РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье представлена разработка модели формирования самообразовательной деятельности студентов вуза. Авторами было дано определение модели формирования самообразовательной деятельности, поставлена цель и задачи её разработки. В статье представлены три этапа формирования самообразовательной деятельности студентов вуза, а также три критерия сформированности навыков самообразования.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Разработка модели формирования самообразовательной деятельности студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/03/94966 (дата обращения: 19.04.2024).

Под моделью формирования самообразовательной деятельности  студентов высшего учебного заведения следует определять модель, которая интегрирует все виды педагогических воздействий на студентов в целостный процесс, который обеспечивает в конкретных педагогических условиях формирование умений и навыков самообразовательной деятельности [3].

Целью разработки данной модели является формирование умений  и навыков самообразовательной деятельности студентов в высшем учебном заведении.

Для того, чтобы развить у студентов умения и навыки самообразовательной деятельности, необходимо:

-                   развить качества, которые смогут обеспечить оптимальное функционирование умений и навыков самообразования, самоанализа и самооценки, активности, творчества, стремления к самообразованию;

-                   разработать методическое обеспечение процесса формирования умений и навыков самообразовательной деятельности студентов;

-                   сформировать мотивационно-ценностное отношение обучающихся к самообразованию;

-                   выявить и реализовать методы и способы исследовательской деятельности, которая непосредственным образом должна способствовать формированию умений и навыков самообразования.

В рамках данной модели обучающиеся должны овладеть приёмами и методами самостоятельного познания (правильный подбор литературы к докладу, реферату, выступлению; работа с библиографией, справочной литературой; приемы работы с книгой; умения составлять конспекты; умения составлять аннотацию на книгу, рецензию на статью; приемы активного слушания; работа с аудиовизуальными средствами; правильная организация времени: труда и отдыха).

На первый план в модели выдвигается проблема формирования готовности обучающихся высшего учебного заведения к осуществлению самообразовательной деятельности на основе знаний педагогической теории [2].

Таким образом, данная модель даёт возможность для получения теоретических знаний по рассматриваемой проблеме и осуществления самообразовательной деятельности на достаточно высоком уровне.

Модель формирования самообразовательной деятельности студентов высшего учебного заведения можно представить в виде трёх этапов.

Первый этап является по своей сущности подготовительным и охватывает первый курс обучения студентов в высшем учебном заведении. В рамках данного этапа происходит знакомство студентов с основами самообразования в области педагогической теории, а также используются простейшие виды самостоятельной работы с такими электронными ресурсами, как электронный учебник, электронные учебно-методические комплексы, электронные образовательные ресурсы нового поколения, образовательные сайты. Этот этап включает в себя изучение научно-методической и учебно-методической литературы, изучение периодической печати, посещение библиотек, ведение собственной картотеки литературы.

Второй этап можно назвать формирующим. Этот этап охватывает второй и третий курсы обучения в высшем учебном заведении. Студенты приобретают практический опыт оформления рефератов, докладов, сообщений, аннотаций, что, в свою очередь, требует анализ и обработку образовательной информации из электронных источников. После осуществляется вовлечение студентов в самостоятельную проектную деятельность – в процессе подготовки курсового проекта, выполнения творческих практических заданий, подготовки к олимпиадам и конкурсам профессионального мастерства. Данный этап можно охарактеризовать пиком исследовательской активности, что благоприятно влияет на формирование умений и навыков самообразования студентов. Второй этап включает в себя выполнение практических заданий по изучаемой теме, разработку схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования, написание конспектов лекций по теме самообразования, разработку проекта по теме самообразования, участие в различных конференциях по теме.

Третий этап следует считать завершающим. Этот этап охватывает четвёртый курс обучения в высшем учебном заведении. В рамках данного этапа закрепляются умения и навыки самообразования студентов при выполнении выпускной квалификационной работы. Сформированность умений самообразования студентов во многом способствует подготовке его выпускной квалификационно работы, где необходимы организационные умения самообразования, чтобы четко поставить цели, задачи и спланировать свою работу; аналитические умения самообразования, чтобы осуществлять поиск и выбор источников информации. От уровня сформированности умений самообразовательной деятельности зависит успешность выполнения выпускной квалификационной работы.

Опираясь на педагогический опыт и с учётом представленных критериев и показателей, были выделены три уровня сформированности умений самообразования студентов: низкий (репродуктивный), средний (частично-поисковый), высокий (продуктивно-творческий).

Реализация данной модели в образовательном процессе высшего учебного заведения даёт возможность осуществить подготовку квалифицированных специалистов в собственной профессиональной области.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что педагогическая модель формирования у студентов высшего учебного заведения умений и навыков самообразовательной деятельности включает в себя этапы развития навыков в течении всего процесса обучения в образовательной организации. Каждый этап, который представлен в рамках модели, сопряжён с выполнением ряда определённых действий, которые непосредственным образом ориентированы на развитие умений и навыков самообразования.


Библиографический список
  1. Зборовский, Г.Е. Самообразование – парадигма XXI века / Г.Е Зборовский, Е.А. Шуклина // Высшее образование в России. – 2013 – №5.– С. 25–32.
  2. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика высшей школы: Учебник / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2014. – 336 c.
  3. Формирование навыков творческого саморазвития личности учащихся и учителя как условие повышения качества образования: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.М. Миняевой. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 167 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация