СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛАТЫНИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

Балалаева Елена Юрьевна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и языковой коммуникации

Аннотация
В статье рассмотрены способы организации учебной деятельности студентов-ветеринаров при обучении латинскому языку с использованием электронного образовательного ресурса «Elementa Linguae Latinae». Приведен алгоритм взаимодействия субъектов обучения и конкретного электронного образовательного ресурса на этапах презентации нового материала, организации самостоятельной работы студентов и контрольных мероприятий.

Ключевые слова: латинский язык, методы, учебная деятельность, электронный образовательный ресурс


METHODS OF ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN LEARNING LATIN USING AN ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE

Balalaieva Olena Yurievna
National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine
PhD in Pedagogy, Associate Professor

Abstract
The article deals with methods of organizing educational activities of veterinary students in learning Latin using the electronic educational resource "Elementa Linguae Latinae". The algorithm of the interaction of actors of teaching and learning with the electronic educational resource at the stages of presentation of new material, organization of students’ individual work and control activities is given.

Keywords: educational activities, electronic educational resource, Latin language, methods


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Балалаева Е.Ю. Способы организации учебной деятельности студентов по изучению латыни с использованием электронного образовательного ресурса // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/03/94938 (дата обращения: 13.03.2024).

Для студентов-ветеринаров, в отличии от представителей гуманитарных специальностей, изучение собственно латинского языка (его истории, структуры, литературных источников) не является самоцелью, а служит овладению определенным инструментарием, позволяющим оперировать понятийно-терминологическим аппаратом профессиональных дисциплин. Поэтому очень важно обеспечить при изучении латыни овладение определенными действиями и операциями на уровне навыков, что позволит будущему врачу-ветеринару концентрировать внимание на качественном выполнении профессиональных задач –  определении диагноза, способов лечения, назначении лекарств, а не тратить время и усилия на припоминание латинских терминов для обозначения болезней, лекарственных препаратов, рецептурных формул. Для выработки таких навыков целесообразно применять комплексные методики с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Одним из таких является электронное пособие комбинированного типа «Elementa Linguae Latinae» [1]. Рассмотрим способы организации учебной деятельности с его использованием.

С точки зрения дидактики, учебный материал может быть представлен следующими способами: дедуктивным, индуктивным и смешанным. На начальных этапах обучения латинскому языку превалирует дедуктивный способ, а по мере накопления у студентов знаний, постепенно можно вводить индуктивный способ презентации учебного материала. Смешанный способ предполагает комбинацию дедуктивного и индуктивного способов [2].

Использование указанного ЭОР опирается на дедуктивный и смешанный способы изложения учебного материала. Главная роль в предложенной методике принадлежит упражнениям, при выполнении которых у студентов формируются умения и навыки практического применения полученных знаний в чтении, написании, переводе анатомических, фармацевтических, клинических терминов и рецептов.

В лингводидактике принято считать, что рецептивные умения (чтение, аудирование) формируются на основе рецептивных навыков, а производительные умения (говорение, письмо) –  на основе репродуктивных.

Обязательными атрибутами навыка как такового являются: автоматизированность (выполнение операций без участия сознания, скорость выполнения операций, целостность, редукция напряженности), устойчивость (неизменность и постоянство), гибкость (способность к переносу, функционирование на новом речевом материале), репродуктивность (регулярное воспроизведения в неизменном виде).

В общем виде этапы формирования навыка представляют следующим образом:

- ознакомление, или ориентировочно-подготовительный этап, на котором создается ориентировочная основа действия, студенты знакомятся с новым материалом и выполняют отдельные действия по образцу;

- тренировка, или стереотипно-ситуативный этап, на котором происходит автоматизация действий студентов в стандартных условиях;

- практика, или вариативно-ситуативный этап, на котором совершенствуется автоматизированность и развивается гибкость навыка.

Данная методика фокусируется, в основном, на обеспечении возможности формирования навыков перевода терминов, что в данном контексте определяется как навык корректного выбора и правильного грамматического оформления иноязычного эквивалента определенной терминологической единицы в устной и письменной речи. Однако касается она и формирования навыков орфоэпических (правильного произношения латинских слов), орфографических (правильного написания латинских слов), грамматических (навыков выбора правильного морфолого-синтаксического оформления терминологической единицы в письменной или устной речи) [2].

Как замечает В. Шовковый, «хотя конечной целью обучения классических языков и является рецепция, однако упражнения на репродукцию не должны оставаться без внимания, поскольку целесообразность их использования подтверждается данными современной психологии, которая предоставляет доминирующую роль рече-двигательному анализатору в обучении языку» [3, c. 363].

Упражнения преимущественно некоммуникативные, направленные на формирование и закрепление навыков корректного употребления грамматических (морфологических, синтаксических, словообразовательных) единиц, при этом большое внимание уделяется форме, а действия с языковым материалом выполняются студентами вне речевой ситуации.

Большинство упражнений и заданий, хотя и разработаны с учетом возможности их выполнения с помощью ЭОР (в частности модуля «Словарь»), можно выполнять и с помощью традиционных печатных учебных и справочных изданий. Однако некоторые упражнения по теме «Структура анатомических терминов», содержащие специфические модели образования, требуют ознакомления с теоретическим материалом по данной теме, изложенным в ЭОР, или дополнительных объяснений со стороны преподавателя, так как материал, содержащийся в базовых печатных пособиях, изложен описательно и не предоставляет в полной мере сведений о способах образования многокомпонентных терминов студентам, которые еще не имеют достаточных навыков структурного моделирования терминов.

Разработанное электронное пособие можно применять при всех формах организации обучения, предусмотренных учебным планом и программой учебной дисциплины «Латинский язык»: практических или лабораторных занятиях, самостоятельной работе и контрольных процедурах. Использование электронного учебника дозволяется студентам на всех контрольных мероприятиях, кроме итогового (экзамен). Методика предусматривает использование различных форм контроля. Текущий контроль осуществляется путем фронтального или индивидуального опроса, проверки заданий, выполненных в аудитории или вне ее, устной или письменной проверки усвоения лексического минимума (переводной, выборочный диктант). Для промежуточного контроля разработан комплекс тестовых заданий, охватывающих все учебные темы и позволяют осуществить экспресс-контроль их усвоения, а также контрольные работы по ключевым темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Структура анатомических терминов», «Рецепт».

Методикой предусмотрена разработка алгоритма учебной деятельности субъектов обучения, что реализуется на основе выбранных подходов и принципов. Согласно выбранному способу управления (смешанное, прямое, не жестко детерминированное, неадаптивное, неиндивидуализированное, нераспределенное, нерефлексивное), разработана схема взаимодействия студента, преподавателя и электронного пособия (рис. 1).

Рисунок 1. Схема взаимодействия преподавателя, студента и модулей электронного пособия «Elementa Linguae Latinae»

В системе взаимодействия преподавателя, студента и электронного пособия преподаватель определяет цели и задачи деятельности студента, мотивирует его к активной познавательной деятельности (1), планирует виды работ с пособием (для чего он может воспользоваться методическими рекомендациями модуля «Помощь» (2); студент принимает цели и задачи, осмысливает их, для выяснения отдельных вопросов организации работы может обратиться к модулю «Помощь» (5).

При сообщении нового материала преподаватель может применить модуль «Пособие» (4), который содержит систематизированную и структурированную учебную информацию элементарного курса латинского языка для иллюстрирования отдельных моментов с помощью схем, моделей, таблиц или материалы модуля «Словарь» (3) для иллюстрирования теоретических положений конкретными примерами [4].

По мнению Л. Белоусовой, Л. Грызун, на практических занятиях целесообразно применять следующие виды работ с электронным учебником: актуализация знаний, анализ эталонного выполнения задания и его модификация, решение тренировочных, поисковых, тестовых задач; на лабораторных – выполнение тренировочных заданий более высокого уровня сложности, а также задний исследовательских и предусматривающих самостоятельный поиск решения путем существенного преобразования полученных знаний [5].

При организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя студенту может быть предложено самостоятельно ознакомиться с учебным материалом (или его фрагментами) модуля «Пособие» (7), законспектировать его, подобрать примеры к теоретическим положениям.

Студент воспринимает информацию, осмысливает и усваивает ее, после чего ему предлагается комплекс упражнений на их практическое применение и закрепление, формирование определенных умений и навыков. Количество и сложность тренировочных упражнений и задач, а также их виды определяет преподаватель, для чего он может воспользоваться задачами, приведенными в методических рекомендациях модуля «Помощь» (2) или обратиться к упражнениям в печатных пособиях. При выполнении тренировочных упражнений студент может пользоваться материалами модулей «Словарь» (6) и «Пособие» (7), при выполнении контрольных заданий студент имеет право пользоваться только модулем «Словарь».

Стимулирование, регулирование и контроль за учебной деятельностью студента осуществляются со стороны преподавателя (1), однако информационно-консультативная функция распределяется между преподавателем и электронным пособием, которое может оказывать определенные учебные воздействия в виде подсказок, помощи, специальных комментариев по анализу и переводу ветеринарно-медицинских терминов [6]. Для выяснения отдельных вопросов по структуре и переводу конкретных терминов студент может обратиться к специальным учебным комментариям, имеющимся у каждой входной единицы (слова, словосочетания, терминоэлемента) в модуле «Словарь» (6).

В случае самостоятельной работы по инициативе студента материал модуля «Пособие» может использоваться для актуализации, систематизации и повторения учебного материала, закрепления знаний, полученных на уроке. В конце каждой темы студенту предлагаются вопросы для самоконтроля, которые фиксируют внимание на ключевых моментах материала. При выполнении грамматических упражнений и заданий по переводу учебные комментарии модуля «Словарь» могут применяться студентами для самоконтроля, самопроверки и самокоррекции.

Для реализации личностного и компетентностного подхода могут быть применены активные и интерактивные формы обучения с использованием электронного пособия: деловая игра «Выпиши рецепт» с элементами моделирования квазипрофессиональной деятельности, написание эссе на основе латинских сентенций, конкурс на лучший перевод адаптированного текста, конкурс на лучшего знатока латинских сентенций (о животных, медицине, врачах, природе) [7], что способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, ассоциаций, чувство языка, формированию навыков анализа, синтеза и обобщения информации, способности к устной и письменной коммуникации, публичной речи, работы в коллективе, творческой и исследовательской деятельности.


Библиографический список
  1. Балалаєва О. Ю. Elementa Linguae Latinae : навч.-метод. посібник [Електронний ресурс].  Київ: НУБіП, 2014. – Загл. с экрана.
  2. Балалаева Е.Ю. Модель использования электронного пособия в обучении латинскому языку // Современная педагогика. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/09/7334 (дата обращения: 13.09.2020).
  3. Шовковий В. М. Навчання граматики класичних мов у контексті теорії поетапного формування розумових дій // Мовні і концептуальні картини світу. 2013. Вип. 46 (4). С. 356–367.
  4. Балалаєва О. Ю. Аналіз сутності поняття «електронний навчальний словник» // Проблеми сучасного підручника. 2014. Вип. 14. С. 26-33.
  5. Білоусова Л. І. Науково-практичні аспекти створення і впровадження електронного підручника для вищої школи // Інформаційні технології і засоби навчання. 2012. № 2 (28). [Электронный ресурс]. URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/viewFile/657/493.
  6. Балалаева Е.Ю. Дидактические риски использования электронных средств обучения // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 4 (16) [Электронный ресурс]. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3326
  7.  Balalajeva O. Major principles of teaching Latin at the Departments of Veterinary Medicine in Ukrainian agrarian universities // Edukacja – Technika – Informatyka. Wybrane problemy edukacji techicznej i zawodowej : Rocznik naukowy. № 4, Сzęść 1. Rzeszów : Wyd. FOSZE, 2013.P. 529–534.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Балалаева Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация