Арт-терапия является одним из ведущих направлений в психотерапии. В процессе занятий творческой деятельностью происходит снятие стресса, повышенной тревожности, эмоционального напряжения.
Маргарет Наумбург – основатель психодинамической арт-терапии. Она использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.
Выявляют три ведущих стратегии работы, определяющих модели терапии:
- Дискурсивно-описательная стратегия.
- Понятийно-формализованная стратегия.
- Когнитивно-процессуальная стратегия.
Арт-терапевтическая деятельность решает широкий спектр задач в четырехмерном пространстве отношений личности с миром:
- Профилактические. В результате творческой деятельности выявляются глубинные проблемы человека, находятся сферы жизни и личностные качества, которые нужно скорректировать.
- Коррекционные. С помощью правильно подобранного метода специалисты помогают людям менять их поведение в лучшую сторону.
- Терапевтические. Творчество помогает избавиться от неуверенности в себе, преодолеть страхи и тревоги, убирать подсознательные блоки и решать другие подобные проблемы.
- Развивающие. Посредством творчества развивается эстетический вкус, креативность, умение нестандартно мыслить и социально полезные черты личности.
Показаниями к арт-терапии могут выступать следующие признаки:
- стресс
- экзистенциальный или возрастной кризис
- депрессивное состояние
- межличностные или внутренние конфликты
- неумение контролировать эмоции
- сниженное настроение, апатия, потеря интереса к жизни
Основными направлениями арт-терапевтической деятельности выступают:
- Терапия визуально – пластическими художественными средствами: арт-терапия (рисунком, живописью), глина-терапия, маска-терапия (грим, маски), фото-терапия и др.
- Драматерапия: психодрама, драматерапия, социодрама, символодрама, пластикодрама.
- Музыкальная терапия: терапия музыкой, голосовая терапия.
- Танцевально-двигательная терапия.
- Сказкотерапия: повествовательный подход, интегративный подход.
Арт-терапия не является сложным методом. Данное направление позволяет разрешить множество психологических проблем и у детей и у взрослых, как с психотерапевтом, так и самостоятельно.
Библиографический список
- Никитин, В.Н. Арт-терапия : учебное пособие / В.Н. Никитин. – Москва : Когито-Центр, 2014. – 336 с. : ил. – (Университетское психологическое образование). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271657 (дата обращения: 12.01.2021).