УДК 33

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Палатай Виктория Владимировна
Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
студентка 1 курса направления подготовки 38.04.01 «Экономика»

Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей реинжиниринга бизнес-процессов на предприятии. Данный процесс необходим современным предприятиям ввиду изменчивости внешней и внутренней сред функционирования. В работе выделены основные черты реинжиниринга бизнес-процессов на предприятии, условия применения и принципы данного процесса, его виды, а также этапы проведения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Палатай В.В. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятии // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94399 (дата обращения: 06.12.2021).

С активным развитием рыночных отношений, появлением новых технологий и повсеместным распространением цифровых технологий на предприятиях появилась острая необходимость изменять устоявшиеся стандарты организации бизнеса для увеличения уровня конкурентоспособности. В связи с этим, популярным стало такое явление, как реинжиниринг бизнес-процессов, которое позволяет изменить существующие методы и механизмы управления предприятия с целью повышения эффективности его деятельности.

Реинжиниринг представляет собой радикальное изменение всех бизнес-процессов на предприятии с целью достижения резких улучшений ключевых показателей деятельности. Иными словами, данный процесс является формой реформирования предприятия, способствующая повышению эффективности предприятия за счет изменения существующих бизнес-процессов, бизнес-модели, стратегии деятельности, технологии производства, методов управления и т.д.

Основной целью реинжиниринга является создание максимально адаптированной к постоянно изменяющимся условиям внешней среды модели функционирования предприятия. Основными чертами реинжиниринга от иных преобразующих процессов выступают:

  • Фундаментальность- изменения носят масштабных характер;
  • Радикальность- проводятся глубокие преобразования, коренным образом меняющие все бизнес-процессы;
  • Скачкообразность- изменения происходят резкими рывками;
  • Единовременность;
  • Иерархичность- изменения происходят сверху вниз;
  • Использование цифровых технологий для достижения целей.

Реинжиниринг предприятию необходим в нескольких случаях:

  1. Когда предприятие находиться в кризисном состоянии или на грани банкротства. В этом случае реинжиниринг направлен на решение наиболее острых проблем в области управления, финансов и производства в краткосрочном периоде и является одним из методов антикризисного управления предприятием.
  2. Когда существует прогноз снижения эффективности деятельности предприятия. В этом случае реинжиниринг выступает предупреждающей мерой или своевременной реакцией на негативные изменения, не принявшие необратимый характер.
  3. Когда предприятие желает увеличить свой разрыв от конкурентов и создать уникальные конкурентные преимущества. В этом случае, реинжиниринг является способом увеличения уровня конкурентоспособности предприятия.

В настоящее время существуют разные подходы к классификации реинжиниринга, однако наиболее распространенной является деление понятия по ситуативному признаку и в зависимости от характера преобразований.

По ситуативному признаку реинжиниринг делят на кризисный и развивающий.

Кризисный реинжиниринг применяется в случае наступления на предприятии глубокого кризиса, что характеризуется потерей конкурентоспособности, резким падением спроса, снижением выручки и прибыли, увеличением себестоимости, снижением платежеспособности предприятия и др. В этом случае необходима разработка комплекса радикальный мер, позволяющих полностью изменить ситуацию и увеличить эффективность деятельности предприятия посредством полного перепроектирования бизнес-процессов и внедрение инновационных моделей управления в деятельность предприятия.

Развивающий реинжиниринг направлен на совершенствования существующих бизнес-процессов для увеличения уровня конкурентоспособности предприятия. Данный вид реинжиниринга применяться в большинстве случает быстрорастущими предприятиями или предприятиями, которые имеют определенную долю рынка, однако существует угроза ее уменьшения.

В зависимости от характера преобразования реинжиниринг делят на эволюционный и революционный.

Эволюционный реинжиниринг представляет собой максимальную оптимизацию существующих бизнес-процессов посредством их частичного или полного изменения. При этом меняются не все бизнес-процессы на предприятии, а только отдельная часть, а бизнес-модель остается прежней.

Революционный реинжиниринг представляет собой кардинальное изменение всего хозяйствующего субъекта, всех его бизнес-процессов посредством построения новой бизнес-модели.

При проведении на предприятии реинжиниринга необходимо учитывать принципы построения бизнес-процессов:

  • Интегрирования- максимальное объединение бизнес-процессов при участие минимального количества сотрудников;
  • Горизонтальное сжатие- объединение нескольких видов работ в одну, выполняемую одним специалистом или одним подразделением;
  • Вертикальное сжатие- принятие решений по поводу вопросов самостоятельно сотрудниками, в чью обязанность входит выполнение данной задачи;
  • Логического порядка- осуществление бизнес-процессов параллельно друг другу (насколько это возможно);
  • Диверсификация- максимальное упрощение существующих операций и процессов;
  • Разработка различных видов бизнес-процессов- наличие различных вариантов реализации процессов в зависимости от желания заказчиков, спроса, возможностей предприятия и т.д.
  • Рационализация управленческого воздействия- снижения количества проверок и уровня контроля за выполняемыми процессами;
  • Культура разрешения задач- снижение числа согласований при выполнении операций;
  • Рационализация связей с заказчиками- обеспечить единый канал связи между сотрудниками предприятия и потребителями.

Реинжиниринг проводят в несколько этапов:

  1. Подготовительный;
  2. Моделирование существующих бизнес-процессов и их оценка;
  3. Создание новой модели бизнес-процессов;
  4. Внедрение новой модели;
  5. Контроль качества бизнес-модели;
  6. Завершение реинжиниринга.

Подготовительный этап предполагает анализ предприятия с целью выявления и классификации бизнес-процессов, разрабатываются критерии оценки эффективности существующих и планируемых бизнес-процессов, разрабатываются и согласовываются работы и план выполнения реинжиниринга бизнес-процессов.

Моделирование существующих бизнес-процессов и их оценка предполагают построение организационной структуры и моделей бизнес-процессов предприятия, проверку адекватности существующих моделей, выявление проблем в функционировании предприятия и разработка рекомендация по совершенствованию и оптимизации бизнес-процессов.

Создание новой модели подразумевает подробный анализ причин низкой эффективности существующих бизнес-процессов и разработку новой бизнес-модели и рекомендаций по ее внедрении в деятельность предприятия.

Внедрение новой модели подразумевает разработку плана организационных изменение, планирование ресурсов и работ, информирование персонала, поиск необходимых ресурсов и непосредственное внедрение новой бизнес- модели.

Контроль качества подразумевает проверку модели на соответствие разработанным критериям и внесение корректировок.

Завершение реинжиниринга бизнес-процессов предполагает оценка работы на соответствие поставленным целям и разработанным планам.

При проведении реинжиниринга необходимо учитывать факторы, которые оказывают влияния на качество проводимого преобразования. К таким факторам относятся компетенции и квалификация руководителей, уровень профессиональной подготовки сотрудников, наличие и уровень развития коммуникаций на предприятии, наличие бюджета для реинжиниринга бизнес-процессов, наличие технологической поддержки и возможностей, связи с экспертами и консультантами и др. Важно учитывать данные факторы при реинжиниринге, поскольку отсутствие или недостаточное качество какого-либо элемента может привести к ухудшению положения предприятия или к его банкротству.

Таким образом, реинжиниринг представляет собой кардинальное изменение всех процессов и модели предприятия с целью улучшения его положения и увеличения эффективности его деятельности. Реинжиниринг может помочь организации выйти из кризисной ситуации или увеличить свою конкурентоспособность[Л1] , однако необходимо учитывать уровень развития предприятия и его текущие возможности, что разработать правильную программу реинжиниринга, способную вывести предприятие на новый этап своего развития.


Библиографический список
  1. Управление бизнес-процессами предприятия: учебное пособие / сост. Е. В. Пирогова.- Ульяновск: УлГТУ, 2017 –107 с.
  2. Андерсен Б Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: пер. с анг./Б Андерсен.- 5-е изд.-М.: Стандарты и качество, 2016.- 271 с.
  3. Варзунова А.В. Анализ и управление бизнес-процессами: учебное пособие/ А.В, Варзунов, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева. -СПб.: Университет ИТМО, 2016.- 112 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Палатай Виктория Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация