ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В ВУЗ

Нестеренко Евгения Сергеевна1, Краюшкина Полина Владиславовна2
1ФГБОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского», ассистент кафедры экономической теории
2ФГБОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского», обучающаяся 1 курса

Аннотация
В статье исследована трансформация способов привлечения абитуриентов в учебные заведения высшего образования в условиях развития цифровой экономики. Авторами проведен социальный опрос среди студентов первого курса. Предложены рекомендации по эффективному привлечению абитуриентов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нестеренко Е.С., Краюшкина П.В. Применение цифровых технологий для повышения эффективности процесса привлечения абитуриентов в вуз // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/03/94847 (дата обращения: 01.12.2024).

Ещё в начале прошлого столетия процесс поступления в вуз, с целью получения высшего образования и устройства на престижную работу с перспективой дальнейшего карьерного роста, был доступен далеко не каждому выпускнику школы, гимназии, лицея. Чтобы поступить в высшее учебное заведение, требовалось как минимум располагать средствами, для возможности посещения университета и сдачи вступительных экзаменов. Далеко не все выпускники имели такую возможность. Также не стоит забывать, что девушки не имели возможности поступать на любую специальность. В основном, они учились на врачей, учителей и могли изучать иностранные языки.

Для того чтобы поступить в вуз, сто лет назад было необходимо сдать школьные экзамены, а в дальнейшем и вступительные экзамены в институте. Большинство выпускников школ, гимназий и лицеев, проживающие не в близи Москвы и Ленинграда, поступали в техникумы, так как не имели возможности оплатить дорогу и проживание.

В современном обществе, в условиях цифровой экономки, процесс поступления намного упростился. Следует отметить рост численности населения Российской Федерации, количества высших учебных заведений и в целом рост желающих поступить в вуз с целью получения высшего образования. В наше время, получение образования, стало важным этапом жизни практически для всех представителей общества. Так в 1914 г. в СССР насчитывалось 72 высших учебных заведения [1], в которых учились 123532 человек [2], в 2005 г. насчитывалось 413 высших учебных заведений, в которых обучалось 7064600, а в 2018-2019 гг. 741 и 4161700 студентов [3]. С ростом количества университетов конечно же растет конкуренция между ними, поэтому многие университеты занимаются активной деятельностью, направленной на привлечение абитуриентов. Все сказанные выше факты говорят об актуальности выбранного исследования.

Целью статьи является проведение исследования трансформации способов привлечения абитуриентов в учебные заведения высшего образования в условиях развития цифровой экономики для предоставления рекомендаций по эффективному привлечению абитуриентов.

В нашем исследовании мы будем рассматривать цифровую экономику как систему экономических отношений, основанную на реализации цифрового человеческого потенциала посредством использования ИКТ и сквозных технологий, функционирующая в устойчивой инновационно-ориентированной институциональной среде, нацеленной на повышение производительности труда и улучшение благосостояния общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг [4].

Следует отметить, что цифровые технологии уже сейчас влияют на жизнь каждого человека: мы можем заказывать онлайн; оплачивать коммунальные услуги; выбрать детский сад, школу, вуз; искать работу, посмотреть оценки и проверить домашнее задание детей, оплатить штраф и др. На сферу образования, цифровизация также оказала свое воздействие. Несомненным плюсом цифровизации является появление новых специальностей и как следствие новых рабочих мест. Кроме того, все выпускники имеют возможность поступления в любое высшее учебное заведение страны, так как процесс подачи документов значительно упростился – теперь вовсе не обязательно привозить документы в вуз, чтобы участвовать в конкурсе на поступление; приезжать для сдачи экзаменов и т.д., поскольку появилась возможность все данные операции осуществлять дистанционно, что значительно сокращает затраты поступающих. Это открывает новые возможности перед бывшими школьниками. Но возникает проблема в привлечение абитуриентов в вуз, в особенности у отдаленных и не самых популярных университетов.

Перед каждым школьником, окончившим одиннадцатый класс, стоит задача выбора будущего места учёбы, поэтому современные вузы активно пытаются продавать свои услуги выпускникам с помощью инструментов цифровой экономики. Для того чтобы выявить роль цифровых технологий в привлечении абитуриентов, нами был проведен социальный опрос среди обучающихся первого курса ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» по направлениям подготовки: 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом, 38.03.06 Торговое дело, 08.03.01 Строительство, 06.03.01 Биология (таблица 1).

Таблица 1 – Социальный опрос среди студентов первого курса ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

Из каких источников Вы узнали о КФУ им. В. И. Вернадского?

Количество ответов

- От родственников, знакомых

70

- От учителей в школе

5

- Из справочников вузов

1

- Из интернета

57

- Из газет, радио, телевидения

0

- Другое

13

Итого:

146

Исходя из данных опроса, представленных в таблице, можно сделать такие выводы:

  1. Самым распространённым источником являются знакомые и родственники (48%).
  2. Более трети студентов узнали о вузе благодаря интернету (39%).
  3. Газеты, радио, телевидение и справочники вузов (в совокупности менее 1%) потеряли свою актуальность и более не могут считаться удачным выбором для размещения рекламы.

Следовательно, такие источники, как газеты, радио, телевидение и справочники вузов, которые еще буквально десять лет назад были основными способами получения необходимой информации неактуальны для современных абитуриентов.

После проведенного анализа, следует предложить рекомендации по привлечению абитуриентов в вуз:

1. Престижность университетов сегодня определяется не только качеством учебного процесса, многое зависит от грамотного маркетинга, поэтому все университеты также нуждаются в продвижении, грамотном позиционировании, и, конечно же, «промоушне». Многие высшие учебные заведения активно позиционируют себя в социальных сетях, ведут свой канал на YouTube, ведут форумы и блоги, что также является своеобразной рекламой в сети Интернет [5]. В образовательных учреждениях применяются следующие методы продвижения: реклама, методы стимулирования сбыта (продаж), персональные продажи и методы связи с общественностью. С нашей точки зрения, необходимо акцентировать внимание на построении имиджевой рекламы в продвижении вуза, а также на создании контекстной рекламы, так как многие пользователи ищут университеты по определённым ключевым фразам. Контекстная реклама имеет ряд преимуществ: низкая стоимость, высокое попадание в целевую аудиторию и высокая эффективность, а также ряд недостатков: кратковременность действия, опасность перерасхода бюджета при неправильной настройке, бесполезность использования в некоторых сферах бизнеса [5].

2. Необходимо чётко и доступно расположить самую важную информацию для абитуриента на сайте, так как многие абитуриенты несерьёзно относятся к вузам и не берут их во внимание, если не могут быстро найти на сайте необходимую им информацию. У школьников пропадает интерес, и они уходят на другой сайт, на котором с лёгкостью находят то, что в первую очередь их интересует. Здесь, хотелось бы отметить, что, необходимо проанализировать, что интересует абитуриентов на сайте вузов в первую очередь. Очень важно расположить информацию в правильном порядке и легкой доступности.

Мы считаем, что к необходимой доступной информации следует отнести: адрес, фото вуза, информация о филиалах, проходные баллы на бюджет и коммерцию, количество бюджетных и коммерческих мест, имеющиеся специальности, краткое описание направлений подготовки, возможные будущие специальности, информация о переводе из других вузов, информация о стипендиях, социальных выплатах и другое.

3. Необходимо чтобы будущие студенты были уверенны в том, что фото и вся информация о вузе и учебной деятельности являются достоверны, для этого многие учебные заведения проводят дни открытых дверей. В эти дни все абитуриенты, которых уже удалось заинтересовать, смогут посетить вуз, изучить условия, пообщаться со студентами, преподавателями и очень важно пригласить на день открытых дверей выпускников разных специальностей, чтобы абитуриенты на примере реальных людей убедились, что выпускники данного вуза ценятся на рынке труда. Также можно устроить концерт, на котором абитуриенты смогут убедиться, что их студенческая жизнь будет строиться не только на изучении определённых дисциплин, но и будет сопровождаться веселой студенческой жизнью, в которой они смогут принимать участие.

4. Для привлечения абитуриентов, необходимо иметь хороший рейтинг. Основными критериями при составлении рейтинга являются: качество обучения, научная деятельность, международные связи, востребованность работодателями студентов вузов. Но, следует отметить, что в интернете существует огромное количества рейтингов, которые сильно разнятся между собой и получить место в самом знаменитом из них «Топ 100 лучших вузов страны» достаточно сложно. Данный рейтинг в 2020 г. возглавил Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, на второй позиции –  Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) и третью позицию занимает Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Состав топ-30 рейтинга остается практически неизменным второй год подряд. Это 17 вузов Москвы, четыре университета Санкт-Петербурга, пять федеральных университетов – Уральский, Казанский (Приволжский), Сибирский, Дальневосточный и Южный, а также ТГУ и ТПУ (Томск), НГУ (Новосибирск) и ННГУ им. Лобачевского (Нижний Новгород) [6]. Если же вуз не имеет высоких позиций в рейтинге вузов или вообще не входит в «Топ 100», то, как вариант, он может работать на продвижение определенной кафедры или применять основные методы продвижения для повышения собственной известности.

5. Огромное внимание необходимо уделять профессорско-педагогическому составу университета. Преподавателям необходимо постоянно повышать квалификацию, участвовать в конкурсах, грантах и конференциях. Также активное участие в научных мероприятиях должны принимать и студенты университета.

Таким образом, следует отметить, что в условиях стремительного развития цифровой экономики на первый план выходят методы привлечения абитуриентов с помощью Интернета, социальных сетей, каналов на YouTube, форумов и блогов, но даже в век цифровизации в высших образовательных учреждениях, которые нацелены быть востребованными на рынке образовательных услуг в России, должен быть квалифицированный профессорско-преподавательский состав, высокий уровень обучения, активная научная деятельность, международные связи и востребованность выпускников вузов на рынке труда.

После проведения опроса, изучения статистики и информации о процессе поступления за прошлые годы, мы пришли к выводу, что цифровизация – это важнейший компонент развития общества, который во многом упрощает жизнь людей и экономит время. А время, как мы знаем, важнейший ресурс, который невозможно восполнить или приостановить.


Библиографический список
  1. Статистические материалы для интернет-ресурсов сферы образования. URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_1a&ttype=2&Field=All (дата обращения: 09.01.2021).
  2. Топ-100 лучших вузов России 2020 по версии RAEX. URL: https://spb.proforientator.ru/publications/articles/top-100-luchshikh-vuzov-rossii-po-versii-raex.html (дата обращения: 07.01.2021).
  3. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с.
  4. Нестеренко, Е.С. Системный подход как основа понятийно-категориального аппарата цифровой экономики / Е.С. Нестеренко, Р.В. Науменко // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 5. С. 911-926.
  5. Марченко, О.Г. Контекстная реклама высших учебных заведений / О.Г. Марченко, В.С. Просалова, Е.Н. Смольянинова // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22). C. 121-124.
  6. Численность студентов в Российской Империи. URL: http://mysteriouscountry.ru/


Все статьи автора «Нестеренко Евгения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: