ПРОПЕДЕВТИКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ИНТЕРЬЕРА

Приходько Галина Юрьевна
АНО ДПО «Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения»
преподаватель, дизайнер

Аннотация
Различные аспекты проблематики преподавания курса «Дизайн интерьера» определенной целевой аудитории диктуют необходимость поиска инновационных приемов повышения мотивации творческого начала и стремления с саморазвитию у будущих дизайнеров. Наиболее актуален данный подход в процессе освоения дисциплины «Пропедевтика», способствующей формированию у студентов знания, умения и навыков в области создания гармоничной композиции [1-5]. Визуальная культура, отличающая дизайнера, создание целостной функциональной и гармоничной среды жизнедеятельности человека – основные функция дизайнера, обеспечивающая ему высокий профессиональный статус и чувство творческого удовлетворения [6-10]. В этой связи конструктивными являются усилия педагога, направленные на стимулирование саморазвития студентов путем освоения основ пропедевтики, ознакомления с творчеством создателей и инициаторов курса, заложивших фундамент системного изучения предмета дизайнерами, представления авторских работ преподавателя по тематике курса, использования гаджетов для формирования коллекции личных наработок и современных коммуникативных связей для развития творческой инициативы с помощью коллективного обсуждения композиционных решений.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Приходько Г.Ю. Пропедевтика в системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров интерьера // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95436 (дата обращения: 18.04.2024).

Методы: системный анализ, метод устного опроса целевой аудитории.

Результаты: Выработаны рекомендации обучающимся курса «Дизайн интерьера», направленные на повышение профессионального уровня будущих дизайнеров.

Научная новизна: вопросы самоорганизации и мотивации студентов в процессе освоения курса «Дизайн интерьера» в системе дополнительного профессионального образования не были предметом специального исследования.

Практическая значимость: На фоне углубленного изучения дисциплины предложены приемы оптимизации процесса обучения с помощью ведения электронного журнала-портфолио собственных наработок; коллегиальной оценки практических работ с помощью современных коммуникативных связей.

Введение

Особенности композиционно-художественной подготовки студентов, осваивающих программу курса «Дизайн интерьера», связаны на только с факультативным усвоением принципов организации взаимосвязанных элементов в рамках дополнительного образования, но и более глубоким пониманием основ пропедевтики, ознакомлением с творчеством создателей и инициаторов курса, заложивших фундамент системного освоения предмета дизайнерами. Примеры практических упражнений компоновки простых геометрических фигур, разработанные для обучающихся дизайну студентов ведущими педагогами в первой половине XX века, не утратили актуальности, являясь объектом анализа отдельных форм, их сочетания, обоснования конструкционных решений, цветовых сочетаний и т.д., развивая интуицию, творческое мышление и специальные навыки, необходимые практикующему дизайнеру. Углубленное освоение основ курса и изучение творчества таких педагогов как И. Иттен, Л. Мохоль-Надь, Й. Альберс и др. позволят начинающим дизайнерам лучше ориентироваться в специфике различных материалов, ощущать их, стремиться к поиску новых не стандартных способов конструирования. Особую актуальность вопросы, связанные со спецификой композиционных решений, приобретают в связи с уровнем базовой подготовки обучающихся по программе курса «Дизайн интерьера». Некоторый статистический анализ позволил выявить определенные трудности, с которыми студенты сталкиваются при выполнении практических заданий по поиску различных вариантов комбинаторных решений с ограниченным количеством объектов. Эта тенденция также свидетельствует о необходимости акцентирования внимания студентов на самостоятельном развитии навыков построения гармоничных композиций с помощью дополнительных практических занятий и упражнений. Дополнительной мотиваций освоения курса в настоящее время является обоснованно получивший широкое распространение способ представления дизайн-идеи с помощью скетчинга. Практикующий дизайнер может успешно применять метод «быстрого рисунка», достаточно развив в себе композиционное чувство, художественно0образное мышление, грамотно манипулируя первичными графическими элементами композиции, расставляя акценты и используя различные материалы.

Эффективным, рекомендуемым для дополнительного самостоятельного освоения слушателями курса «Дизайн интерьера» в рамках практического освоения основ композиции, является также прием макетирования. При этом в процессе освоения курса и выполнения практических упражнений важным аспектом является фото фиксация изображений фронтальных и объемных композиций, выполненных с помощью различных материалов. Это позволит обучающемуся создать электронную базу учебных материалов, состоящую из собственных наработок, к которой можно периодически обращаться, анализируя и развивая навыки построения композиции. Подобного рода «портфолио» может систематически пополняться во времени более сложными вариантами композиционных и цветовых решений, позволяя автору сознавать прогрессирующий уровень владения материалом. Стимулирующим фактором создания студентами личной коллекции учебных материалов являются представляемые преподавателем авторские работы, наглядно демонстрирующие различные варианты композиционных решений (рис. 1-3).

    

Рисунок 1. Открытые ассиметричные композиции с контрастным сочетанием элементов (работы автора, 2020)


Рисунок 2. Пример неуравновешенной композиции (работа автора, 2020)


Рисунок 3. Динамическое равновесие с контрастным сочетанием элементов (работа автора, 2020)

Обращаясь к вопросу о гармонизации средового пространства, создаваемого дизайнером, необходимо также подчеркнуть важность акцентирования внимания студентов на более глубоком понимания композиционной совместимости дизайн-объектов. Помимо чувственного восприятия этой категории будущий дизайнер должен системно прорабатывать различные варианты созданной на практическом занятии композиции, варьируя формой, фактурой, тоном и др., рассматривая всевозможные ракурсы фокусной зоны интерьера, добиваясь максимальной выразительности. Для объективности оценки выполненного студентом задания можно предложить детальное обсуждение (возможно в виде форума) разработанной композиции в рамках «круглого стола» сокурсниками автора работы. Предлагаемый способ обсуждения и оценки творческой работы студентов был успешно апробирован автором статьи в процессе преподавания курса «Дизайн интерьера», вызвав заинтересованность и многочисленные комментарии слушателей курса в рамках форума.

Выводы

Таким образом, специфика дисциплины «Пропедевтика», рассматривающего различные аспекты и каноны композиционного взаимодействия объектов в дизайне интерьера, предполагает углубленное, в противовес факультативному, изучение истории предмета, его фундаментальной основы, системных выполнений практических упражнений будущими дизайнерами. Основной мотивацией освоения курса в настоящее время является получивший широкое распространение способ представления дизайн-идеи с помощью скетчинга, требующий профессиональное знание законов композиции. Для успешного освоения курса рекомендовано обучающимся ведение электронного журнала, состоящего из фиксируемых на фото собственных наработок в виде изображений фронтальных и объемных композиций, выполненных с помощью различных материалов.


Библиографический список
  1. Елочкин М.Е. Дизайн-проектирование. Композиция, макетирование, современные концепции в искусстве: учебник. – М.: Академия, 2018. – 160 с.
  2. Чемякина Ю.В. Опыт преподавания художественных дисциплин в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств [Электронный ресурс] // Художественный музей.. – 2016. – № 2(24). – Режим доступа: URL: https://nsartmuseum.ru/journal/id/158. (Дата обращения 13.04.2021).
  3. Перкова Н.В. Традиции и инновации ведения предмета «Композиция и анализ произведений изобразительного искусства» в Кемеровском областном художественном колледже [Электронный ресурс] // Художественный музей.. – 2016. – № 2(24). – Режим доступа: URL: https://nsartmuseum.ru/journal/id/156.
  4. Основы композиции в дизайне. [Электронный ресурс] // Ярмарка мастеров. − 2016. Режим доступа: URL: https://www.livemaster.ru/topic/1872451-osnovy-kompozitsii-v-dizajne. (Дата обращения 12.04.2021).
  5. Биценко Р.В. Диалектические вопросы композиицонного формообразования в процессе подготовки студентов художественно-творческих направлений // Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2017. – № 1(41). − Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskie-voprosy-kompozitsionnogo-formoobrazovaniya-v-protsesse-podgotovki-studentov-hudozhestvenno-tvorcheskih-napravleniy. (Дата обращения 13.04.2021).
  6. Основы композиции. Композиция в дизайне. Законы композиции. Статика динамика. Симметрия ассиметрия. Контраст нюанс. Центр композиции: [Электронный ресурс]. 2016. − Режим доступа: URL: http://imagesinart.blogspot.com/2016/. (Дата обращения 12.04.2021).
  7. 10 rules of composition all designers live by [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.canva.com/learn/visual-design-composition/. (Дата обращения 12.04.2021).
  8. Amoruso G. Perspective Applications for Interior Design. Planimetric and Altimetric Restitution of Pictorial Images / International and interdisciplinary conference IMMAGINI. Italy, 27–28 November 2017. − Режим доступа: URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/. (Дата обращения 12.04.2021).
  9. Марченко М. Основы композиции в интерьере. [Электронный ресурс]. − 2018. – Режим доступа: URL: https://artm.pro/blog/fundamentals-of-composition-in-interior/. (Дата обращения 12.04.2021).
  10. Лукина Ю.С. Методика подачи модуля «Построение интерьера в перспективе» курса «Теория теней и перспектив» при подготовке специалистов по направлению «Технология художественной обработки материалов» / Современные проблемы науки и образования. – 2018. № 6.. – Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28391. (дата обращения: 12.04.2021).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Приходько Галина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация