Под моделью формирования самообразовательной деятельности студентов высшего учебного заведения следует определять модель, которая интегрирует все виды педагогических воздействий на студентов в целостный процесс, который обеспечивает в конкретных педагогических условиях формирование умений и навыков самообразовательной деятельности [3].
Целью разработки данной модели является формирование умений и навыков самообразовательной деятельности студентов в высшем учебном заведении.
Для того, чтобы развить у студентов умения и навыки самообразовательной деятельности, необходимо:
- развить качества, которые смогут обеспечить оптимальное функционирование умений и навыков самообразования, самоанализа и самооценки, активности, творчества, стремления к самообразованию;
- разработать методическое обеспечение процесса формирования умений и навыков самообразовательной деятельности студентов;
- сформировать мотивационно-ценностное отношение обучающихся к самообразованию;
- выявить и реализовать методы и способы исследовательской деятельности, которая непосредственным образом должна способствовать формированию умений и навыков самообразования.
В рамках данной модели обучающиеся должны овладеть приёмами и методами самостоятельного познания (правильный подбор литературы к докладу, реферату, выступлению; работа с библиографией, справочной литературой; приемы работы с книгой; умения составлять конспекты; умения составлять аннотацию на книгу, рецензию на статью; приемы активного слушания; работа с аудиовизуальными средствами; правильная организация времени: труда и отдыха).
На первый план в модели выдвигается проблема формирования готовности обучающихся высшего учебного заведения к осуществлению самообразовательной деятельности на основе знаний педагогической теории [2].
Таким образом, данная модель даёт возможность для получения теоретических знаний по рассматриваемой проблеме и осуществления самообразовательной деятельности на достаточно высоком уровне.
Модель формирования самообразовательной деятельности студентов высшего учебного заведения можно представить в виде трёх этапов.
Первый этап является по своей сущности подготовительным и охватывает первый курс обучения студентов в высшем учебном заведении. В рамках данного этапа происходит знакомство студентов с основами самообразования в области педагогической теории, а также используются простейшие виды самостоятельной работы с такими электронными ресурсами, как электронный учебник, электронные учебно-методические комплексы, электронные образовательные ресурсы нового поколения, образовательные сайты. Этот этап включает в себя изучение научно-методической и учебно-методической литературы, изучение периодической печати, посещение библиотек, ведение собственной картотеки литературы.
Второй этап можно назвать формирующим. Этот этап охватывает второй и третий курсы обучения в высшем учебном заведении. Студенты приобретают практический опыт оформления рефератов, докладов, сообщений, аннотаций, что, в свою очередь, требует анализ и обработку образовательной информации из электронных источников. После осуществляется вовлечение студентов в самостоятельную проектную деятельность – в процессе подготовки курсового проекта, выполнения творческих практических заданий, подготовки к олимпиадам и конкурсам профессионального мастерства. Данный этап можно охарактеризовать пиком исследовательской активности, что благоприятно влияет на формирование умений и навыков самообразования студентов. Второй этап включает в себя выполнение практических заданий по изучаемой теме, разработку схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования, написание конспектов лекций по теме самообразования, разработку проекта по теме самообразования, участие в различных конференциях по теме.
Третий этап следует считать завершающим. Этот этап охватывает четвёртый курс обучения в высшем учебном заведении. В рамках данного этапа закрепляются умения и навыки самообразования студентов при выполнении выпускной квалификационной работы. Сформированность умений самообразования студентов во многом способствует подготовке его выпускной квалификационно работы, где необходимы организационные умения самообразования, чтобы четко поставить цели, задачи и спланировать свою работу; аналитические умения самообразования, чтобы осуществлять поиск и выбор источников информации. От уровня сформированности умений самообразовательной деятельности зависит успешность выполнения выпускной квалификационной работы.
Опираясь на педагогический опыт и с учётом представленных критериев и показателей, были выделены три уровня сформированности умений самообразования студентов: низкий (репродуктивный), средний (частично-поисковый), высокий (продуктивно-творческий).
Реализация данной модели в образовательном процессе высшего учебного заведения даёт возможность осуществить подготовку квалифицированных специалистов в собственной профессиональной области.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что педагогическая модель формирования у студентов высшего учебного заведения умений и навыков самообразовательной деятельности включает в себя этапы развития навыков в течении всего процесса обучения в образовательной организации. Каждый этап, который представлен в рамках модели, сопряжён с выполнением ряда определённых действий, которые непосредственным образом ориентированы на развитие умений и навыков самообразования.
Библиографический список
- Зборовский, Г.Е. Самообразование – парадигма XXI века / Г.Е Зборовский, Е.А. Шуклина // Высшее образование в России. – 2013 – №5.– С. 25–32.
- Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика высшей школы: Учебник / Л.Д. Столяренко. – Рн/Д: Феникс, 2014. – 336 c.
- Формирование навыков творческого саморазвития личности учащихся и учителя как условие повышения качества образования: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.М. Миняевой. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 167 с.
Количество просмотров публикации: Please wait