ВЛИЯНИЕ КОНФУЦИАНСТВА НА РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЕ

Антипин Доминик Анатольевич
Уральский государственный университет путей сообщения
бакалавр 3-го курса факультета экономики и управления

Аннотация
В своей работе автор рассматривает каким образом конфуцианство оказало влияние на корпоративную культуру в Китае и приходит к выводу, что пять констант конфуцианства сформировали моральные кодексы, которые действуют как нормативная система, превалирующая над личным поведением человека.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Антипин Д.А. Влияние конфуцианства на развитие корпоративной культуры в Китае // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94483 (дата обращения: 11.04.2024).

Конфуцианская бизнес-культура основана на конфуцианской доброжелательности (仁), праведности (义), вежливости (礼), мудрости (智)и доверии (信), объединяя конфуцианские идеи и ценности с ведением бизнеса, формирует уникальную корпоративную культуру с китайскими особенностями.

Вышеназванные пять констант сформировали моральные кодексы, которые действуют как нормативная система для всего общества. Китайцам не нужно изучать пять постоянств – данный моральный кодекс глубоко укоренился в сознании общества и любое поведение, противоречащее ему, считается неприемлемым.

Исследователи Патрик Ким Чэн Лоу и Сик Лион Ан в своей работе «Конфуцианская этика, управление и корпоративная социальная ответственность» отмечали, что «конфуцианская этика может служить основой, опираясь на которую люди ведут дела или принимают решения в бизнесе» [1, с.32].

В связи с тем, что конфуцианство интерпретирует любые человеческие отношения как продолжение семьи и продвигает семейный коллективизм, важнейшей составляющей конфуцианской рабочей этики являются совместные и коллективные усилия руководителей и сотрудников. Действительно, для китайских компаний чаще всего характерен семейный тип управления, где руководитель имеет беспрекословный авторитет, одновременно, заботясь о своих сотрудниках. Патрик Ким Чэн Лоу и Сик Лион Ан говорили, что в Китае «работодатель действует как родитель, заботящийся о благосостоянии персонала…» [1, с.39].

Продолжая тему добродетельности, Юань Цинхун, вице-президент Шаньдунской ассоциации конфуцианских бизнес исследований, упоминал также социальную ответственность как отличительную черту конфуцианских бизнесменов: «они с энтузиазмом относятся к пожертвованиям, поддержке бедных, помощь при стихийных бедствиях» [2].

Обращаясь к одной из пяти констант – праведности, стоит отметить, что она контрастирует с западным представлением о договорных отношениях. Так, например, в Китае контракты могут быть пересмотрены ‒ когда китайская сторона полагает, что договорные условия несправедливы. Именно на это указывал Цзун Цинхоу, основатель компании «Hangzhou Wahaha Group», в своем споре с Danone, французской корпорацией по производству продуктов питания, считая контракт, подписанный с Danone, не взаимовыгодным [3].

Как мы видим бизнесмен-конфуцианец, опираясь на чувство праведности может отложить другие обязанности или пересмотреть их вовсе.

Дебаты по вопросу взаимодействия праведности и выгоды (что является основной темой для человеческой этики и ценностей) длились около 2000 лет. Конфуцианство не против пользы как таковой, пока она получена через праведность. Скорее, конфуцианство отвергает бессовестное стремление к чистой личной выгоде.

Следующая константа – вежливость представляет собой социальные обстоятельства и правила поведения, определенные добродетелью.

Макдональд, исследователь из Новой Зеландии, изображал современного конфуцианского лидера как трудолюбивого, но амбициозного, скромного человека с неизменным интересом к самосовершенствованию [4].

Говоря о влиянии конфуцианства на развитие корпоративной культуры, стоит так же упомянуть и о гуаньси (关系), что является своего рода доверием. Гуаньси можно перевести как личные связи, в положительном значении этого слова, то есть это не знакомства, благодаря которым вы получаете продвижение или какую-то выгоду, это сеть личных контактов, установленных на доверии. В конфуцианском обществе люди сначала проводят вместе время, создавая правильный гуаньси и пытаясь лучше узнать делового партнера, а затем решают деловые вопросы. Между этими действами может пройти достаточно много времени. С точки зрения экономической целесообразности – это невыгодно, однако в китайском языке есть пословица «одна капля доброты может привести к хлынувшему источнику» (水之恩当以涌泉相报), которая означает, что даже маленькая помощь достойна благодарности, то есть если китаец относится с теплотой к своему партнеру, он будет ждать от него того же. В конфуцианском обществе считается, что гуаньси способствует гармоничному сотрудничеству.

Хотя со временем конфуцианство трансформировалось, оно остается источником социальных ценностей и нормативных кодексов для китайцев. Конфуцианская этика полезна для укрепления и сглаживания межличностных отношений, формирования доверия между партнерами, достижения консенсуса и гармонии, укрепления институционального авторитета. Несмотря на то, что в каждой фирме конфуцианство проявляется по-разному и имеет свои особенности, в каждой китайской компании можно встретить основные черты конфуцианской этики.


Библиографический список
  1. Low K., Ang S. (2013). Confucian ethics, governance and corporate social responsibility // International Journal of Business and Management. 2013. Vol 8. №4. pp. 30-43.
  2. 传承儒家文化,弘扬儒商精神山东省儒商研究会副会长、秘书长袁庆宏先生访谈 (Inherit of Confucian culture and promote the spirit of Confucian merchants. Interview with Mr. Yuan Qinghong, Vice President and Secretary-General of Shandong Confucian Business Research Association // Zigong Confucian Business (Beijing) Cultural Research Institute) // 子贡儒商(北京)文化研究院 京. 2019年06月10日. URL:  http://www.chinarushang.net/rushangfangtan/2019-06-10/1221.html
  3. Kaye Chon, Fei Hao. The Five Constants: A Confucian Business Model for the Hospitality Industry // Journal of Hospitality & Tourism Research. 2020. Vol. 44. №7. pp. 1-21.
  4. McDonald P. Maoism versus Confucianism: Ideological influences on Chinese business leaders // Journal of Management Development. 2011. Vol. 30. №7-8. pp. 632-646.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Верисова Анна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация