ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Дубровин Никита Алексеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В данной статье характеризуется экономическая эффективность деятельности в системе образования. Авторы проводят анализ понятия экономической эффективности образования, рассматривают его ключевые аспекты – внутренний и внешний. Также в статье выделяются и характеризуются критерии экономической эффективности деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Федосеева Л.А. Экономическая эффективность деятельности в системе образования // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/05/95353 (дата обращения: 14.03.2024).

Система образования оказывает крайне значительное и непосредственное влияние на развитие экономики государства, которое выражается в повышении производительности трудовой деятельности. Рабочий, получивший определённый уровень образования и профессиональную квалификацию, более производителен и перспективен. Квалификация рабочих и рост образования представляют собой ключевые факторы эффективности и результативности профессиональной деятельности.

Исследователь Е.В. Балацкий отмечает, что экономическая эффективность образования – это термин, который отражает роль образования в приросте национального дохода. Экономическая эффективность образования в данной связи необходимо понимать в качестве отношения всей совокупности финансовых затрат на образование к доле прироста национального дохода, которая получается посредством подъёма образовательного и квалифицированного уровня работников производственной сферы [2].

По мнению С.М. Астаховой и А.Л. Ломакина, экономическая эффективность образования включает в себя два основных аспекта: внутренний и внешний. Под внутренним аспектом следует понимать рассмотрение проблем экономического характера, отражающих рациональное применение ресурсов системой образования в целом, и каждой образовательной организацией, в частности. Показателями внутренней экономической эффективности являются затраты на обучение одного обучающегося, содержание и научный уровень образования, качество квалифицированной подготовки, профессиональная структура подготавливаемых рабочих кадров. При рассмотрении внешней эффективности очень большое значение приобретает исследование экономической отдачи вложенных социумом материальных средств на образование [1]. Выработка подходящих методов, которые бы наиболее полно отражали действительную роль образования, а также методов измерения экономической эффективности образовательной организации, представляется крайне сложной задачей.

Система образования входит в социально-экономическую область социальной жизнедеятельности. Ключевой критерий экономической эффективности состоит в степени удовлетворения конечных потребностей социума, и, прежде всего, потребностей, которые непосредственным образом взаимосвязаны с образованием и развитием личности человека. Следовательно, ещё одним из критериев эффективности образовательной деятельности является способность образовательной организации к предоставлению широких возможностей для развития личности обучающихся в различных видах деятельности и сферах знаний.

Суждение об эффективности либо неэффективности какой-либо деятельности невозможно без анализа предоставляемых результатов. Так, образовательные результаты обучающихся могут выражаться в получаемых ими оценках, а результаты деятельности образовательной организации  в степени участия обучающихся в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях.

Следующий критерий эффективности деятельности образовательной организации состоит в способности оказания образовательных услуг, которые соответствуют современным социальным запросам и потребностям. Данная способность выражается в предоставлении возможностей для обучения всем вне зависимости от социальных, территориальных и иных особенностей образовательной организации.

Основные направления развития воспитательного в системе образования характеризуются созданием условий для воспитания духовно-нравственного поколения, развития личности каждого человека, его интеллектуальных способностей и возможностей. Также важно формирование и развитие навыков самостоятельного принятия важных решений, здорового образа жизни.

Таким образом, подводя некоторые итоги, можно отметить экономическую эффективность названных выше критериев.

Во-первых, уровень жизни отдельного человека в государстве тем выше, чем больше своих потребностей он может удовлетворить, соответственно, тем более эффективна экономика данной страны и всех функционирующих систем, включая образование. Социально-экономической эффективностью обладает та экономическая система, которая в наибольшей степени обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей: материальных, духовных, общественных.

Во-вторых, экономическая формулировка эффективности, в которой приоритетом является продуктивность, в данном случае наиболее приемлима, так как позволяет соотнести затраты с полученными результатами. Если же анализировать способность образовательного учреждения предоставлять качественные образовательные услуги, путём повышения экономической эффективности, имея ввиду оптимизацию расходов, грамотное распределение финансовых средств для повышения качества обучения, то экономической эффективностью здесь можно считать удовлетворение потребности  в самореализации обучающихся, то есть повышения уровня жизни отдельного человека.

В-третьих, преобладание экономического подхода в повышении качества предоставляемых образовательных услуг, позволяет развивать  и укреплять материально-техническую базу, повысить квалификационный уровень педагогических кадров, повысить конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.


Библиографический список
  1. Астахова С.М, Ломакин А.Л. Основные категории и критерии, характеризующие взаимодейтсвие рынка труда и образовательных услуг // Вестник университета. – М.: Гос. ун-т управления, 2008. – № 4/14. – С. 12-40.
  2. Балацкий Е.В. Расчет эффективности инвестиций в образование с учетом их кредитного характера // Общество и экономика. -2001. – № 2. – С. 132-149.
  3. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики. – М.: ИНФА, 2008. – 495 с.
  4. Экономика народного образования : учеб. для студ. пединститутов / под ред. С. Л. Костаняна. -2-е изд. – М., 1986.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация