УДК 372.881.161.1

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ

Калмыкова Екатерина Олеговна
Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация
В статье рассматривается необходимость использования игр на уроках русского языка для учащихся, которым он является неродным. Обозначены основные функции и классификации игр на уроках. Обоснована эффективность использования лингвистических игр, приведен пример игры при изучении раздела «Лексика».

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калмыкова Е.О. Лингводидактические игры на уроках русского языка в полиэтническом классе // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94452 (дата обращения: 24.11.2021).

Научный руководитель: Руднева Ольга Викторовна

кандидат филологических наук, доцент

 

В современном мире происходят изменения во всех сферах жизни общества, это в определенной степени влияет на изменения характера обучения. Современные методы обучения позволяют развивать коммуникативную и лингвокультурологическую компетенцию обучающихся в полиэтническом классе более успешно.

Каждый учитель вправе самостоятельно выбирать формы, методы и технологии, которые он будет использовать на уроке, как наиболее эффективные для  достижения цели обучения. Одним из таких успешных условий обучения является использование игр на уроках. Задача игры на уроке заключается в том, чтобы сделать урок интересным, увлекательным,  а самое главное познавательным. Завлечь современного школьника в активный процесс обучения не всегда удается легко, в момент возникновения таких трудностей следует обращаться к игровым технологиям. Помимо развлекательной функции, игры выполняют познавательную и развивающую функцию, что является особо важным при изучении русского языка как неродного, так как основная цель изучения русского языка как неродного является развитие коммуникативных способностей, освоение эффективных способов общения, передачи информации.

У учебных игр есть ряд функций:

- обучающая, так как они развивают память и мышление, а также учебные навыки и умения. Игра учит принимать решения, добиваться поставленной задачи, используя знания.

- развлекательная – создает положительный настрой и удовлетворение от проделанной работы, так как игры чаще всего ассоциируются с приключением, головоломкой, аркадой.

- воспитательная – играя в компании одноклассников, учащиеся учатся слушать друг друга, понимают правила поведения во время игры, стремятся работать в команде для достижения единой цели, оказывают друг другу помощь.

- мотивационно-побудительная – стимулирует учащихся к выполнению учебных задач.

- ориентирующая – игра выступает неким ориентиром жизненных ситуаций, решение задач поможет в дальнейшем легко применять свои навыки.

Рассмотрим различные классификации учебных игр, которых сегодня в методической литературе существует огромное количество. В статье О.В. Чернышенко «Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному», автор указывает, что «типологии игр строятся на основе их целей и задач, форм их проведения, степени сложности, способов организации, количественного состава участников. По целям и задачам обучения учебные игры, которые наиболее часто используют на занятиях по русскому языку как неродному, принято разделять на аспектные и коммуникативные. Языковые игры помогают активизировать деятельность обучающихся на занятиях, а также развивают речевую инициативу. Коммуникативные игры нацелены на формирование компетенций во всех видах речевой деятельности. Каждому виду речевой деятельности соответствует определённый вид учебной игры, нацеленный на обучение аудированию, монологической и диалогической речи, чтению и письму. По форме проведения принято выделять подвижные игры с вербальным компонентом, предметные игры, ситуационные игры, ролевые игры, интеллектуальные игры, соревнования и т.д. По способу организации игры бывают очные и дистанционные, письменные и устные, с опорой и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т.д. По степени сложности выполняемых действий учебные игры делятся на моноситуационные и полиситуационнные, а по длительности проведения – на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры делятся на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные» [3, с. 137].

Игра позволяет развивать коммуникативную компетенцию до уровня уверенного и правильного общения. Но успех развития коммуникативных навыков зависит от учета предварительного уровня знаний учащихся. Игра должна применяться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Важно включать игру в постоянную форму работы на уроках. Определить на каком этапе дети будут играть: мотивационном, этапе актуализации знаний, закрепления или рефлексии. С помощью игр целесообразно изучать все разделы русского языка: фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, орфоэпия и т.д.

Применение игровых технологий обучения русскому языку как иностранному, по мнению О.В. Гавриловой, «способствует закреплению в памяти языковых моделей, созданию более ярких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности обучающихся» [1, с.7].

Игровая деятельность обладает постоянной технологической схемой: подготовка, объяснение, проведение, рефлексия.

При недостатке времени на более прочное освоение знаний, а также для разнообразия видов работы становится необходимым использование игр на уроках. Частая и регулярная игра позволяет учащимся, для которых русский язык является неродным, быстрее запоминать речевые формулы, включаться в процесс общения, входить в коммуникативные ситуации, со временем с помощью игр у учащихся нарастает темп речи до уровня носителей языка.

Каждый человек говорящий на родном языке обладает определенным словарным запасом, цель учителя расширить словарный запас всех учащихся, в особенности тех, для кого русский язык неродной.

Халатова П.А. В статье «Технология лингвистической игры как средство формирования познавательной активности на уроках русского языка как неродного» отмечает, что игры разделены на 6 видов по цели использования:

«1) игры по развитию речевого и фонематического характера;

2) игры по закреплению лексики;

3) игры по развитию связной речи;

4) игры по закреплению грамматического материала;

5) игры по переводу;

6) игры, способствующие закреплению культурологического материала» [2, с 20].

Разработанные нами игры на основе выше указанной классификации по цели использования предназначены для учеников 5 класса. Они могут изменяться в зависимости от уровня знаний учащихся. Приведем пример лингвистической игры «Население дома», разработанной для учеников 5 классов при изучении раздела «Лексика». Цель игры: формирование навыка различения лексических понятий.

Каждый участник игры в роли риэлтора должен заполнить свой этаж «жителями». Учитель диктует разные слова и пары слов, а риэлтор записывает слова только своего этажа. 1 этаж – однозначные слова, 2 этаж – многозначные слова, 3 этаж – слова-синонимы, 4 этаж – слова-антонимы, 5 этаж – слова-омонимы, 6 этаж слова-паронимы. После того, как учащиеся запишут слова в свои «этажи», следует проверка по образцу. Те учащиеся, у кого на этаже оказались все верные «жители» занимают первое место в игре, если заблудились два жителя – второе место, если четыре жителя заблудились – третье место. Слова для задания: айсберг, бирюзовый, удачливый – удачный, земля, гнездо, вал, лук, ключ, маяк, рубка, сизый, узкий – широкий, оклик-отклик, красивый – прекрасный, рысь, сытный – сытый, высокий – низкий, разрушать – ломать, печально – грустно, грустно – весело, правда – ложь, старый – старинный, замок, поступок – проступок, спесивый – важный, умный – глупый.

Дидактическая роль лингвистических игр заключается в том, что игры раскрывают познавательную деятельность учащихся, развивают коммуникативную компетенцию, формируют навыки общения.

Таким образом, лингвистические игры на уроках русского языка способствуют развитию коммуникативных навыков, облегчают учащимся, для которых русский язык неродной, процесс обучения.


Библиографический список
  1. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О.В. Гаврилова // Английский язык («Первое сентября»). – 2008. – №1. – С. 7-8.
  2. Халатова П.А. Технология лингвистической игры как средство формирования познавательной активности на уроках русского языка как неродного / Наука. Мысль: электронный периодический журнал №2, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-lingvisticheskoy-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-nerodnogo
  3. Чернышенко О.В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному / Казанский педагогический журнал, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-kak-lingvodidakticheskoe-sredstvo-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Калмыкова Екатерина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация