С активным развитием рыночных отношений, появлением новых технологий и повсеместным распространением цифровых технологий на предприятиях появилась острая необходимость изменять устоявшиеся стандарты организации бизнеса для увеличения уровня конкурентоспособности. В связи с этим, популярным стало такое явление, как реинжиниринг бизнес-процессов, которое позволяет изменить существующие методы и механизмы управления предприятия с целью повышения эффективности его деятельности.
Реинжиниринг представляет собой радикальное изменение всех бизнес-процессов на предприятии с целью достижения резких улучшений ключевых показателей деятельности. Иными словами, данный процесс является формой реформирования предприятия, способствующая повышению эффективности предприятия за счет изменения существующих бизнес-процессов, бизнес-модели, стратегии деятельности, технологии производства, методов управления и т.д.
Основной целью реинжиниринга является создание максимально адаптированной к постоянно изменяющимся условиям внешней среды модели функционирования предприятия. Основными чертами реинжиниринга от иных преобразующих процессов выступают:
- Фундаментальность- изменения носят масштабных характер;
- Радикальность- проводятся глубокие преобразования, коренным образом меняющие все бизнес-процессы;
- Скачкообразность- изменения происходят резкими рывками;
- Единовременность;
- Иерархичность- изменения происходят сверху вниз;
- Использование цифровых технологий для достижения целей.
Реинжиниринг предприятию необходим в нескольких случаях:
- Когда предприятие находиться в кризисном состоянии или на грани банкротства. В этом случае реинжиниринг направлен на решение наиболее острых проблем в области управления, финансов и производства в краткосрочном периоде и является одним из методов антикризисного управления предприятием.
- Когда существует прогноз снижения эффективности деятельности предприятия. В этом случае реинжиниринг выступает предупреждающей мерой или своевременной реакцией на негативные изменения, не принявшие необратимый характер.
- Когда предприятие желает увеличить свой разрыв от конкурентов и создать уникальные конкурентные преимущества. В этом случае, реинжиниринг является способом увеличения уровня конкурентоспособности предприятия.
В настоящее время существуют разные подходы к классификации реинжиниринга, однако наиболее распространенной является деление понятия по ситуативному признаку и в зависимости от характера преобразований.
По ситуативному признаку реинжиниринг делят на кризисный и развивающий.
Кризисный реинжиниринг применяется в случае наступления на предприятии глубокого кризиса, что характеризуется потерей конкурентоспособности, резким падением спроса, снижением выручки и прибыли, увеличением себестоимости, снижением платежеспособности предприятия и др. В этом случае необходима разработка комплекса радикальный мер, позволяющих полностью изменить ситуацию и увеличить эффективность деятельности предприятия посредством полного перепроектирования бизнес-процессов и внедрение инновационных моделей управления в деятельность предприятия.
Развивающий реинжиниринг направлен на совершенствования существующих бизнес-процессов для увеличения уровня конкурентоспособности предприятия. Данный вид реинжиниринга применяться в большинстве случает быстрорастущими предприятиями или предприятиями, которые имеют определенную долю рынка, однако существует угроза ее уменьшения.
В зависимости от характера преобразования реинжиниринг делят на эволюционный и революционный.
Эволюционный реинжиниринг представляет собой максимальную оптимизацию существующих бизнес-процессов посредством их частичного или полного изменения. При этом меняются не все бизнес-процессы на предприятии, а только отдельная часть, а бизнес-модель остается прежней.
Революционный реинжиниринг представляет собой кардинальное изменение всего хозяйствующего субъекта, всех его бизнес-процессов посредством построения новой бизнес-модели.
При проведении на предприятии реинжиниринга необходимо учитывать принципы построения бизнес-процессов:
- Интегрирования- максимальное объединение бизнес-процессов при участие минимального количества сотрудников;
- Горизонтальное сжатие- объединение нескольких видов работ в одну, выполняемую одним специалистом или одним подразделением;
- Вертикальное сжатие- принятие решений по поводу вопросов самостоятельно сотрудниками, в чью обязанность входит выполнение данной задачи;
- Логического порядка- осуществление бизнес-процессов параллельно друг другу (насколько это возможно);
- Диверсификация- максимальное упрощение существующих операций и процессов;
- Разработка различных видов бизнес-процессов- наличие различных вариантов реализации процессов в зависимости от желания заказчиков, спроса, возможностей предприятия и т.д.
- Рационализация управленческого воздействия- снижения количества проверок и уровня контроля за выполняемыми процессами;
- Культура разрешения задач- снижение числа согласований при выполнении операций;
- Рационализация связей с заказчиками- обеспечить единый канал связи между сотрудниками предприятия и потребителями.
Реинжиниринг проводят в несколько этапов:
- Подготовительный;
- Моделирование существующих бизнес-процессов и их оценка;
- Создание новой модели бизнес-процессов;
- Внедрение новой модели;
- Контроль качества бизнес-модели;
- Завершение реинжиниринга.
Подготовительный этап предполагает анализ предприятия с целью выявления и классификации бизнес-процессов, разрабатываются критерии оценки эффективности существующих и планируемых бизнес-процессов, разрабатываются и согласовываются работы и план выполнения реинжиниринга бизнес-процессов.
Моделирование существующих бизнес-процессов и их оценка предполагают построение организационной структуры и моделей бизнес-процессов предприятия, проверку адекватности существующих моделей, выявление проблем в функционировании предприятия и разработка рекомендация по совершенствованию и оптимизации бизнес-процессов.
Создание новой модели подразумевает подробный анализ причин низкой эффективности существующих бизнес-процессов и разработку новой бизнес-модели и рекомендаций по ее внедрении в деятельность предприятия.
Внедрение новой модели подразумевает разработку плана организационных изменение, планирование ресурсов и работ, информирование персонала, поиск необходимых ресурсов и непосредственное внедрение новой бизнес- модели.
Контроль качества подразумевает проверку модели на соответствие разработанным критериям и внесение корректировок.
Завершение реинжиниринга бизнес-процессов предполагает оценка работы на соответствие поставленным целям и разработанным планам.
При проведении реинжиниринга необходимо учитывать факторы, которые оказывают влияния на качество проводимого преобразования. К таким факторам относятся компетенции и квалификация руководителей, уровень профессиональной подготовки сотрудников, наличие и уровень развития коммуникаций на предприятии, наличие бюджета для реинжиниринга бизнес-процессов, наличие технологической поддержки и возможностей, связи с экспертами и консультантами и др. Важно учитывать данные факторы при реинжиниринге, поскольку отсутствие или недостаточное качество какого-либо элемента может привести к ухудшению положения предприятия или к его банкротству.
Таким образом, реинжиниринг представляет собой кардинальное изменение всех процессов и модели предприятия с целью улучшения его положения и увеличения эффективности его деятельности. Реинжиниринг может помочь организации выйти из кризисной ситуации или увеличить свою конкурентоспособность[Л1] , однако необходимо учитывать уровень развития предприятия и его текущие возможности, что разработать правильную программу реинжиниринга, способную вывести предприятие на новый этап своего развития.
Библиографический список
- Управление бизнес-процессами предприятия: учебное пособие / сост. Е. В. Пирогова.- Ульяновск: УлГТУ, 2017 –107 с.
- Андерсен Б Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования: пер. с анг./Б Андерсен.- 5-е изд.-М.: Стандарты и качество, 2016.- 271 с.
- Варзунова А.В. Анализ и управление бизнес-процессами: учебное пособие/ А.В, Варзунов, Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева. -СПб.: Университет ИТМО, 2016.- 112 с.
Количество просмотров публикации: Please wait