РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Қорганбай Қайрат Жанатұлы1, Сарсенов Амангельды Естаевич2
1Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, магистрант
2Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана, научный руководитель, кандидат технических наук, доцент

Аннотация
В настоящей статье на основе статистических данных анализируются показатели работы различных видов транспорта Республики Казахстан, определяются приоритеты в работе автобусов на городских регулярных пассажирских маршрутах.Выявляются недостатки в работе этого вида транспорта по обеспечению качественных показателей обслуживания пассажиров. Приводятся результаты проведенных исследований по оценке значимости различных качественных показателей работы автобусов и транспортной инфраструктуры для пассажиров. Намечаются задачи и пути по решению проблемы оказания транспортных услуг населению надлежащего качества.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Қорганбай Қ.Ж., Сарсенов А.Е. Результаты исследования качественных показателей работы городского пассажирского транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94451 (дата обращения: 19.04.2024).

Научный руководитель:
Сарсенов Амангельды Естаевич
кандидат технических наук, доцент

Огромные территории Республики Казахстан, составляющие около 2 724 902 км2 и достаточно небольшая численность населения в 18 809 210 чел., предопределила одну из самых низких плотностей населения в мире – менее 6 чел. на один квадратный километр. В связи с этим значение всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры для республики огромно, так как именно от них во многом зависит объединение различных регионов страны в единое целое и устойчивое функционирование экономики. То есть транспорт имеет важные государствообразующие функции, а в его основных видах ведущая роль принадлежит автомобильному транспорту. Более 57% населения республики проживает в 87 населенных пунктах, имеющих статус городов, причем три из них – Нур-Султан, Алматы и Шымкент, имеют статус республиканских. Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к организации транспортного процесса, и, в частности, по организации всех видов перевозок пассажиров. Главным из этих требований является то, что они должны полностью удовлетворять транспортные потребности и подвижность городского и сельского населения, обеспечивая массовые перевозки пассажиров парком автобусов. Поэтому проблема пассажирского автомобильного транспорта является важной составной частью социального развития любого населенного пункта, города и региона в целом. Успешное решение указанной проблемы зависит от степени эффективности и обоснованности системы перевозочного процесса с безусловным обеспечением его качественных показателей.

О приоритете пассажирских перевозок автобусами можно судить по статистическим данным об объемах перевозки пассажиров, осуществленныхразличными видами транспорта в Республике Казахстан за период с 2015 по 2019 гг. (таблице 1.1) [1].

 

Таблица 1.1 – Статистические данные по объемам перевозки пассажиров в Республике Казахстан по всем видам транспорта, млн. чел. 

п/п

Вид транспорта

Значение показателя по годам

2015

2016

2017

2018

2019

1

Железнодорожный

22,5

23,1

22,9

23,1

22,4

2

Автобусный

17 920,1

18 314,5

18 237,5

16 538,2

17 532,1

3

Такси

3 824,7

3 925,1

4 406,0

6 373,3

6 187,0

4

Троллейбусный

18,9

19,6

17,3

16,2

16,7

5

Трамвайный

37,0

31,8

31,2

27,5

31,3

6

Внутренний водный

0,048

0,09

0,058

0,041

0,036

7

Морской

-

-

-

-

0,062

8

Воздушный

5,9

6,0

7,4

7,6

8,7

Всего

21 829,1

22 320,2

22 722,4

22 986,0

23 798,2

 

Представленные в таблице 1.1 данные свидетельствуют о том, что в основном работу по перевозке пассажиров в республике обеспечивает именно автобусный пассажирский парк (от 71 до 82% всего объема выполненных пассажироперевозок по годам). Причем, в последнее время объем таких перевозок растет. Так, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. он возрос на 6%.

Статистические данные по наличию автобусов и их динамике за период с 2015 по 2019 гг.отражены в таблице 1.2 [1]. В таблице представлены данные не только по Республике Казахстан, но и по Западно-Казахстанской области и г.Уральску, где проводились настоящие исследования.

Таблица 1.2 – Динамика парка автобусовза период с 2015 по 2019 гг., тыс. ед. 

п/п

Регион

Значение показателя по годам

2015

2016

2017

2018

2019

1

Республика Казахстан

97,6

98,6

90,4

89,3

86,6

2

Западно-Казахстанская область

4,2

4,05

3,8

3,79

3,58

3

г.Уральск

1,9

1,82

1,8

1,75

1,67

 

Из данных, приведенных в таблице 1.2 видно, что за период с 2015 по 2019 гг.  парк автобусов существенно сократился: в целом по республике на 11,2%, по Западно-Казахстанской области на 14,7% и по г.Уральску на 12,1%. Это произошло в результате вытеснения с рынка оказания транспортных услуг мелких перевозчиков более крупными пассажирскими автотранспортными предприятиями, а также замены на маршрутах автобусов малой на автобусы большой вместимости.

Статистические данные по объему перевозки пассажиров и их динамике за последние за период с 2015 по 2019 гг. приведены в таблице 1.3 [1].

Таблица 1.3 – Динамика объемов перевозки пассажировза период с 2015 по 2019 гг., млн. чел 

п/п

Регион

Значение показателя по годам

2015

2016

2017

2018

2019

1

Республика Казахстан

17 920,0

18 314,4

18 237,5

16 538,2

17 532,1

2

Западно-Казахстанская область

347,6

346,3

363,3

381,7

395,2

3

г.Уральск

156,42

155,8

163,4

171,7

180,7

 

Приведенные в таблице 1.3 данные, позволяют заключить, что за период с 2015 по 2019 гг. хотя объем перевозок пассажиров в целом по республике сократился на 2,1%, однако по Западно-Казахстанской области и по г.Уральску он возрос на 13,6 и 15,5%соответственно.

В настоящее время основной задачей пассажирского автобусного парка является обеспечение не только количественных, но и главным образом, качественных показателей перевозочного процесса. Справедливые нарекания пассажиров вызывают элементарные нарушения правил перевозок и низкие уровни:

- профессиональныхнавыков водителей автобусов и, как следствие, обеспечения безопасности движения;

- комфортабельностисалонов, их санитарного состояния;

- информированности пассажиров;

- финансовой дисциплины экипажей автобусов и уровня обслуживания;

- обустройства остановочных пунктов и другие.

На некоторых маршрутах г.Уральска используются автобусы иностранного производства, отслужившие свой срок за рубежом и закупленные перевозчиками по «бросовой» цене. Печальным итогом этого стало то, что данные автобусы имеют серьезные технические неисправности и представляют реальную угрозу пассажирам. Так, 16 ноября 2018 года загорелся автобус с пассажирами на городском маршруте №35, 12 июня 2020 годав центре города загорелся автобус на маршруте №22, в котором находилось около 30 пассажиров.

Основными субъектами перевозочного процесса являются пассажир, оператор (автотранспортное пассажирское предприятие) и уполномоченный государственный орган (в лице соответствующего отдела акимата), причем интересы этих сторон существенно разняться. Так, для оператора характерны достижение во-многом только количественных показателей оказания транспортной услуги, получение максимальной прибыли при минимальных расходах и себестоимости такой услуги. Абстрагируясь, можно заключить, что для оператора был бы идеален такой процесс, когда в стоящий неподвижно автобус в одну дверь входили пассажиры, оставляли бы плату за проезд и тут же выходили в другую дверь. Другая сторона, представленная пассажирами и уполномоченным государственным органом, имеют во многом совпадающие интересы, выражающиеся в достижении как количественных, так и качественных показателей транспортного процесса. Здесь необходимо отметить, что качественные показатели определяются именно потребителями услуги – пассажирами, а вот их реализация в большинстве зависит от действий уполномоченного государственного органа, например, через определенные требования к автотранспортным пассажирским предприятиям при проведении тендеров на обслуживание автобусных маршрутов.При этом процесс совершенствования работы пассажирского автобусного парка должен развиваться по пути снижения затрат всех его участников при одновременном повышении качества оказания транспортной услуги.

Таким образом, только конечный потребитель данной транспортной услуги – пассажир – определяет важность и значение различных качественных показателей перевозочного процесса, а два других субъекта – оператор и уполномоченный государственный орган – должны использовать их в своей работе.

В связи с вышеуказанным, задачей проводимого исследования ставилось изучение качественных показателей работы автобусного парка на регулярных пассажирских маршрутах г.Уральска и определение значимости этих показателей.

Существуют различные методы проведения таких исследований или обследований:

а) анкетный, реализуется путем заполнения заранее разработанных специальных опросных анкет;

б) отчетно-статистический – базируется на билетно-учетных листах и количестве проданных проездных билетах;

в) талонный – осуществляется путем выдачи учетчикам специально заготовленных талонов различных цветов;

г) табличный – проводят учетчики, расположенные в салоне автобуса возле каждой двери, путем заполнения предварительно заготовленных таблиц;

д) визуальный или глазомерный – реализуется за счет сбора данных на маршрутах с большим пассажирообменом, причем проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов;

е) силуэтный – является разновидностью визуального и проводится по 5-ти бальной системе по наличию силуэтов пассажиров;

ж) опросный – осуществляется за счет опроса учетчиками находящихся в салоне пассажиров или с использованием технических средств, как правило телефонной связи [2, с.85-88].

Провести исследования с использованием контактных методов не представилось возможным, так как во всех городах Казахстана, в том числе и г.Уральске, в прошедшем 2020 году были введены жесткие карантинные ограничения в связи с пандемией короновируса. Эти ограничения были наложены и на работу городского пассажирского транспорта, не работали и не работают в настоящее время часть предприятий, все учебные заведения, включая колледжи и ВУЗы, более половины работников находятся на удаленной работе, ограничены контакты между населением. Все эти обстоятельства предопределили то, что в исследованиях был использован опросной метод населения с использованием специально разработанной анкеты и средств телефонной связи.

Анкета состояла из двух блоков вопросов по оценке качества работы непосредственно пассажирского автобусного состава и оценке качества транспортной инфраструктуры, а именно остановочных пунктов (далее – ОП) автобусов, и включала два типа вопросов:

- простые, на которые необходимо было дать однозначный ответ «да» или «нет»;

- сложные, на которые респондент должен был выбрать вариант из нескольких предложенных или сформулировать свой ответ.

В опросе участвовало около 300 респондентов, пользующиеся услугами пассажирских автопредприятий г. Уральска. Результаты проведенных исследований представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Значимость качественных показателей работы автобусов и транспортной инфраструктуры для пассажиров

п/п

Наименование показателя

Значимость показателя для пассажиров, %

1.      Показатели работы автобусов

1

Интервал движения автобусов (время ожидания на ОП)

16,8

2

Время, затрачиваемое на поездку в автобусе

14,3

3

Тариф поездки

10,3

4

Беспересадочность поездки

10,2

5

Качество обслуживания в утреннее и вечернее время

8,3

6

Уровень профессионализма водителя

6,7

7

Наполнение салона автобуса

6,3

8

Комфортабельность салона автобуса

5,6

9

Внешний вид, санитарное состояние салона автобуса

4,3

10

Ширина дверей, удобство подножек

4,2

11

Корректность работы экипажа автобуса

3,8

12

Микроклимат в салоне (вентиляция, отопление)

3,5

13

Уровень освещенности салона

3,5

14

Уровень информативности в салоне (объявление ОП, наличие схемы маршрута и др.)

2,2

Итого:

100

2.      Показатели транспортной инфраструктуры

1

Близость ОП к месту проживания

31,6

2

Высота площадки ОП и ее близость к подножке автобуса

25,3

3

Оборудование ОП (павильоны, навесы, скамьи, урны и др.)

20,6

4

Наличие расписания движения автобусов на ОП

12,2

5

Санитарное состояние ОП

10,3

Итого:

100

 

Как видно из данных, представленных в таблице 1.1, наиболее значимыми качественными показателями являются:

- по работе автобусов на маршруте: интервал движения, время поездки, ценовой тариф перевозчика, беспересадочность поездки и уровень оказания транспортных услуг в утреннее и вечернее время;

- по остановочным пунктам автобусов: их близость к месту проживания населения, инженерное оборудование площадки ОП (высота площадки и близость ее к подножке автобуса, наличие павильонов, навесов, скамей и др.).

Также в ходе проведения анкетирования респондентами были высказаны следующие предложения по совершенствованию перевозочного процесса: обновление парка подвижного состава автобусов, увеличение количества автобусов большой вместимости с одновременным сокращением особо малых, оптимизация существующей маршрутной сети и открытие новых маршрутов, повышение уровня профессиональной компетентности экипажей автобусов.

Резюмируя результаты проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что обеспечение надлежащего качества транспортного обслуживания населения должно стать главной задачей не только для каждого пассажирского автотранспортного предприятия, но и других других участников данного процесса, в первую очередь уполномоченных государственных органов, которым при разработке требований к перевозчикам необходимо активнее использовать результаты как представленных, так и других проводимых научных исследований в этой области.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Комитета по статистике Республики Казахстан. Транспорт. URL: https://stat.gov.kz (дата обращения: 10.01.2021).
  2. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками.- М.: Изд. центр «Академия», 2003- 400 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ширванов Рашид Булатович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация