УДК 378.1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И РОЛЬ ПЕДАГОГА В ЕГО ПОВЫШЕНИИ

Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье анализируется одна из важнейших проблем современной педагогики – развитие познавательного интереса, выделена роль педагога в его повышении. Авторы рассматривают понятия познавательной деятельности и познавательного интереса, характеризуют объект познавательного интереса. Также в рамках статьи выделены факторы повышения познавательного интереса студентов и условия, необходимые для повышения познавательного интереса студентов, со стороны педагога.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дубровин Н.А., Грибина Г.А., Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М. Познавательный интерес и роль педагога в его повышении // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/03/94921 (дата обращения: 26.11.2021).

История мирового развития позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, которая обеспечивает как общественный, так и экономический прогресс, является образование. Это связано с тем, что оно непосредственно имеет практическую значимость во всех областях жизнедеятельности человека – от усвоения образцов культуры до осуществления различных форм профессиональной деятельности. Это диктует потребность в постоянном совершенствовании познавательной деятельности обучающихся. Необходимо, чтобы современная концепция образования базировалась на глобальных ценностях, которые вытекают из осознания единства общества, человека и природы во всём культурном многообразии.

Познавательная деятельность обучающихся в первую очередь определяется не уровнем знаний, а степенью сформированности способов и методов самостоятельного поиска знаний. Активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся необходимо рассматривать в качестве диалектического единства усвоения содержательной части учебного материала. Развитие у обучающихся умений и навыков познавательной деятельности преследует более далекие цели, нежели простую заботу об их успеваемости в период обучения. Ключевая цель заключается в обеспечении будущего специалиста постоянным и профессиональным ростом в течение всей его профессиональной деятельности, выработке стремления к занятию творческим трудом. В этой связи формирование устойчивого познавательного интереса в современных реалиях приобретает важное значение. Его формирование зависит от того, насколько полно и эффективно удается вовлекать обучающихся в разнообразную учебно-познавательную деятельность.

В.А. Сластенин отмечает, что познавательный интерес формируется в рамках образовательного процесса посредством предметного содержания деятельности и отношений между участниками процесса обучения. Этому способствует широкое применение фактора новизны знаний, компонентов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, организация самостоятельной творческой работы  студентов, организация взаимного контроля и взаимного обучения обучающихся [3].

В.Ф. Моргун считает, что объектом познавательного интереса является непосредственно содержание учебных дисциплин, овладение которым составляет основное назначение учения [2].

Можно выделить следующие факторы повышения познавательного интереса студентов:

-                   наиболее целенаправленный процесс организации учебного материала и процесса его изучения студентами;

-                   наиболее рационального организация образовательного процесса;

-                   наиболее широкое применение внутренних возможностей и резервов обучающихся.

А.Ж. Кусжанова отмечает, что познавательный интерес изучению учебного материала сильно зависит от личностных качеств педагога, навыков преподнесения образовательной информации, заинтересованности педагога в эффективной организации учебного процесса. Исследователь выделяет условия, которые необходимы для активизации познавательного интереса студентов, относящиеся к педагогу:

-                   взгляд на образовательный процесс глазами студента, определение, всё ли ему понятно, насколько интересна учебная дисциплина;

-                   исключение сухого академизма;

-                   научно-популярный стиль изложения учебного материала;

-                   тесная связь теоретических положений с практикой;

-                   харизма педагога;

-                   учёт профиля специальности [1].

Таким образом, повышение познавательного интереса студентов является важнейшей задачей современного образования. Необходимо понимать, что педагог занимает центральное место в системе разрешения данной проблемы.


Библиографический список
  1. Кусжанова А.Ж. Проблемы классификации и взаимодействия интересов / А.Ж. Кусжанова // Теоретический журнал «CREDO NEW». 2000. №5
  2. Моргун, В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса к учебному предмету [Текст]/ В.Ф. Моргун. – М.: Просвещение, 1979. – 28 с.
  3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дубровин Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация