Актуальность. За последние годы проблемам развития координационных способностей младших школьников посвящен ряд педагогических работ С. В. Бочкина, Н.Н. Воробьевой, О.В. Симакова, А.В. Хайруллина и других авторов.
Значительный вклад в разработку указанной проблемы, внесли работы учёных-методистов С.А. Васильева, Н.Н. Данилина, В.А. Григорьева, А.А. Огурцовой, В. С. Шишкиной, С.В. Яковлеваи др.
Как показывают исследования авторов (И. А. Яковлева, Л.Ф. Пузенков и др.) реализация специально разработанных программ основанных на применении разнообразных видов физкультурной деятельности в учреждениях дополнительного образования является одним из наиболее эффективных средств, становления и развития адаптационных способностей воспитанников.Совершенствование координационных способностей направлено на подготовку порастающего поколения к активно изменяющимся условиям производства в обществе и в целом к высокому ритму жизни современного человека.
Степень развития координационных умений и навыков показывают ряд способностей личности:
– умение ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способностей;
– проявление оперативной реакции на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
– прогнозирование положения движущегося объекта в требуемый момент времени;
– точное исполнение двигательных задач за минимальный показатель времени;
– дифференциация временных, пространственных и силовых параметров движения;
– приспособление к изменяющимся обстоятельствам, к нестандартной постановке задачи.
Актуальность темы связана с тем, что наиболее оптимальным периодом для развития координационных способностей школьников выступает возраст от 7 до 10 лет. Важно не упустить указанный момент в организации физического воспитания учеников начального звена.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Методы и организация исследования: наблюдение, беседы с родителями и педагогами, образовательно – развивающая работа, основанная на выдвинутых предположениях, количественная и качественная обработка результатов, сравнительный анализ полученных данных, эксперимент, измерение, описание, обобщение, конкретизация, формализация, абстрагирование, классификация и др.
Результаты исследования и их обсуждение.
Цель экспериментального исследования состояла в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи исследования:
-анализ теоретической литературы по теме исследования, а именно рассмотреть анатомо-физиологическую характеристику детей младшего школьного возраста, раскрыть понятие и виды координационных способностей, исследовать современные методы развития и оценки координационных умений и навыков;
-разработать методику по развитию координационных способностей младших школьников«Равновесие и ловкость – путь к успеху»;
-проверить эффективность воздействия методики«Равновесие и ловкость – путь к успеху» на процесс развития координационных способностей младших школьников;
-провести констатирующий и формирующий эксперимент;
-дать сравнительный анализ констатирующего и контрольного среза.
Для оценки уровня развития координационных способностей младших школьников нами были использованы следующие тесты, определяющие координацию:
-«Четыре поворота на гимнастической скамейке»;
-«Три кувырка вперед»;
-«Стойка на одной ноге».
1. Тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке» был проведен нами в экспериментальной и контрольной группе детей младшего школьного возраста 04, 05 ноября 2019 года.
Данное исследование имеет цель выявить координационные навыки, умения школьника, оценка его общей ловкости и чувства равновесия.
Рассмотрим уровни развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в ЭГ, рисунок 1.
Рис. 1.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей
(тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке»), ЭГ
Таким образом, из 20 детей, которые принимали участие в исследовании, выявлено:
- 5 школьников с высоким уровнем развития координационных способностей – это 25%;
- 9 школьников – это 45 % со средним уровнем развития координационных способностей;
- 6 школьников – это 30% с низким уровнем развития координационных способностей.
Рассмотрим на рисунке 2 уровни развития координационных способностей у младших школьников в КГ.
Рис.2.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей
(тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке»), КГ
2.Тест «Три кувырка вперед» был проведен нами в экспериментальной и контрольной группе детей младшего школьного возраста 07, 08 ноября 2019 года.
Данное исследованиетакже направлено на выявление координационных умений младших школьников и оценку чувств равновесия.
Таким образом, из 20 детей, которые принимали участие в исследовании, выявлено: 6 школьников с высоким уровнем развития координационныхспособностей – это 30%; 8 школьников – это 40 % со средним уровнем развития координационных способностей; 6 школьников – это 30% с низким уровнем развития координационных способностей.
Для наглядности рассмотрим на рисунке 3, полученные нами в ходе исследования результаты.
Рис.3.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей (тест «Три кувырка вперед»), ЭГ
Анализ результатов первичной диагностики по тесту«Три кувырка вперед» в КГ рассмотрено нами на рисунке 4.
Рис.4. Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей (тест «Три кувырка вперед»), КГ
3. Тест «Стойка на одной ноге» был проведен нами в экспериментальной и контрольной группе детей младшего школьного возраста 12, 13 ноября 2019 года.
Рассмотрим уровни развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в ЭГ, рисунок 5.
Рис.5.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей
(тест «Стойка на одной ноге»), ЭГ
Таким образом, из 20 детей, которые принимали участие в исследовании, выявлено:
- 4 школьника с высоким уровнем развития координационных способностей – это 20%;
- 9 школьников – это 45 % со средним уровнем развития координационных способностей;
- 7 школьников – это 35% с низким уровнем развития координационных способностей.
Рассмотрим на рисунке 6 уровни развития координационных способностей у младших школьников в КГ.
Рис.6.Анализ результатов первичной диагностики уровня развития координационных способностей (тест «Стойка на одной ноге»), КГ
Таким образом, на основе полученных результатов нами было принято решение о разработке методики, направленной на развитие координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху».
Однако после реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху», количество детей с высоким уровнем развития координационных способностей увеличилось на 4 человека, то есть увеличение составило 20%, рисунок 7.
Рис. 7. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента (ЭГ, КГ)
(тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке»)
Следовательно, эффективность реализованной нами в течение учебного годаметодики подтвердилась. В контрольной группе сравнительный анализ результатов диагностического и констатирующего этапа эксперимента не выявил существенной разницы, рисунок 8.
Рис. 8. Сравнительный анализ результатов контрольного этапа эксперимента в КГ
(тест «Четыре поворота на гимнастической скамейке»)
Рассмотрим ниже результаты теста«Три кувырка вперед».
Согласно данным первичной диагностики дети экспериментальной группы при определении уровня развития координационных способностей показали следующие результаты:
-6 школьников с высоким уровнем развития координационных способностей – это 30%;
-8 школьников – это 40 % со средним уровнем развития координационных способностей;
-6 школьников – это 30% с низким уровнем развития координационных способностей.
После реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху», количество детей с низким уровнем развития координационных способностей сократилось до 2 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития координационных способностей увеличились на 4 человека, рисунок 9.
Рис. 9. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента (ЭГ)
(тест «Три кувырка вперед»)
Результаты контрольного этапа эксперимента существенно изменились, так как низкий уровень развития показали всего лишь 2 школьника.
Низкий уровень развития координационных и общих физических способностей, в каких бы формах не проявлялось, оказывается часто главным источником трудностей при освоении программы начальной школы.
Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на отсутствие вдохновения детей к процессу совершенствования своих двигательных навыков и умений – одно из наиболее распространённых явлений у родителей и педагогов.
В контрольной группе сравнительный анализ результатов диагностического и констатирующего этапа эксперимента не выявил существенной разницы, рисунок 10.
Рис. 10. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента в КГ (тест «Три кувырка вперед»)
Рассмотрим ниже результаты третьего, заключительного теста«Стойка на одной ноге».
Согласно данным первичной диагностики дети экспериментальной группы при определении уровня развития координационных способностей показали следующие результаты: 4 школьника с высоким уровнем развития координационных способностей – это 20%; 9 школьников – это 45 % со средним уровнем развития координационных способностей; 7 школьников – это 35% с низким уровнем развития координационных способностей.
После реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху», количество детей с низким уровнем развития координационных способностей сократилось до 4 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития координационных способностей увеличились на 3, рисунок 11.
Рис. 11. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента (ЭГ)
(тест «Стойка на одной ноге»)
В контрольной группе сравнительный анализ результатов диагностического и констатирующего этапа эксперимента не выявил существенной разницы, рисунок 12.
Рис. 12. Сравнительный анализ результатов контрольного этапа эксперимента в КГ (тест «Стойка на одной ноге»)
Таким образом, в ходе реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху» в условиях Дворца школьников нам удалось существенно повысить уровень развития их координационныхспособностей.
Работа по развитию координационных способностей в процессе занятий физкультурной деятельностью предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей младшего школьного возраста.
Нам удалось достичь ожидаемых результатов реализации методики по развитию координационных способностей младших школьников «Равновесие и ловкость – путь к успеху», а именно:
-пополнение своего двигательного опыта, который поможет им в дальнейшем осваивать более сложные движения (трудовые, спортивные навыки и др.);
-испытание чувства радости от освоения новых видов движений;
-научение грамотно расходовать свою энергию в процессе движений тела;
-освоение сложных двигательных заданий самостоятельно;
-повышение точности исполнения двигательных действий;
-быстрое перестраивание движений тела в зависимости от изменений обстановки окружения (непредвиденные ситуации).
Заключение. Недостаточное знание процессов развития организма детей семи – одиннадцати лет может привести к ошибкам в выборе методов развития их физических качеств, и как результат, произойдет перегрузка умственных и физиологических качеств, что может нанести существенный вред здоровью ученика.
Изучив анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, можно отметить, что следует особое внимание отводить на правильную организацию и содержание занятий, уроков физической культуры с детьми.
Все виды упражнений должны дозироваться с учетом физической подготовки ребенка. Процесс обучения необходимо строить на наглядной форме освоения нового материала, при этом объяснения педагога должны быть максимально доходчивы и просты.
Координационные способности отражают определенную ловкость в движениях, которая выражается в способности экономно, точно и в соответствии с целями решать двигательные задачи.
Наличие ловкости и координационных навыков личности находятся в прямой зависимости от целого ряда компонентов:
-сложности самого двигательного действия;
-работы анализаторов человека, в частности двигательных;
-навыков человека в отношении анализа двигательных действий;
-возраста человека;
-решительности и смелости человека;
-показателей развития иных физических способностей (гибкость, сила динамики, способности, скорость и др.);
-общей подготовки человека, запас дополнительных двигательных навыков и умений.
Анализ имеющихся источников литературы позволяет утверждать, что сенситивными периодами для развития координационных способностей личности признается возраст начиная от семи и заканчивая одиннадцатью годами.
Анализ литературных источников дает основание утверждать, что в настоящее время наблюдается недостаток теоретических и методологических публикаций в области имеющихся методик развития, контроля и диагностики координационных умений и навыков в разных видах спорта.
Именно поэтому на наш взгляд проблема совершенствования координационных способностей учеников начального звена школы требует к себе большего внимания в условиях организации занятий по физической культуре и отдельных тренировок спортивного содержания.
Библиографический список
- Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koordinatsionnye-sposobnosti-opredelenie-osnovnye-podhody-k-izucheniyu-sovremennye-sredstva-i-metody-razvitiya/viewer (дата обращения 11.02.2020)
- Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.С.Кузнецов. – Москва: Академия, 2012. – 416 с.
- Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
- Особенности формирования координационных способностей у учащихся начальных классов на уроках физической культуры [Электронный ресурс].URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29458469 (дата обращения 11.02.2020)
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский цент “Академия”, 2014. – 480 с.