В системе среднего профессионального образования происходит осуществление физического воспитания в течение всего периода обучения, как в учебное время, так и во внеаудиторном пространстве в соответствии с программой физического воспитания обучающихся, существующей в государстве. Содержание программы устроено таким образом, что каждый ее раздел находится в связи с программой школы.
М.Я. Виленский пишет, что физическое воспитание является частью культуры и представляет собой совокупность знаний и ценностей, которые создаются и используются обществом для интеллектуального и физического развития человеческих способностей, повышения его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, адаптации в обществе посредством физических воспитания, подготовки и развития [1].
Н.Х. Хакунов и В.П. Шрам считают, что физическое воспитание – это особый вид воспитания, имеющую свою специфику, которую отражает формирование физических качеств, обучение двигательным упражнениям, овладение теорией физкультуры и формирование осознанного отношения к важности и нужности занятий ею [2].
По О.В. Ярлыковой, физическое воспитание – это процесс обучения, направленность которого состоит в сохранении и укреплении здоровья в процессе двигательной активности, а цель – в повышении эффективности физических качеств и личностной культуры человека для реализации потенциала, который заложен в нем [3].
Задачами физического воспитания являются следующие:
- формирование желания и потребности заниматься физической культурой, а также вести здоровый образ жизни;
- разностороннее развитие физических качеств для составления основы крепкого здоровья и высокого уровня работоспособности обучающихся;
- обучение практическим двигательным навыкам и умениям, которые пригодятся в жизни в целом и в определенном виде трудовой деятельности;
- достижение высоких результатов в выбранном виде спорта.
Можно выделить следующие факторы физического воспитания: физические упражнения, оздоровительные силы природы (вода, солнце, воздух) и гигиена.
- Занятия физкультурой в учебном процессе. К основным занятиям относятся: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, катание на лыжах, профессионально-практическая физподготовка – развитие физических качеств и психофизиологических функций, которые необходимы для осуществления определенной деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности (первые два года обучения – 30—40% времени, а третий — 50—60%), плавание, единоборства для юношей, и элементы художественной, ритмической гимнастики для девушек.
Кроме того, бывают факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту, которые проводятся для обучающихся, физическое развитие которых недостаточно, а физическая подготовленность слаба. Такие занятия предназначены для тех, кто не записан в какие-либо секции, и проводятся по дополнительному расписанию после окончания основных занятий один раз в неделю.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, вписываемые в распорядок учебного дня: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физические упражнения в большие перерывы (различные комплексы упражнений в игровой форме, под музыку и т.п.).
3. Физкультура в свободное от учебы время: зарядка по утрам, занятия в различных секциях, самостоятельные занятия, которые дополняет занятия в образовательном учреждении.
4. Массовые мероприятия:
- дни здоровья, в которые включаются всё образовательное учреждение;
- соревнования, проводимые по определенным видам спорта;
- туризм: турпоходы, турслёты и соревнования (ориентирование на местности, соревнование по туристским навыкам, по туристской технике и т.п.).
Главным результатом и основными критериями эффективности физического воспитания в колледжах являются состояние здоровья и уровень физической подготовки соответственно требованиям программы физического воспитания студентов, а так же профессий, которым они обучаются.
Библиографический список
- Виленский М.Я. Физическая культура в профессиональноценностных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. 1991. № 11. С. 27-30.
- Хакунов Н.Х., Шрам В.П. От профессионально-прикладной физической подготовленности – к формированию профессионально-прикладной физической культуры // Теория и практика физическо культуры. 2006. № 3.
- Ярлыкова О.В. Формирование физической культуры в образовательном процессе.//Профессиональная ориентация, №2, 2015, с. 32-35.