История мирового развития позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, которая обеспечивает как общественный, так и экономический прогресс, является образование. Это связано с тем, что оно непосредственно имеет практическую значимость во всех областях жизнедеятельности человека – от усвоения образцов культуры до осуществления различных форм профессиональной деятельности. Это диктует потребность в постоянном совершенствовании познавательной деятельности обучающихся. Необходимо, чтобы современная концепция образования базировалась на глобальных ценностях, которые вытекают из осознания единства общества, человека и природы во всём культурном многообразии.
Познавательная деятельность обучающихся в первую очередь определяется не уровнем знаний, а степенью сформированности способов и методов самостоятельного поиска знаний. Активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся необходимо рассматривать в качестве диалектического единства усвоения содержательной части учебного материала. Развитие у обучающихся умений и навыков познавательной деятельности преследует более далекие цели, нежели простую заботу об их успеваемости в период обучения. Ключевая цель заключается в обеспечении будущего специалиста постоянным и профессиональным ростом в течение всей его профессиональной деятельности, выработке стремления к занятию творческим трудом. В этой связи формирование устойчивого познавательного интереса в современных реалиях приобретает важное значение. Его формирование зависит от того, насколько полно и эффективно удается вовлекать обучающихся в разнообразную учебно-познавательную деятельность.
В.А. Сластенин отмечает, что познавательный интерес формируется в рамках образовательного процесса посредством предметного содержания деятельности и отношений между участниками процесса обучения. Этому способствует широкое применение фактора новизны знаний, компонентов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, организация самостоятельной творческой работы студентов, организация взаимного контроля и взаимного обучения обучающихся [3].
В.Ф. Моргун считает, что объектом познавательного интереса является непосредственно содержание учебных дисциплин, овладение которым составляет основное назначение учения [2].
Можно выделить следующие факторы повышения познавательного интереса студентов:
- наиболее целенаправленный процесс организации учебного материала и процесса его изучения студентами;
- наиболее рационального организация образовательного процесса;
- наиболее широкое применение внутренних возможностей и резервов обучающихся.
А.Ж. Кусжанова отмечает, что познавательный интерес изучению учебного материала сильно зависит от личностных качеств педагога, навыков преподнесения образовательной информации, заинтересованности педагога в эффективной организации учебного процесса. Исследователь выделяет условия, которые необходимы для активизации познавательного интереса студентов, относящиеся к педагогу:
- взгляд на образовательный процесс глазами студента, определение, всё ли ему понятно, насколько интересна учебная дисциплина;
- исключение сухого академизма;
- научно-популярный стиль изложения учебного материала;
- тесная связь теоретических положений с практикой;
- харизма педагога;
- учёт профиля специальности [1].
Таким образом, повышение познавательного интереса студентов является важнейшей задачей современного образования. Необходимо понимать, что педагог занимает центральное место в системе разрешения данной проблемы.
Библиографический список
- Кусжанова А.Ж. Проблемы классификации и взаимодействия интересов / А.Ж. Кусжанова // Теоретический журнал «CREDO NEW». 2000. №5
- Моргун, В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса к учебному предмету [Текст]/ В.Ф. Моргун. – М.: Просвещение, 1979. – 28 с.
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480с.
Количество просмотров публикации: Please wait