ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
В данной статье характеризуются основные стили педагогического общения: авторитарный, попустительский, императивный и демократический. Авторы выделяют преимущества демократического стиля как единственно продуктивного стиля взаимодействия педагога с учащимися.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Характеристика стилей педагогического общения // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/04/94968 (дата обращения: 18.04.2024).

Следует отметить, что в чистом виде стилей педагогического общения не существует, но всё же можно охарактеризовать некоторые типичные стили педагогического общения.

Первый стиль педагогического общения – авторитарный. Он характеризуется тем, что педагог в меньше мере даёт возможность раскрыться индивидуальности учеников. Это заключается в том, что преподаватель ущемляет качества инициативности и самостоятельности детей, единолично решая учебные вопросы. Данный стиль негативно влияет на самооценку детей, формирует из них невротиков, прививает культ авторитета.

Следующий стиль – попустительский, который выражается максимальном безразличии преподавателя к собственной профессиональной деятельности. Такое поведение можно объяснить отсутствием желания брать на себя ответственность за свою работу и её непосредственные результаты.

Общими чертами этих стилей можно назвать подчёркивание своего положения, отсутствие доверия между педагогом и учениками, отчуждённость и обособленность преподавателя об обучения и воспитания детей. Пусть эти стили сначала кажутся противоположными, оба они негативно влияют на раскрытие личностного потенциала учеников.

При демократическом стиле педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимовосприятие и взаимоориентация.[2]

В начальных классах школьник сильно зависим от взрослых в эмоциональном плане. Он испытывает эмоциональный голод, заключающийся в потребности в положительных эмоциях со стороны взрослых, в частности, педагога. Именно эмоциональное отношение учителя непосредственно влияет на поведение младшего школьника. В свою очередь, эмоциональное отношение учителя зависит от стиля педагогического общения.

Императивный стиль педагогического общения характеризуется отчуждением учителя от учащихся. Дети совершенно не чувствуют эмоциональной близости со своим учителем, поэтому неосознанно стараются компенсировать отсутствие этой близости. Это истощает и утомляет детей, что влияет иа на процесс их обучения. Компенсируя отсутствие эмоциональной близости, дети могут искать пути общения со сверстниками во время учебного занятия, то есть нарушать дисциплину во время урока. Обычно педагоги при таком стиле педагогического общения делают замечания детям, наказывают их, ставят им плохие оценки. Это негативно влияет на психику детей, совершенно не способствует формированию и развитию в них личности, способной определять свой путь и делать собственный выбор.

При демократическом стиле педагогического общения педагог как раз-таки наоборот – редко называет детей. Такие учителя стараются сделать так, чтобы дети сами поняли, что они поступают неправильно, прививают им самосознание. Педагог может сделать устное замечание, проявлять строгость, но никогда не оказывает насилия физического характера. Он работает с детским коллективом, организует образовательный процесс и всеми силами пытается сформировать у детей потребность в познавательной деятельности.

Дети по-разному отвечают на вопрос: «Почему ты соблюдаешь правила поведения на уроке?», в зависимости от стиля общения [3].

При императивном стиле ребёнок соблюдает правила, потому что боится наказания. Конечно, такой стиль эффективен в том, что он оказывает положительное влияние на дисциплину во время проведения урока. Всё же, этот стиль педагогического общения не оптимален в перспективе, когда цель учебно-воспитательной работы состоит в формировании и развитии личности ребёнка. При таком стиле дети просто пытаются баловаться на уроке незаметно, когда педагог не видит.

В свою очередь, демократический стиль педагогического общения прививает ребёнку понимание собственных действий, осознание своих ошибок и поведения. Он порождает мотивы познавательной деятельности, мотивы сотрудничества с другими участниками детского коллектива, мотивы хороших взаимоотношений с педагогом.

Ребёнок чувствует себя стеснительно, когда слышит замечания. Ему стыдно и хочется, чтобы педагог его любил, а сверстники хорошо к нему относились, поэтому он старается не нарушать дисциплину, а не потому, что он боится наказания, как при императивном стиле педагогического общения. Ребёнок стремится к чёткому выполнению правил, потому что он осознаёт, что это его обязанность, он понимает свою значимость и важность.

Опытный учитель не скажет ребенку «Встань! Ты плохо ведешь себя». Он скажет иначе: «Кто мешает классу работать? Кто лишает нас права на тишину?» В этом случае поведение ребёнка оценивается с точки зрения его отношения к другим. Хорошее поведение каждого осмысливается как залог успеха всех [1].

Демократический стиль развивает положительную рефлексию – способность соотносить свое поведение с последующими результатами и стремление строить свое поведение, чтобы оно помогало работе всего класса, учителя и самого ребенка. Анализ стилей общения педагога показал, что единственно продуктивным стилем является демократический.


Библиографический список
  1. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 c.
  2. Гончаров И.Р. Искусство педагогического мастерства / Под общ. Ред. И.Р. Гончарова. – Мн.: “Современная школа”, 2008.-180с.
  3. Державин Р.Т. Педагогическая психология / Р.Т. Державин. – М.: “Наука”, 2007.-400с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация