальных групп.

Научный интерес к такому явлению, как использование жаргонизмов в СМИ, появился сравнительно недавно. Только в конце двадцатого века данная тема заинтересовала лингвистов, таких как Гальперин И. Р., Мазурова А. Н., Щуплов А. Н., Макловски Т., Кляйн М., Грачев М. А. Это обусловлено тем, что в этот период различные медиа стали самой крупной площадкой речепользования. Т. Г. Добросклонская ввела понятие медиадискурса, который по ее определению является функционально-обусловленным типом дискурса, понимающийся как совокупность речевых практик и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации.

Исследуя выбранную нами тему, мы пришли к выводу, что причины проникновения жаргонной лексики в СМИ можно разделить на экстралингвистические и лингвистические.

В первую группу мы классифицируем исторические события, происходящие в России. После отмены запретов на цензуру в 1990-х годах использование жаргона в прессе увеличилось. Язык СМИ существенно пополнился словами из внелитературной лексики. Общее снижение уровня жизни населения и нестабильная политическая ситуация привели к криминализации общественного сознания. Этот процесс активировал изменения в речи людей, наполняя ее сленговой лексикой. Появились такие жаргонизмы, как «бурда» (некачественный алкоголь), «резидент» (дилер), «пукалка» (огнестрельное оружие), «махач» (драка), «ребязя» (ребятя).

Второй причиной проникновения жаргонизмов в СМИ является экспрессивность жаргона. В журналистике жаргон необходим главным образом для того, чтобы установить контакт с читателем или заинтересовать его необычной формулировкой. Это часто используется для интригующего заголовка. Кроме того, жаргон демонстрирует отношение журналиста к проблеме, о которой он пишет, добавляя эмоциональную окраску его тексту. Не менее важной причиной возникновения и распространения затронутого нами языкового феномена является тот факт, что в нормативном русском языке для некоторых слов нет эквивалента, соответствующего коннотации употребляемого слова.

В монографии «Русский язык конца ХХ столетия» А. Е. Земской описываются следующие причины использования жаргонной лексики в СМИ [3]:

1. Повышение уровня личностного начала и «персонификация общения» в текстах средств массовой информации.

Уход от безликости адресата позволяет определить круг лиц, для которых создается медиапродукт.

«Наверное, потому, что сама «единоросска» Рубцова ездит на служебной «Ауди», которую ремонтируют за бюджетные деньги.» (Слова протестовавшего, взятые из статьи «Дорога… к отставке» газеты «Правда» №51 (31111) 20 мая 2021 года). В данном случае, протестующий открыто говорить от своего имени и использует при этом жаргонизм «единоросска», обращаясь к «Рубцовой».

2. Расширение сферы спонтанного публичного общения. Спикеры в СМИ зачастую не используют заранее подготовленную речь, а говорят, исходя из ситуации. Это явление проявляется особо ярко в телепередачах.

«…они вынуждены сильно готовить своего участника, накачивая его в публичном пространстве, что он типа вот такой вот перец» (Из речи телеведущего Шейнина А. Г. общественно-политического ток-шоу «Время покажет» в выпуске от 19.05.2021 года).

3. Меняются параметры протекания устных форм массовой коммуникации: создается возможность непосредственного обращения, говорящего к слушающим и обратной связи слушающих с говорящими.

«Американцы отчего-то расхотели платить по жилищным займам, следовательно, банки испытывают дефицит налички, и занять ее негде». («Комсомольская правда». № 42. 2008 г.). В данной статье используется слово «наличка» в значении «наличные деньги».

4. Жаргонная лексика может использоваться для усиления негативной оценки описываемых фактов; при включении ее в текст адресант демонстрирует и свою оценку.

«…Платошкину впаяли ни за что» (Камакин А. После освобождения Платошкина ждет последний и решительный бой// Московский комсомолец выпуск № 28540 от 19.05.2021 г.) [4]. Вместо употребления выражения «назначить срок наказания», автор текста использует жаргонный глагол «впаяли» с усиленной негативной окраской, тем самым обозначая свое отношение к ситуации.

5. Ослабление цензуры, демократизация речевых норм.

«Чем больше правящий режим теряет былое доверие в народе, тем изощрённее становятся его формы борьбы за самосохранение и способы нейтрализации оппозиции, пытающейся подпилить ножки путинского трона.» (Вырезка из статьи «Рождённый каркать — петь не может» газеты «Правда» №51 (31111) 20 мая 2021 года). В данном случае мы видим. Что используется жаргонизм «путинский трон». Ослабление цензуры позволило использовать жаргонищмы в том случае, когда говорят о политике, в частности, о власти.

Некоторые слова, бывшие по этическим или эстетическим соображениям под запретом, перестали восприниматься как «неудобные» или нарушающие норму. Так, слова тусовка, беспредел, кайф, попсовый и ряд других уже включены в современные толковые словари, хотя и с ограничительными пометами разг. или разг.-сниж.

Тем не менее широкое распространение жаргонной лексики в речи вызывает определенное беспокойство. Повсеместная информатизация жизни современного человека вынуждает его постоянно обращаться к источникам массовой информации. Постоянный поток ненормативной лексики упрощает речь и засоряет ее. Т.П. Сурикова справедливо замечает: «Надев речевую маску “своего в доску” парня, допустив в массовую коммуникацию то, что испокон века было ограничено сферой устного общения, взрослые люди цинично оглупляют аудиторию, ограничивают ее лексикон и интеллект утилитарно-бытовыми понятиями, к тому же монотонными стилистически. Среди них нет места тому, что сделало человека человеком, – интеллекту и духовности». М. А. Грачёв же считает, что, используя жаргонизмы, журналист идёт по пути наименьшего сопротивления: употребляет лежащую на поверхности лексику русского языка, не пытаясь углубиться в другие слои, не используя всего богатства языка, тем самым не только не обогащает свой словарный запас, но и огрубляет язык прессы, делая его примитивным. Однако М. А. Грачёв отмечает, что есть и некая положительная сторона употребления жаргонных слов, имея ввиду, что таким образом журналист пишет простым, близким к народу языком.

Таким образом, мы смогли выявить следующие причины использования жаргонизмов в языке современных средств массовой информации России: влияние исторических событий, ослабление цензуры, усиление личностного начала в речи, расширение сферы спонтанного общения, изменения важных параметров протекания устных форм массовой коммуникации.


Библиографический список
  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская Энциклопедия, 1969. 608 с.
  2. Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались: толковый словарь русского общего жаргона. М.: Азбуковник, 1999. XLI+320 с.
  3. Земская Е.А. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) – 2-е издание.
  4. Камакин А. После освобождения Платошкина ждет последний и решительный бой// Московский комсомолец выпуск № 28540 от 19.05.2021 г. https://www.mk.ru/politics/2021/05/19/posle-osvobozhdeniya-platoshkina-zhdet-posledniy-i-reshayushhiy-boy.html.
  5. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008.
  6. Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь — 2-е изд. -М.: Большая Российская энциклопедия”, 1998. — 685 с.: ил.
  7. Грачев М.А. Жаргонизация русской речи: размывание нормы и трансформация сознания современного человека // Inter-cultural-net/-Владимир, 2003. Вып. 2. – С. 10-11.
  8. Лонская А.Ю. Использование жаргонизмов в газетных текстах (на материале текстов политических статей 1990-х гг.) // Основные проблемы гуманитарных наук/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 2014. 72 с.
  9. Лошакова А.И. Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации / А. И. Лошакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 595-597.
  10. Лукьянов Ф. Строили мы, строили…Что изменилось в подходах к урегулированию палестино-израильского конфликта. Российская газета – Столичный выпуск № 107(8458).
  11. Руденко М.Ю. Исследование арго, жаргона и сленга: вопросы терминологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №5-3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-argo-zhargona-i-slenga-voprosy-terminologii (дата обращения: 19.05.2021).
  12. Сурикова Т.И. Этические проблемы языка массовых коммуникаций: молодёжные СМИ, политическая и потребительская реклама // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2004. №1 С.86.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Синякова Полина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация