УДК 504.064:629.331

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛАССА АВТОМОБИЛЕЙ ПО VIN

Акунов Бакытбек Убайдиллаевич1, Акипов Рамиль Исабалиевич2
1Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, кандидат технических наук, доцент
2Кыргызский государственный технический университет им. И.Раззакова, магистрант

Аннотация
В данной работе рассмотрены нормируемые показатели вредных и токсичных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическому стандарту «Евро», введенных в странах Евросоюза, а также приведен порядок определения экологического класса автомобилей по VIN (Vehicle Identification Number) коду.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Акунов Б.У., Акипов Р.И. Определение экологического класса автомобилей по VIN // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/03/94686 (дата обращения: 28.04.2021).

В настоящее время автопроизводители в условиях жесткой конкуренции делают все, для того чтобы повысить потребительские качества автомобилей (надежность, топливная экономичность, экологичность, безопасность, динамичность, комфортабельность, устойчивость в движении, управляемость и др.) и с каждым годом у них есть определенные положительные результаты в этом направлении, особенно в сфере улучшения экономичности и экологичности. Но, несмотря на определенные усилия, автомобильный транспорт остается основным источником загрязнения окружающей среды [1].

Экологические показатели двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и транспортных средств регламентируются различными нормативно-техническими документами: ОСТ, ГОСТ, Директивами, Правилами и т. д. Этот вид нормирования направлен на оценку экологических показателей конструкции ДВС и автотранспортных средств (АТС). В указанных документах оговаривается предельное значение удельного (на единицу мощности двигателя любого типа) или пробегового (на единицу пробега транспорта) выброса с отработавшими газами (ОГ) того или иного компонента. Для дизельных двигателей нормируют также уровень дымности ОГ [1].

В лидирующих странах по производству автомобилей созданы регулирующие органы, устанавливающие предельные параметры отработавших газов. Например, в Европе это Еврокомиссия (European Commission – EC), в Японии – Министерство транспорта (Ministry of Transport – MIT), в США – Министерство охраны окружающей среды (Environmental Protection Agency – ЕРА), а в штате Калифорния свой «собственный» орган – Отдел надзора за воздушными ресурсами (California Air Resources Board – CARB) [2]. Другие страны при регламентировании параметров отработавших газов чаще всего берут за основу либо полностью перенимают законодательство этих стран.

Следует отметить, что Европейские стандарты, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды токсичными веществами выхлопных газов автомобильного транспорта входят в правила Европейской экономической комиссии ООН (правила ЕЭК ООН). Согласно этим правилам и поправкам к Европейским стандартам выделяют несколько типов стандартов «Евро», которые отличаются предельными значениями загрязняющих токсичных веществ в выхлопных газах, производимых автомобильным транспортом. В стандартах различаются нормы для дизельных и бензиновых двигателей автомобилей, а также для легковых, легких коммерческих автомобилей разной массы, грузовых автомобилей и автобусов [3].

Сроки внедрения стандартов Евро и требования к нормируемым показателям по ограничению токсичных выбросов в выхлопных газах автомобилей (г/км) приведены в табл. 1 [4].

Таблица 1. Сроки внедрения стандартов Евро и нормируемые показатели токсичных веществ в выхлопных газах автомобилей

Стандарты

Евро

Оксид углерода (CO)

Углеводород

(НС)

Летучие органические вещества

(не метановые углероды)

Оксид азота (NOx)

Сумма

HC+NOx

Взвешенные частицы (PM)

1

2

3

4

5

6

7

Автомобили с бензиновыми двигателями

Евро 1

(с 01.07.

1992 г.)

2,72

-

-

-

0,97

-

Евро 2

(с 01.01.

1996 г.)

2,20

-

-

-

0,50

-

Евро 3

(с 01.01.

2000 г.)

2,30

0,20

-

0,15

-

-

Евро 4

(с 01.01.

2005 г.)

1,00

0,10

-

0,08

-

-

Евро 5

(01.09.

2009 г.)

1,00

0,10

0,068

0,06

-

0,0050

Евро 6

(с 01.01.

2015 г.)

1,00

0,10

0,068

0,06

-

0,0050

Автомобили с дизельными двигателями

Евро 1

(с 01.07.

1992 г.)

2,72

-

-

-

0,97

0,140

Евро 2

(с 01.01.

1996 г.)

1,00

-

-

-

0,70

0,080

Евро 3

(с 01.01.

2000 г.)

0,64

-

-

0,50

0,56

0,050

Евро 4

(с 01.01.

2005 г.)

0,50

-

-

0,25

0,30

0,025

Евро 5

(01.09.

2009 г.)

0,50

-

-

0,18

0,23

0,005

Евро 6

(с 01.01.

2015 г.)

0,50

-

-

0,08

0,17

0,005

В настоящее время в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входят Россия, Белоруcсия, Казахстан, Армения и Кыргызская Республика, с 1 января 2015 года на все автомобили, ввозимые на территорию таможенного союза на основании решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» оформляют Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), как аналог Евро-4 и Евро-5, и устанавливают экологический класс автомобиля [5].

Экологический класс автомобиля – это классификационный код, который характеризует автомобильную технику по уровню выброса вредных токсичных веществ в выхлопных газах и испарения топлива автомобильной техникой. Нормы, которым должны соответствовать все без исключения автомобили, которые находятся в эксплуатации и производстве приведены в табл. 1. Эти нормы определяют степень выброса вредных токсичных веществ в атмосферу, и чем выше экологический класс автомобиля, тем жестче требования  к нему предъявляются [6].

Для того чтобы определить к какому классу «Евро» относится данное транспортное средство и узнать его основные характеристики (тип транспортного средства, полное наименование – модель, год выпуска, страна изготовитель, объем, модель и тип двигателя и т.п.), необходимо проверить VIN (Vehicle Identification Number) код автомобиля.

Следует отметить, что в 24 странах, которые входят в Международную организацию стандартов ISO, кузов каждого выпущенного в них автомобиля имеет индивидуальный номер – VIN. VIN код автомобиля  в соответствии со Стандартом ISO 3779-1983 – это идентификационный номер каждого в отдельности автомобиля, в котором зашифрованы важные технические данные индивидуально для каждого автомобиля. Впервые стандарт ISO 3779-1983 (описывает формат VIN-номеров) был признан в 1977 году в США и Канаде. Это упростило классификацию машин, что впоследствии защищало их от кражи. Но, к сожалению, не все европейские производители поддерживают данный стандарт. Важно то, что стандарт ISO является рекомендательным, а не обязательным, поэтому решение о зашифрованной информации всегда остается за производителем автомобилей. VIN-код автомобилей представляет собой сочетание 17 символов, состоящих из арабских цифр и заглавных букв латинского алфавита [7].

В качестве примера ниже приведены фото и отчет (табл. 2) проверки VIN кода легкового автомобиля Toyota Corolla Verso на сайте http://www.vinformer.su/.

Фото VIN кода легкового автомобиля Toyota Corolla Verso

Таблица 2.

ОТЧЁТ №2015.03.23/VF5-JTDEZ28E603037835

1. Базовая информация
Идентификационный номер JTDEZ28E603037835
Контрольный символ успешно прошёл проверку
Марка TOYOTA
Модель Corolla Verso
Поколение модели II
Код модели E121
Комплектация
2. Даты
Начало производства 2001
Окончание производства 2006
3. Трансмиссия
Тип привода передний привод (4×2)
4. Параметры силовой установки
Серия двигателя 3ZZ-FE
Тип двигателя бензиновый
Объём двигателя, куб. см 1598
Компоновка двигателя L4
Дополнительная информация 16V, DOHC, VVT-i
5. Система безопасности и тормозная система
данные отсутствуют
6. Данные о производителе и производстве
Страна происхождения Япония
Рынок сбыта Европа
Страна сборки Япония
Город (и регион) сборки no data
Производитель Toyota Motor Corp
Адрес производителя 471-8571, 1 Toyota-cho, 471-8571 Toyota-Aichi, Japan
Доп. информация о производителе type: passenger car
7. Массогабаритные параметры
данные отсутствуют

Если рассмотреть VIN код данного автомобиля по позиции расположения в нем букв и цифр, то выглядит таким образом.

Позиции

VIN

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

VIN

J

T

D

E

Z

2

8

E

6

0

3

0

3

7

8

3

5

С 1 по 3 позиции номера – мировой индекс изготовителя (WMI – World Manufacturers Identification): JTD TOYOTA Япония Passenger Car.
4 позиция номера – тип кузова и колесная формула (с 2002 г): E – универсал повышенной вместимости (Toyota Corolla Verso).
5 позиция номера – двигатель (с 2002 г): Z – 3ZZ-FE (1,6 литра, 16 клапан, бензин), 1ZZ-FE (1,8 литра, 16 клапан, бензин).
6 позиция номера – серия двигателя.
7 позиция номера – система безопасности (с 2002 г): 8 – 2 фронтальные подушки безопасности, боковые подушки безопасности.
8 позиция номера – модель: E – Auris / Corolla.
9 позиция номера – контрольная сумма (контрольная, проверочная цифра, по которой определяют корректность VIN кода автомобиля).
10 позиция номера – «0» или модельный год (с 2002 г): 3 (11 позиция номера) – 2003 (год выпуска автомобиля).
12 позиция номера – сборочный завод (с 2002 г): 0…9 – Япония.
С 13 по 17 позиции номера – серийный номер (с 2002 г): 37835 – серийный номер автомобиля.

В нашем примере, согласно информации, выданной сайтом http://www.vinformer.su/ и при расшифровке VIN кода, который состоит из 17 позиций, можно сделать заключение, что данный автомобиль 2003 года выпуска, производитель Toyota Motor Corporation, страна сборки – Япония, рынок сбыта – Европейский рынок (согласно информации, выданной сайтом http://www.vinformer.su/). Точнее, если обратить внимание на фото VIN кода автомобиля, то сборкой и реализацией продукции, т.е. автомобиля занималась дочерняя компания Toyota Motor Corporation Toyota Motor Engineering & Manufacturing Europe SA/NV, которая находится в Бельгии (Toyota Motor Engineering & Manufacturing Europe SA/NV, Avenue du Bourget 60, B-1140 Bruxelles, Belgium). Это означает, что автомобиль, произведенный Toyota Motor Сorporation для европейского потребителя должен соответствовать экологическому стандарту Евро-3, т.е. экологическому классу 3 (см. табл. 1).
Точно определить принадлежность транспортного средства к определенному экологическому классу и выдать сертификат соответствия могут только независимые органы, имеющие испытательные лаборатории по сертификации на основании протоколов, аккредитованных законодательством той страны, где будет эксплуатироваться данный автомобиль.

В заключение, как сказано выше, на территориях стран ЕАЭС основным экологическим классом автомобилей является Евро-5, а в странах Евросоюза Евро-6. И оформление СБКТС, где должен быть указан экологический класс автомобиля, касается только новых автомобилей и тех, которые будут ввозиться в страны ЕАЭС, а к тем автомобилям, которые уже эксплуатируются, т.е. находятся в обращении, эти правила не относятся.

Следует отметить, что в настоящее время в Кыргызской Республике более 60 % составляют автомобили 1998 – 2004 годов выпуска, что соответствуют экологическим нормам Евро-2 и Евро-3 по году выпуска. Но о действительном соответствии этих автомобилей Евро стандартам по экологическим показателям трудно утверждать. Так как каталитические нейтрализаторы (задачей, которых является нейтрализация вредных веществ в выхлопных газах) и элементы систем по снижению вредных и токсичных веществ в выхлопных газах (датчики кислорода – лямбда зонд и система рециркуляции отработавших газов) у этих автомобилей исчерпали свой срок службы или вовсе отсутствуют. Потому что срок службы каталитических нейтрализаторов обычно составляет 80 – 90 тыс. км.

Если учесть, что автомобиль только в начальном периоде эксплуатации соответствует и отвечает требованиям экологических стандартов (в странах Евросоюза срок эксплуатации автомобилей в среднем составляет 6 – 7 лет), а в процессе эксплуатации под влиянием многих известных причин, например из-за засорения или выхода из строя катализатора при использовании некачественного топлива, как обычно бывает, экологические показатели ухудшаются и автомобиль уже не будет соответствовать требованиям экологических стандартов. В этом случае поддержание автомобиля в технически исправном состоянии в соответствии с установленными требованиями в течение всего периода эксплуатации является важным мероприятием. Но, все-таки, вопрос как улучшить экологическое состояние окружающей среды остается открытым. Также следует отметить, что важной целью автопроизводителей является разработка такого механизма или узла, который позволил бы автомобилю в течение всего периода эксплуатации соответствовать установленным экологическим нормам. Пока же эта задача остается нерешенной.


Библиографический список
  1. Акунов Б.У. Зависимость количества вредных веществ в отработавших газах автомобиля от рельефа местности. Технический журнал «Автомобильная промышленность». – Москва, -№2, 2016. С. 11–13.
  2. Уве Рокош. Бортовая диагностика. Перевод с нем. ООО «СтарСПб». М.: ООО Изд-во «За рулем», 2013. 224 с.
  3. Экологические стандарты Евросоюза для автомобилей. URL: http://ria.ru/documents/20090901/183291397 (дата обращения: 22.12.2020).
  4. Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическим классам Евро. URL: https://infotables.ru/avtomobili/1214-ekologicheskij-klass-avtomobilya (дата обращения: 03.01.2021).
  5. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», № 877 от 9 декабря 2011 г. URL: https://rostest.net/wp-content/uploads/2014/08/TR-TS-018-2011-O-bezopasnosti-kolesnyh-transportnyh-sredstv.pdf (дата обращения: 24.12.2020).
  6. Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». URL: https://rostestsibir.ru/wpcontent/uploads/docs/post_prav/Post_Prav_12.10.2005__-609.pdf (дата обращения: 28.12.2020).
  7. Акунов Б.У. Экологический класс автомобилей. Научно-образовательный и производственный журнал «Инженер», Бишкек, – №10, 2015. С. 42–48.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Акунов Бакытбек Убайдиллаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация