Впервые термин «Экологическое образование» – («Environmental education») был использован на конференции по вопросам обучения и воспитания школьников в Килском университете (Великобритания), (Розенберг Г.С. 2014). Определено понятие было уже на конференции Международного союза охраны природы, исходя из этого приняли следующее определение: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды».
Экологическое образование – является процессом усвоения выстроенных в систему экологических знаний, умений и навыков, как один из составляющих компонентов общего образования, через который отображается тесная связь «Человек – общество», «Человек- природа». Таким образом, экологическое образование, как компонент общего образования охватывает все сферы бытия, хозяйственной деятельности человека, природные объекты.
Введение экологического образования в систему общего образования, формирует экологическое мышление обучающихся, способствует его устойчивому развитию, являясь необходимым условием выживания человечества.
В экологическое образование заложены такие принципы, как: научный, интеграционный, непрерывный, принцип взаимосвязи экологических аспектов. Данное направление может способствовать формированию такого понятия как, «Экологизация образования».
Цель исследования состоит в анализе системы экологического образования в России и в мире, в построении многоуровневой системы экологического воспитания и образования [1].
Основные образовательные задачи экологического направления:
- воспитание у обучающихся любви к своему городу, к своей Родине (патриотизм);
- привитие стремления к экологически грамотному поведению как в природе, так и в социуме;
- изучение естественно-научных и обществоведческих дисциплин в системе основной школы;
- расширение нравственного экологического воспитания в процессе обучения [2].
Научная новизна исследования состоит в том, что экологическое образование на современном этапе предполагает, введение новых предметов (курсов). В рамках изучения теоретического материала, рассматриваются модели реализации экологического образования, в контексте научно-образовательного потенциала средней школы. Разработанные модели и система формирования экологического мировоззрения составят основу для создания новых моделей и технологий педагогической деятельности, внесут вклад в теорию моделирования воспитательного процесса.
Выявлены и теоретически обоснованы организационные и педагогические условия реализации моделей дополнительного экологического образования учащихся общеобразовательных учреждений:
- обеспечение образовательного процесса дидактическими материалами, разработанными для каждого уровня;
- наличие специально созданной структуры, осуществляющей интеграцию научного и образовательного потенциала, организующей образовательный процесс;
- представлена взаимообусловленность экологического воспитания и образования.
В настоящее время в практике используется следующая классификация экологического образования:
Однопредметная модель – базируется на изучении экологии, как самостоятельной науки. Данная модель направлена на создание специальных интегрированных предметов экологической тематики, имеющих свое место в системе традиционного образования, отображено в учебном плане.
Многопредметная – усовершенствование традиционных учебных предметов, их содержания, раскрытие обучающимися различных направлений социальной экологии. Данная модель, более развернуто развивает знания обучающихся о проблемах, охране и в целом окружающей природной среде.
Смешанная – представляет собой совокупность экологических интегрированных занятий и традиционных учебных предметов. Она сочетает в себе все лучшее из двух предыдущих моделей [3].
В ближайшем будущем можно разработать и внедрить данную модель в школах, преобразовывая разные типы традиционных учебных планов. Формирование знаний и умений происходит по отдельным направлениям экологии, а интеграция и обобщение этих знаний осуществляется в процессе работы по специальным междисциплинарным блокам.
Важность экологизации образования, продиктована глобальностью экологических проблем современного общества, и невыполнимость их решения без экологического воспитания подрастающего поколения.
Антропогенное воздействие неизбежно, оно обусловлено ростом численности населения, как результат научно-технического прогресса. Исходя из этого экологическое образование -важнейший естественный, научный, социальный компонент, влияющий на благополучие общества. Сохранение и гармоничное взаимодействие человека и природы — это основная задача нынешнего поколения, посредством экологизации общества [4].
В 1998 г. Британская правительственная комиссия, которая непосредственно занимается интеграцией экологии, ни как отдельного предмета, а как общего направления процесса обучения – зачитала доклад, о преимуществе экологического образования в Национальной программе. Был сделан акцент на то, что данное направление имеет место быть в учебных общеобразовательных программах. Что само по себе способствует единению человека и природы. [5]
На сегодняшний день учебные заведения Соединенных Королевств имеют свои особенности в составлении учебных планов и программ, но объединяющим элементом в них должен стать вопрос природной среды. Данное изменение относится как к основным, так и дополнительным занятиям. Экологическое образование Великобритании интегрировано в другие предметы. Количество отведенного учебного времени, на подобные занятия закрепляются локальным актом школы.
Согласно Национальной программе образования, перед школами стоят следующие задачи:
- обеспечить всех обучающихся равными возможностями получения знаний, умений и навыков, что само по себе является необходимым условием для защиты и улучшения окружающей среды;
- оказывать посильную помощь обучающимся в их стремлении быть ближе к природе, не только в качестве наблюдателя, но и как исследователь;
- развивать познавательный интерес детей по вопросам окружающей среды, поддерживать их стремление, стать участниками в решении реальных экологических проблем [6].
Понимание важности устойчивого будущего, побудило британских исследователей к разработке новой документации, регулирует работу с молодежью.
До сих пор экологическое образование развивалось, как отдельная часть системы профессионального образования, но сегодня вопрос экологического просвещения, стал актуален как никогда. Перед социальными институтами (школы, высшие учебные заведения), стоит задача- формирование первоначального экологического образования, для понимания необходимости бережного отношения к природе; так как антропогенное воздействие может привести к ухудшению окружающей среды, что негативно скажется на каждом из нас [7].
Экологическая направленность профессионально-педагогического образования несет в себе системообразующую роль и влияет на улучшение качество жизни, среды человека.
Экологическое образование взаимосвязано со многими образовательными видами деятельности: физической, художественной, математической, речевой и др., что позволяет установить более прочные связи между видами деятельности и экологическим образованием, путем активизации познавательной и творческой деятельности на занятиях. Педагоги в свою очередь, должны быть подготовлены теоретически/методически к реализации данной модели образования.
Экологическое образование определяет конкретные цели и ценности. В учебных программах экологическому элементу уделяется особое внимание, поэтому экологическое воспитание достигло сравнительно высокого уровня в начальном образовании [8].
В экологическом образовании в зависимости от возраста обучающихся выделяют два дидактических подхода:
- игровой (для обучающихся начальных и средних классов);
- натуралистический (для обучающихся – старших классов).
Модель занятия в игровой форме чаще всего актуальнее использовать при работе в разновозрастных группах. На основе данной модели разработаны курсы природоведения, составлены учебники и печатные рабочие тетради к ним, а также сопутствующий методический материал (настольные, компьютерные игры, плакаты). Эффективность этого подхода в простоте, в привлечении органов чувств к восприятию материала. Вместе с тем, минусом данной модели занятий, по мнению ученых считается – снижение навыков обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, по изучению нового материала.
Натуралистический подход – предполагает создание и развитие на базе школ одного из направлений дополнительного образования - экологического; создание экологических площадок (теплица, живой уголок), где обучающиеся младших классов имеют возможность изучать растительный и животный мир. Создание площадок с метеорологическими приборами для наблюдения за изменениями погоды, также актуальна в данном подходе, способствует развитию познавательного интереса, экологического сознания. Главной целью данного обучения является – реальное взаимодействие с объектами окружающей среды; побуждение обучающихся к самостоятельным исследованиям и комплексному мышлению. Занятия со старшеклассниками основываются на изучении – солнечных установок; искусственных водоемов (их назначения), их обитателей. На данных занятиях рассматриваются устройства для очистки воды, при возможности с выездом на экскурсии в заповедники и заказники (дендросад) [9].
Взаимообусловленность интеграции экологического и среднего образования определяется внутренними закономерностями функционирования рассматриваемых моделей, а также условиями социально-экологической устойчивости современного общества.
Антропогенное воздействие (истощение природных ресурсов, нарушение экологических связей в экосистемах, природного баланса) приобрело глобальный уровень. Исходя из этого, сущность современной экологической ситуации свидетельствует, что экологическое образование, является важнейшим фактором, определяющим возможность перехода к концепции устойчивого развития, которая имеет экономический и экологический смысл. Это связано с тем, что образование – та область жизнедеятельности становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести ответственность за свои действия, защищая и отстаивая общечеловеческие и экологические ценности [10].
Библиографический список
- Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005, 137 с.
- Мамедов Н.Ф. Культура, экология, образование. – М.: Издательско-полиграфический комплекс РЭФИА, 1996, 52 с.
- Моисеев Н.Н. Экология и образование. — М.: ЮНИСАМ, 1996. — 192 с.
- Пахомов А.А., Савинова С.Г. Экскурсия как форма организации обучения и экологического воспитания школьников на уроках географии и биологии // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 90-91.
- Розенберг Г.С. Экологическое воспитание, образование и просвещение населения (программы для регионов разного масштаба) // Вестн. МАНЭБ. – 2001. – № 8(44). – С. 5-6.
- Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., Лебедева Е.Г. Современное экологическое образование: российский и международный опыт // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.
- Самкова В.А., Клемяшева Е.М., Дроздов Н.Н., Кураков Л.П. Экологическое образование и воспитание молодежи. Учебно-методическое пособие. – М.: ИАЭП, 201, 416 с.
- A better quality of life: a strategy for sustainable development for the United Kingdom, DETR, 1999, p.8.
- Palmer, J.A. 1998. Environmental Education of the 21st century: Theory, practice, progress and promise, 267– 277. London: Routledge.
- Jeronen, E. & Kaikkonen M. 1994. Integrating the values of school culture in environmental education. Paper presented at the ATEE-conference 1994, Prague, Czech Republic 4–9 September 1994.