МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УНИВЕРСИТЕТАХ

Глущенко Валерий Владимирович1, Преснухина Ирина Александровна2, Самоделова Екатерина Владимировна3
1Московский политехнический университет, доктор технических наук, доцент, профессор Центра проектной деятельности
2Московский политехнический университет, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков
3Московский политехнический университет, старший преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
Предметом статьи является развитие методологии оказания образовательных услуг в университетах на основе теории бережливого производства, объектом статьи является бережливое производство образовательных услуг в университетах, целью данной статьи является повышение конкурентоспособности университетов на основе методологии бережливого производства, для достижения обозначенной цели решаются такие задачи: изучается значение высшего образования в системе управления инновационным развитием национальной экономики, формируется методология повышения качества университетского образования на базе методологии бережливого производства, формирование модели для оценки экономической эффективности применения методологии бережливого производства в университетах, разработка алгоритма внедрения механизма бережливого производства в университете, исследуются риски внедрения лин-механизма в университетах; методами научных исследований выступают анализ и синтез, проектирование и прогнозирование, системный подход, экспертные оценки, ретроспективный и сравнительный анализ, прогнозный анализ, научную новизну работы составляют результаты исследования механизма вклада высшего образования в эффективность управленческого механизма инновационного развития отрасли, методика применения положений бережливого производства для формирования лин-механизма повышения качества в работе вузов, формирование модели для оценки влияния методологии бережливого производства на качество образования и процессы развития национальной экономики и ее отраслей, анализ рисков

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Глущенко В.В., Преснухина И.А., Самоделова Е.В. Методические аспекты бережливого производства образовательных услуг в университетах // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/94362 (дата обращения: 14.03.2024).

Вводная часть. Актуальность статьи связана с необходимостью повышения конкурентоспособности российских университетов и тем, что рост уровня подготовки в университетах выступает одним из основных факторов увеличения темпов экономического роста в национальной экономике.

Гипотезой этой стать является предположение о том, что развитие и практическое применение методологии бережливого производства в университетах позволит не только обеспечить повышение конкурентоспособности системы высшего образования, увеличение качества вузовского образования, рост темпов социально- экономического роста в стране и национальной экономике.

Целью данной статьи является повышение конкурентоспособности университетов на основе методологии бережливого производства.

Для достижения обозначенной цели решаются такие задачи:

- изучается значение высшего образования в системе управления инновационным развитием национальной экономики;

- формируется методология повышения качества университетского образования на базе методологии бережливого производства;

- формирование модели для оценки экономической эффективности применения методологии бережливого производства в университетах;

- разработка алгоритма внедрения механизма бережливого производства в университете;

- исследуются риски, связанные с внедрение лин-механизма.

Объектом статьи является бережливое производство образовательных услуг в университетах.

Предметом статьи является развитие методологии оказания образовательных услуг в университетах на основе теории бережливого производства.

Снижение потерь в современном производстве может быть инструментов повышения конкурентоспособности организаций, что приводит к изучению опыта и попыткам копировать методологию менеджмента бережливого производства [1, с. 3; 2, с. 2].

Анализ успехов автомобильной фирмы Toyota показал, что основой ее рыночных успехов является разработанная в этой организации модель менеджмента, основанная минимизации потерь и применении в практической работе на ряде принципов [3, с. 3]. Вместе с тем до настоящего время бережливое производство существует как набор практических рекомендаций. Попытки внедрения этих положений не всегда удачны. Одной из причин (источников риска внедрения) является то, что теоретические основы бережливого производства пока еще не развиты. В силу этого возможны ошибки при внедрении бережливого производства по причине существования пробелы в знаниях. Это послужило основанием для попыток развития общей теории бережливого производства (теории бережливости) [4, с. 43-49; 5, с. 135-137].

Исследователи высказывают мнение, что необходимо организовать учебный процесс в вузах на основе рекомендаций бережливого производства [6, с. 78-81], использовать бережливое производство как инструмент управления качеством образования [7, с. 304-310; 8, с. 15-20].

В связи с этим развиваются основы концептуального подхода к бережливому высшему образованию [9, с. 55-59; 10, с. 240-256].

Обращается внимание на то, что для обеспечения эффективности методов бережливого производства в условиях деятельности вузов необходимо развитие философии бережливого производства и практические изменения в философии функционирования вузов [11, с. 998-1001; 12, с. 96-112].

Исследуются основы использования проектного подхода при внедрении бережливого производства в университетском управлении [13, с. 104-115].

При этом лин-технологии (бережливое производство) рассматриваются как инструмент развития университетов [14, с. 272-277].

Изучаются дальнейшие перспективы и проблемы использования технологий в работу вузов [15, с. 36-41].

Высказывается точка зрения, состоящая в том, что на процесс внедрения лин-технологий в вузе должны оказывать влияние и органы студенческого самоуправления [16, с. 58-68]. По существу анализ принципов бережливого производства показывает, что для успешного применения технологий бережливого производство любая организация (в том числе вуз) должна перейти на использование сопричастного (партисипативного) управления.

Это может затруднять и создавать риск внедрения лин-технологий в вузе по причине того, что основным в современных вузах России остается бюрократический подход к управлению [17, с. 922].

При этом исследователи из регионов считают, что развитие и использование лин-технологий в университете является важным фактором развития не только самого вуза, но и ключевым фактором социально-экономического развития всего региона в целом [18, с. 153-156]. Такой вывод региональных исследователей может быть связан с процессом передачи (мультипликации) организационной культуры бережливого производства в реальную экономику регионов с помощью переноса ценностных установок выпускников вузов в практику работы субъектов экономики.

В связи с этим можно признать полезным дальнейшее развитие организационной культуры и методологии лин-производства и технологий в деятельности вузов [19, с. 298-322].

В целом проведенный в настоящей статье анализ результатов исследований в области лин-производства показывает следующее:

- использование лин-производства рассматривается как важный элемент системы обеспечения конкурентоспособности организаций в любых областях деятельности;

- методология лин-производства представлена набором практических рекомендаций по устранению источников потерь и перечнем принципов бережливого производства;

- при практическом внедрении лин-производства в конкретной организации возникают: риск знания, связанный с неполнотой знаний о механизме воздействия положений бережливого производства на хозяйственно-финансовый механизм организации (в частности, вуза); риск действия, определяемый неправильным применением в вузе изавестных положений методологии бережливого производства;

- одним из препятствий и источником риска при внедрении в организации методологии лин-производства может быть бюрократическая модель управления вузом, поэтому для эффективного использования лин-технологий необходим переход к сопричастному (партисипативному) управлению в вузах;

- для обеспечения эффективности методологии лин-производства в вузах необходимо формирование механизма повышения качества образования в вузах на основе адаптации и дальнейшего развития методологии бережливого производства.

Анализ результатов исследований и современной практики функционирования современных российских вузов позволяет выделить в качестве источников потерь для качества высшего образования:

- неэффективность процедур отбора кадров по их научной квалификации и педагогическому мастерству в связи несовершенством конкурсного законодательства, конкурсных положений, конкурсной культуры вузов;

- отсутствие и неразвитость систем управления социальным развитием научно-педагогическим потенциалом персонала в вузах, что приводит к неполному использованию потенциала НПР вузов;

- неразвитость философии бережливого производства в вузах в условиях доминирования бюрократической системы управления, что замедляет создание лин-механизма в вузах;

- отсутствие мотивации у администраций вузов внедрять лин- философию и лин-механизм, систему бережливого производства в полном объеме и другие.

Метод. Под лин-механизмом повышения качества образования в вузах условимся понимать системное объединение принципов, приемов, способов и инструментов бережливого производства, применяемых для достижения этой цели в вузе. Методами формирования лин-механизмом повышения качества образования в вузах можно назвать анализ и синтез, системный анализ и подход, прогнозный и сравнительный анализ, диагностику, прогнозирование, экспертные оценки и другое.

Под эффективностью лин-способов, инструментов бережливого производства в вузе следует понимать способность этих принципов, способов и инструментов достигать заданного (или максимального) уровня качества образования за определенный период времени при расходовании количества ресурсов не более определенного.

Для оценки значимости внедрения методологии лин-производства в вузах изучим роль высшего образования в механизме управления инновационным социально-экономическим развитием национальной экономики. Для этого предлагается использовать процедуру исследования на основе трех шагов:

- определение факторов бережливого производства, влияющих на качество образования и организационную культуру в реальной экономике;

- описание механизма влияния каждого из этих факторов бережливого производства на качество образования и реальную экономику;

- изучение результатов воздействия факторов бережливого производства на социально-экономическое развитие на уровне регионов и/или государства.

В качестве факторов влияния лин-технологий на качество высшего образования и темпы социально-экономического развития отрасли и/или региона можно назвать:

- закрепление в нормативных документах порядка проведения конкурсного отбора научно-педагогических работников на замещение вакантных должностей и/или для прочтения ключевых учебных курсов на основе объективных критериев оценки (ученая степень, звание, наличие публикаций, опыт педагогической работы, наличие методических разработок и ноу-хау и др.), что повысит компетентность выпускников;

- раскрытие потенциала научно-педагогических работников (НПР) на основе результатов собственных исследований и их внедрения в образовательный процессе в благоприятной и творческой атмосфере вуза путем создания атмосферы игрового подхода в обучении и воспитании повысит компетентность выпускников и сделает творческий подход одной из ключевых ценностей персонала в реальной экономике;

- выравнивание нагрузки всех НПР по всем ее видам, аудиторная, методическая, научная работа в интересах повышения эффективности процесса передачи знаний от НПР к обучающимся (например, в рамках модели «лидер-ведомый») создаст более благоприятные условия для всего профессорско-преподавательского состава вуза (а не отдельных его представителей), что позволит повысить компетентность выпускников и закрепит принцип выравнивания нагрузки как ключевую ценность организационной культуры лин-технологий в вузах и экономике;

- перенос акцента с процесса передачи знаний от НПР к обучающимся на сотрудничество между ними в процессе совместных научных исследований, интегрированных с обучением и воспитанием позволит осваивать приемы самоактуализации не только НПР, но и обучающихся как в процессе образования, так и в ходе последующей практической работы в реальной экономике;

- передача в процессе совместной работы и воспитания ключевых ценностей, лежащих в основе лин-технологий от НПР к обучающимся студентам и далее в реальную экономику позволит сократить потери в реальной экономике и тем самым ускорить темпы социально-экономического развития;

- формирование у всех участников лин-образования философии и организационной культуры бережливого производства и перенос этой культуры (мультипликация лин-культуры) в экономику и другое.

При создании лин-механизма роста уровня высшего образования как основанного на определенной философии системного единства принципов, приемов, способов и инструментов бережливого производства следует принимать во внимание такие факторы:

- формирование в нашей стране общества и экономики знаний [20, с. 812], отличающихся тем, что развитие общества и экономики на 70-80 % происходит на основе интенсификации процессов получения знаний и/или  роста эффективности использования знаний;

- в результате формирования и анализа социально-экономических систем возрастает значение неявных знаний [21, с. 800], которые характеризуют свойство эмергентности систем и связанные с этим свойством процессы агрегирования подсистем в систему и обратный процесс декомпозиции (разделения) системы на ее подсистемы, блоки, элементы;

- ускорение научно-техничнеского прогресса и то, что увеличивается объем знаний, необходимых для успешной деятельности в реальной экономике;

- повышение темпов научно-технического прогресса и в связи с этим  ускорение процесса старения знаний и другое.

Повышенное влияние на качество высшего образования неявных знаний должно сочетаться с пониманием того, что неявные знания не могут быть зафиксированы и переданы в образовательном процессе в вузе вербальными методами. Передача и получение неявных знаний осуществляется в процессе обучения при невербальных коммуникациях НПР и обучающихся. При этом роль неявных знаний, невербальных коммуникаций возрастает потому, что именно на основе использования неявных знаний открывается возможность получения синергетического эффекта в экономике и общественном развитии.

В условиях развития информационных технологий и подвижности внешней среды организаций, которая определяется продолжающимся глобальным кризисом одним из основных критериев оценки качества высшего образования становится  уровень креативности студентов [22, с. 26-30], которая трактуется как индивидуальная способность студента (а потом- сотрудника фирмы) к профессиональному творчеству [23, с.14].

Для повышения уровня объективности и обеспечения диагностики качества образования предлагается использовать четырехуровневую модель образовательных продуктов (услуг) вузов: первый уровень модели описывает основное назначение продукта –системное усвоение обучающимися знаний, умений (компетенций) и организационной культуры; на втором уровне рассматриваемой модели описываются базовые результаты полученного образования и воспитания (набор компетенций, норм поведения, ценности организационной культуры); третий уровень описывает  «подкрепление» этого образовательного продукта (наличие бюджетных мест, наличие общежития, возможность обучения в кредит и другое); четвертый уровень модели образовательного продукта характеризует его экологическое и стратегическое значение, в том числе влияние на энергосберегающие и «зеленые» технологии, демографические, социальные, культурные процессы в обществе и экономике [19,с. 298-312].

Практическое использование этой модели при формировании лин-механизма позволяет повысить степень обоснованности оценок качества высшего образования в вузе, находить проблемные места в качестве образования, снизить уровень потерь в образовательном процессе, осуществлять целенаправленное управление элементами качества высшего образования. Остановимся на перечисленных направлениях использования четырехуровневой модели качества высшего образования более подробно. Четырехуровневая модель качества услуги высшего образования может повысить степень обоснованности оценок качества высшего образования в вузе на основе структуризации составляющих качества получаемого образования в частности выделения и оценки таких составляющих высшего образования:

- на втором уровне этой модели (объем полученных знаний, креативность мышления, навыки научных исследований, навыки выступлений и презентаций, уровень делового общения и другое);

-на  третьем уровне модели (возможность обучения за счет бюджета или в кредит, наличие общежития для иногородних студентов, наличие освобождения от службы в армии и другого);

- на четвертом уровне путем учета и оценки факторов влияния образовательных технологий на экологию окружающей среды и человека, энерго- и ресурсо сбережение, стратегическое развитие отрасли экономики и общества в целом. Такой подход позволяет оценить уровень потерь в качестве образовательного процесса в вузе.

Под качеством высшего образования условимся понимать его соответствие запросам стекхолдеров (работодателей и/или выпускников вузов).

Использование предложенной четырехуровневой модели позволит находить проблемные места в качестве образования, например, в результате сравнения оценок факторов качества высшего образования в данном вузе с оценками вузов-конкурентов или средними по рассматриваемому сегменту высшего образования. Это позволит провести сравнительный анализ уровня образования и потерь в качестве образования в конкурирующих вузах или вузах отраслевой направленности.

В свою очередь обнаружение потерь в качестве, проблемных факторов высшего образования на основе их оценок создает условия для реализации внутривузовских программ совершенствования лин-механизма повышения качества образования на основе целенаправленного управления элементами качества высшего образования в интересах повышения уровня бережливости образовательных процессов вузах, роста конкурентоспособности вуза.

Для развития теоретических концептуальных основ механизма бережливого повышения качества высшего образования могут быть полезны методические основы общей теории бережливости в области высшего образования, которые представлены в работе [19,с. 298-322].

Движителем развития лин-механизма повышения качества высшего образования в вузе может стать конкуренция вузов за абитуриентов, регулярные (например, ежегодные) экспертные оценки качества образования в вузе как выпускниками вузов, так и работодателями.

При разработке механизма роста качества образования на основе использования методологии бережливого производства в вузах отправной точкой этого процесса может быть формирование философской концепции использования методологии бережливости в работе вузов.

Философской концепцией разработки механизма повышения качества высшего образования на основе методов бережливости условимся называть системный, мудрый взгляд на сущность, содержание этого механизма и специфику его работы в условиях постиндустриального высшего образования с учетом системных связей высшего образования и реальной экономики, жизни общества.

Под философией формирования механизма роста качества высшего образования можно подразумевать общий взгляд на значение, специфику применения методов бережливого производства в образовательной деятельности постиндустриальных вузов.

Под идеологией механизма повышения уровня образования на основе методов бережливого производства можно понимать: во-первых, базовую идею формирования такого механизма; во-вторых, способ распределения власти (должности и личной власти) в ходе создания и функционирования такого механизма, его элементов.

Под политикой формирования и функционирования механизма повышения качества высшего образования на основе методологии бережливого производства предлагается подразумевать систему мероприятий, направленных на создание и обеспечение эффективного функционирования такого механизма в вузе.

В процессе формирования механизма роста качества высшего образования философскую и культурную базу творческого подхода в этом вопросе обеспечивает самосознание и культура участников этого процесса [24, с. 3-10].

Философия механизма роста качества высшего образования на базе бережливого подхода имеет инновационный характер и охватывает осознание необходимости организационных и методических изменений в работе вуза для решения задачи повышения качества высшего образования на основе применения методов бережливого производства.

При формировании практического механизма повышения качества высшего образования на основе методологии лин-производства в образовательной деятельности вузов условимся принимать во внимание результаты работ [10, с. 240–256; 25, с. 24-26]. В частности, под бережливым (лин-) производством образовательных продуктов в вузе условимся понимать постоянное стремление персонала вуза к устранению любых видов потерь на основе вовлеченности в этот процесс всех категорий управленцев, научно-педагогических и других категорий работников вузов. При этом под потерями будем понимать любой вид деятельности в вузе, который не приводит к повышению качества образовательных услуг и/или  конкурентоспособности вуза.

Лин-механизм повышения качества высшего образования в вузе ориентирован на анализ, диагностику и устранение таких источников потерь.

1. В области высшего образования перепроизводство может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это перепроизводство заключающееся в выпуске избыточного для экономики количества определенных специалистов. По экспертным оценкам в нашей стране по специальности работает около 40% выпускников. Лин-инструментами снижения этого вида потерь может быть:  отраслевое индикативное кадровое планирование, осуществляемое вузом совместно с государственными ведомствами и/или общественными организациями работодателей; рыночные инструменты, например, форвардные контракты, долгосрочные договора на целевую подготовку студентов не только с органами государственной власти, но и коммерческими структурами и другое. Во-вторых, источником этого вида потерь в вузах может быть перепроизводство научных знаний, возникающее за счет «распыления» и/или несоответствия тематики научных исследований научно-педагогических работников (НПР) вузов научным потребностям базовых предприятий и/или  содержанию образовательного процесса в вузах.

Лин-инструментами минимизации этого рода потерь могут быть научно-образовательные варранты (производные ценные бумаги): договора заключаемые между вузом и базовыми предприятиями отрасли о долгосрочном сотрудничестве, включающие перечень научных услуг (обзоров, статей, разработок) регулярно представляемых вузом своим базовым организациям.

2. Следующий вид потерь, который в лин-методологии получил название «лишние движения» может трактоваться как возможное частое проведение конкурсов НПР отвлекающее их от научно-образовательного процесса в вузе. Лин-инструментом снижения влияния этого источника потерь могут быть научные исследования в интересах оптимизации продолжительности контрактов с НПР таким образом, чтобы не инициировать лишние перемещения, не снижать мотивацию НПР к повышению качества образования, не допускать «окостенения» организационной структуры вуза, приводящего к нечувствительности педагогическим инновациям, к изменениям на рынке образовательных услуг.

3. Такой источник потерь как «ненужная транспортировка» в высшем образовании может трактоваться тоже в ряде направлений: во-первых, это может быть слишком частая смена читаемых конкретным НПР учебных дисциплин, что не позволяет ему достичь максимального качества учебного процесса (практически известно, что высокое качество учебного процесса достигается после трех прочтений курса); во-вторых, «излишняя транспортировка» знаний может возникать в результате в результате неоптимальной последовательности читаемых учебных курсов, что вынуждает НПР дублировать значительную часть знаний, например, если учебный курс «методы анализа управленческой деятельности» читается раньше, чем сами методы управленческой деятельности; в-третьих, это может быть необоснованная смена учебных аудиторий, что лишает НПР отдыха и вынуждает НПР в перерывах между занятиями отвлекаться на смену аудиторий и на дополнительную адаптацию к рабочему месту после смены аудитории и другое. Лин-инструментом снижения этого источника потерь может быть планирование и нормирование по названным направлениям (частоты обновления читаемых НПР курсов, оптимизация последовательности и логики читаемых курсов, оптимизация расписания).

4. Источник потерь понимаемый как «излишние запасы» может возникать на кафедре и в вузе в следующих ситуациях. Во-первых, источником потерь, связанных с «излишние запасы» может быть нарушение известного в научной организации труда принципа использования персонала по его наивысшей квалификации, что может находить свое выражение в том, что менее квалифицированным НПР кафедры поручается прочтение ключевых курсов, руководство курсовыми и дипломными работами. В результате такого субъективного распределения учебной нагрузки могут искусственно создаться «излишние запасы» научно-педагогического потенциала кафедры, заключающее в том, что имеющийся потенциал используется не эффективно в интересах повышения качества высшего образования. Во-вторых, «излишние запасы» могут возникать тогда, когда разработка одного и того же методологического обеспечения поручается одновременно несколькими НПР, что приводит к умножению трудозатрат НПР на создание методического обеспечения. Лин-инструментами минимизации этого источника потерь может быть планирование и расстановка НПР по читаемым курсам на основе принципа использования персонала по максимальной квалификации, а так же планирование разработки методического обеспечения с исключением дублирования методических разработок и обсуждением методических материалов на заседаниях кафедр в интересах повышения их качества.

5. «Избыточная обработка» как источник потерь в качестве высшего образования может трактоваться как ошибочное, неправильное, субъективное (в интересах отдельных НПР) распределение объемов нагрузки по учебным дисциплинам специальности и, как следствие, выполнение НПР и студентом по определенным учебным дисциплина большего объема работ, чем желательно работодателю (заказчику) исходя из специфики его деятельности и выпускаемой продукции. Лин-инструментом снижения этого вида потерь может быть внедрение продуктовой модели высшего образования [26, с. 37-56]. и, как следствие более точное определение необходимых объемом знаний при производстве определенной продукции базовых организаций вуза. Для обеспечения минимизации потерь в разрезе источника «избыточная обработка» рекомендуется построить «дерево продуктов» для базовых организаций вуза. Например, дерево продуктов для автомобильного предприятия может выглядеть следующим образом: на первом, высшем уровне находится процесс эксплуатации автомобиля; на втором уровне находится сам автомобиль и система его технического сервиса; на третьем уровне находятся блоки автомобиля и его системы технического сервиса и так далее. Далее определяется «вес» каждой из составляющих в деятельности базового предприятия вуза. Затем определяется оптимальное число часов, выделяемых на соответствующие учебные дисциплины, что и приводит к минимизации «избыточной обработки» студентов в учебном процессе.

6. «Ожидание», как источник потерь в качестве высшего образования может быть связано с отсутствием и/или задержкой в прохождении (через слабо восприимчивую организационную структуру вуза) информации о новых научных достижениях, новых педагогических методах, новых технических средствах обучения, влиянии составляющих элементов учебного процесса на качество высшего образования.

Лин-инструментами минимизации этого источника потерь можно назвать: поддержание профессиональной экспертной обратной связи между вузом, выпускниками, работодателями; повышение восприимчивости организационной структуры вуза к изменениям во внешней и внутренней среды, например, путем перехода к матричной структуре управления вузом таким образом, что продуктовая часть матрицы отвечает за соотвествие качества образования требованиям заказчиков, а функциональная часть матрицы отвечает за подбор кадров и уровень отдельных читаемых дисциплин. В качестве критериев минимизации потерь от «ожидания» можно считать: наличие у НПР публикаций по читаемым дисциплинам; внедрение материалов таких статей в учебный процесс; наличие совместных со студентами публикаций НПР по читаемым дисциплинам.

7. «Переделка брака» как источник потерь в высшем образовании может отражаться в количестве (доле) отчисленных студентов и/или доле выпускников, чьи компетентность или организационная культура оцениваются самими студентами или их работодателями как неудовлетворительные. Причинами этого источника потерь могут быть названы: низкая эффективность обратной связи вуза с выпускниками и/или работодателями; недостаточная профориентация студентов; недостаточная мотивация студентов; невысокий уровень педагогического мастерства, что не позволяет своевременно диагностировать психо=физические особенности студентов и своевременно, адекватно (как это требует письмо Минобрнауки  от 06.02. 2014 года № 09-148) изменить методику обучения.

8. Неиспользованный потенциал сотрудников как источник потерь в высшем образовании может проявлять в том, что: нормативная база современного конкурсного порядка в вузах содержит пробелы, позволяющие вузам субъективно отказаться от сотрудников с более высоким потенциалом; и как уже отмечалось, в случае субъективного нарушения принципа использования НПР по максимальной квалификации уровень знаний студентов будет ниже по причине того, что их обучали менее квалифицированные НПР, а потенциал более квалифицированных НПР используется не в полной мере; в процессе образования могут не использоваться научные и методические разработки НПР; недостатки системы мотивации администраций и НПР вузов повышать качество высшего образования и другие.

9. Кроме этого в настоящей статье предлагается выделить девятый источник потерь в деятельности организаций, а именно «неразвитость философии и культуры» лин-образования в вузах. Важность и влияние этого источника определяется тем, что по экспертным оценка от 80 % до 90 % всех процессов, протекающих в организациях имеют неформальную основу. Поэтому низкий уровень развития философии и организационной культуры лин-механизма может быть источником потерь в качестве высшего образоавания. И, наоборот, развитость философии и культуры лин-образования повышают качество высшего образования за счет неявных знаний, неформальных методов и отношений в вузе.

В интересах минимизации этих и других видов потерь были сформулированы известные принципы бережливого производства, которые применительно с деятельности вузов в рамках лин-механизма повышения качества высшего образования предлагается интерпретировать таким образом:

1) при принятии управленческих решений нужно искать гармоничный компромисс между стратегическими целями и текущей прибылью вуза на основе и с учетом миссии, видения и концепции развития вуза;

2) процесс развития лин-механизма повышения качества высшего образования должен быть непрерывным, должны укрепляться производственные связи  между всеми участниками этого процесса в интересах своевременного и даже упреждающего обнаружения проблем;

3) необходимо применять «систему вытягивания» (чтобы снизить риск перепроизводства выпускников) на основе поддержания обратных связей с базовыми организациями отрасли; индикативного планирования кадровых потребностей отраслей, использования целевой подготовки, форвардных контрактов на подготовку специалистов, применения научно-образовательных варрантов вузов;

4) рекомендуется распределять объем учебной нагрузки равномерно в таких плоскостях (между учебными курсами, между семестрами, между НПР), необходимо избегать перегрузки одних НПР по сравнению с другими по всем видам научной, методической, образовательной деятельности;

5) необходимо сделать частью производственной культуры вуза своевременную содержательную модернизацию образовательных программ и кадровой политики в интересах предотвращения прекращение выпуска специалистов в по причине критического снижения качества образования;

6) функционирование лин-механизма повышения качества высшего образования в вузе может быть стандартизовано на основе процесса стандартизации решаемых в этом процессе задач и делегирования необходимых полномочий по их решению отдельным подразделениям и возглавляющим их должностным лицам: декомпозиция и последующая стандартизация задач может быть произведена на основе перечня задач по минимизации видов (8-ми источников) потерь и/или на основе формирования задач максимальной эффективности при  реализации принципов (14 принципов) бережливого производства;

7) следует применять наиболее простые визуальные средства для передачи знаний, ценностей студентам и контроля их усвоения в процессе обучения не следует использовать компьютерные технологии, если они отвлекают студента от постижения сущности объекта обучения, нужно минимизировать объем отчетов в процессе контроля качества образования;

8) следует использовать в образовательном и воспитательном процессах испытанные и надежные технологии, а инновационный процесс и развитие образовательных технологий должны учитывать присутствие и рост значимости в процессе обучения и реальной практике неявных знаний, которые не могут быть переданы вербальными методами в рамках информационных технологий, новые технологии должны внедряться после их испытаний и оценки эффективности в плане роста качества образования;

9) рекомендуется воспитывать лидеров, которые разделяют концепцию, хорошо знают, образовательный процесс на основе лин-механизма повышения качества образования и способны творчески развивать и адаптировать этот механизм в условиях, определяемых научно-техническим прогрессом и/или глобальным кризисом, а так могут научить этому других;

10) кадровая политика и система управления персоналом вуза должна быть ориентирована на формирование в вузе организационной культуры и исповедующих эту культуру проектных команд, способных обеспечить функционирование в вузе лин-механизма и лин-технологий для решения задач роста качества высшего образования;

11) администрациям вузов следует уважать своих партнеров (НПР, студентов, работодателей) по созданию и обеспечению функционирования лин-механизма повышения качества высшего образования, ставить перед НПР трудные задачи и помогать им совершенствоваться в ходе решения  задач повышения качества образования;

12) чтобы проанализировать ситуацию с состоянием и эффективностью функционирования в вузе лин-механизма повышения качества высшего образования рекомендуется все (учебные планы, рабочие учебные программы дисциплин, распределение нагрузки НПР, расписание НПР и другое) увидеть своими глазами (генти генбуцу), лишь в этом случае складывающееся мнение не будет поверхностным;

13) принимать решение следует на основе совместного обсуждения субъектами образовательного процесса (администрации вузов, НПР, студенты, работодатели, органы государственного контроля) всех возможных вариантов действий и их последствий для качества высшего образования, в случае, когда решение принято, нужно воплощать его без промедлений на с учетом возможных рисков действия (немаваси);

.14) вуз должен стать не только обучающей, но и самообучающейся структурой на основе постоянного самоанализа (хансей) и непрерывного совершенствования (кайдзен) лин-механизма повышения качества высшего образования в вузе.

Для оценки эффективности функционирования лин-механизма повышения качества высшего профессионального образования может быть предложена следующая модель:

Клин = Квопплднтизиоопбнпок;

где:

Кво- коэффициент (Кво больше 0 но меньше 1) отражающий качество высшего образования в вузе не использующем лин-механизм повышения качества высшего образования;

Кпп – повышающий коэффициент (Кпп  больше 1) отражающий рост качества высшего образования на основе снижения «перепроизводства» неиспользуемых научных знаний;

Клд – коэффициент (Клд  больше 1) отражающий повышение уровня высшего образования на основе снижения потерь в результате уменьшения «лишних движений» в образовательном процессе на основе лин-технологий;

Кнт – коэффициент (Кнт  больше 1) отражающий рост уровня высшего образования на основе снижения потерь в результате снижения действий относимых к «ненужной транспортировке» в образовательном процессе на базе лин-механизма;

Киз – повышающий коэффициент (Киз  больше 1) связанный с ростом качества высшего образования на основе снижения потерь в результате уменьшения потерь, относимых к категории «излишние запасы» в образовательном процессе на основе лин-методологии;

Кио – коэффициент (Кио  больше 1) отражающий повышение качества вузовского образования в связи со снижением потерь качества образования, присущих источнику «избыточная обработка» в образовательном работе на основе лин-философии;

Ко – повышающий коэффициент (Ко  больше 1) связанный с ростом качества высшего образования на основе снижения потерь от источника «ожидание» в образовательном процессе на основе лин-механизма;

Кпб – коэффициент повышающей направленности (Кпб  больше 1) отражающий увеличение уровня высшего образования на основе снижения потерь по источнику «переделка брак» в рамках лин-подхода;

Кнп – коэффициент (Кнп  больше 1) сигнализирующий о повышении качества вузовского образования на основе уменьшения потерь качества образования, определяемых источником «неиспользованный потенциал сотрудников» в при функционировании лин-механизма в вузе;

Кок – коэффициент (Кок  больше 1) отражающий рост качества высшего лин- образования на основе развития философии и организационной культуры такого образования и устранением источника потерь связанного с недостаточным развитием лин-культуры в практической деятельности.

При этом если значения перечисленных коэффициентов будут относительно невелики, то оценка роста качества высшего образования при внедрении лин-механизма может быть получена путем суммирования этих коэффициентов. Например, если предположить, что внедрение лин-механизма по каждому из 9 источников потерь привело к росту качества высшего образования на 3% (0,03), то суммарное увеличение качества образования составит 3% *9= 27 %.

Все перечисленные коэффициенты могут быть получены экспертным путем на основе анкетирования субъектов (администраций вузов, НПР, студентов, работодателей) образования в вузе.

При этом различия в таких экспертных оценках со стороны различных субъектов могут быть важным источником информации, использоваться в процессе диагностики лин-механизма высшего образования в вузе.

Обсуждение. Материалы настоящей статьи показывают, что создание механизма бережливого производства в вузах может рассматриваться как эффективный инструмент повышения качества отечественного высшего образования без значительных дополнительных материальных затрат.

При этом создание и функционирование такого механизма в вузах способно положительно сказаться на социально-экономическом развитии вуза, национальной экономики и общества в целом.

Положительное влияние лин-механизма на развитие национальной экономики может быть связана как с повышением компетентности выпускников вузов, так и с распространением (мультипликацией) культуры бережливого производства из вузов в реальную экономику.

Благоприятное воздействие лин-механизма на развитие общества может определяться тем, что такое образование будет способствовать минимизации потерь общества (по определенным источникам) и более полному раскрытию потенциала как отдельных сотрудников, так и научно-технологического потенциала общества в целом.

Материалы настоящей статьи позволяют перевести работу по созданию лин-механизма высшего образования в вузах в практическую плоскость.

Последовательность действий по созданию лин-механизма в вузах может иметь такой вид:

- принятие руководящим органами вуза (ректоратом, Ученным Советом) и/или отрасли решения о переходе на использование лин-механизма повышения качества высшего образования в вузе;

- закрепление функции анализа и минимизации описанных в настоящей статье источников потерь в вузе за конкретными структурными элементами (например, минимизацию потерь, связанных с пепроизводством студентов можно закрепить за подразделением целевых договоров, а потерь, связанных с неиспользумыми научными разработками за аппаратом проректора по НИР; работу по минимизации потерь от источника «лишние движения» можно закрепить за учебно-методическим отделом и т.д; аналогично могут быть закреплены функции отвечающие за соблюдение принципов бережливого производства при функционировании вуза);

-отладка функционирования лин-механизма повышения качества высшего образования;

- мониторинг функционирования и оценка эффективности работы лин-механизма повышения качества высшего образования в вузе;

- мониторинг влияния перехода вузов на лин- технологии на темпы и качество социально-экономического развития государства.

При этом в качестве возможных затруднений, рисков при реализации проектов разработки и внедрения в вузах лин-механизма повышения качества высшего образования можно назвать:

- недостаточный уровень мотивации администраций вузов к внедрению методологии бережливого производства в вузах;

- отсутствие закрепленных критериев уровня бережливости  образовательной деятельности в вузах;

- размытость и неоднозначность самого понятия «качество высшего образования» при его трактовке различными субъектами этого процесса и другие. Важным препятствием и риском остается и то, что внедрение принципов бережливого производства, в частности принципов «увидеть своими глазами (генти генбуцу) или принципа всестороннего обсуждения проблем между всеми участниками процесса (немаваси) может не соответствовать наиболее распространенной в вузах и экономике бюрократической организационной культуре [17, с. 922].

Заключение. В работе выполнен анализ факторов влияния повышения качества высшего образования на темпы и специфику социально-экономического развития, развивается методика формирования механизма бережливого производства в вузах, описаны источники потерь и интерпретированы принципы бережливого производства применительно к специфике работы вузов, предложена модель для оценки эффективности функционирования лин-механизма образовательной деятельности в вузах, описаны алгоритм формирования и риски внедрения лин-механизма в работу постиндустриальных университетов.


Библиографический список
  1. Джеймс В., Дэниел Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. -М. : Альпина Паблишер, 2013.-472 с.
  2. Вэйдер Майкл. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.-125 с.
  3. Лайкер Д. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 402 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
  4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Концептуальные аспекты бережливого производства товаров и услуг//Компетентность. 2017. № 6 (147). С. 43-49.
  5. Грицунова С.В., Михнева Е.А., Кречетова Л.В. Современная концепция “бережливого производства”//В сборнике: Современные тенденции развития образования, науки и технологий сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции. Под общ. ред. А.В. Туголукова. 2018. С. 135-137
  6. Черник М.В., Дрокина Н.Н.Организация учебного процесса через призму подходов бережливого производства// В сборнике: Инновации и перспективы современной науки. Экономические науки Сборник трудов молодых ученых. Астрахань, 2018. С. 78-81.
  7. Шаронина Л.В., Бричеева Н.Н.Управление качеством высшего образования на основе концепции “бережливого обучения”//В сборнике: Труды конгресса по интеллектуальным системам и информационным технологиям “IS&IT 2013″ Научное издание: в 4 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская ассоциация искусственного интеллекта, Южный федеральный университет. 2013. С. 304-310.
  8. Борисова Ж.Е.Использование национальных стандартов бережливого производства для повышения качества высшего образования//Экономика, управление и финансы в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 15-20.
  9. Тагирова А.В.Концепция бережливого производства в сфере высшего образования//В сборнике: Система образования и технологии бережливого производства Материалы очно-заочной Региональной научно-практической конференции. 2017. С. 55-59.
  10. Глущенко В.В., Глущенко И.И.Концептуальный подход к управлению развитием бережливого высшего профессионального образования//Бюллетень науки и практики. 2017. № 3 (16). С. 240-256.
  11. Коваленко А.В.Развитие философии бережливого высшего образования//Форум молодых ученых. 2018. № 12-2 (28). С. 998-1001.
  12. Акмаева Р.И., Лунев А.П., Минева О.К., Фадина А.Г., Томашевская Ю.Н.Практика применения философии бережливого производства в организациях высшего образования//Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019.№ 1. С. 96-112.
  13. Гайворонская С.А.Практика внедрения бережливых технологий в систему управления вузом: проектный подход//Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 104-115.
  14. Грошев А.Р., Дубровская Е.Н. Лин-технологии и развитие университета//Kant. 2019. № 3 (32). С. 272-277.
  15. Коннова А.В., Быканова Н.И. Проблемы и перспективы применения бережливых технологий в высших учебных заведениях//В сборнике: Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда (образование) Сборник материалов форума. Под научной редакцией Л.А. Зимаковой. 2018. С. 36-41.
  16. Киреева О.А., Бараниченко Н.В., Бидоленко Л.А.Роль студенческого самоуправления в реализации принципов бережливости в вузе//В сборнике: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 томах. 2019. С. 58-68.
  17. Балацкий Е.В., Верёвкин О.Л. “Бюрократическая модель” успеха российских экономических вузов”//Вестник РАН,2015,№10, с.922.
  18. Плетнева Т.В. Роль интеграции ресурсов вуза и организаций региона в области применения лин-технологий для развития социально-экономического потенциала Удмуртской Республики//В сборнике: Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». 2018. С. 153-156.
  19. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Методология и организационная культура повышения качества образования в вузе на основе теории бережливости в условиях развития экономики знаний // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №7. С. 298-322. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/v-glushchenko (дата обращения 15.07.2018). DOI:10.5281/zenodo.1312241.
  20. Карпов А.О. Основные теоретические понятия общества знаний //Вестник РАН, 2015, №9, с.812
  21. Цветков В.Я., Сигов А.С. Неявное знание: оппозиционный логический анализ и типологизация”//Вестник РАН,2015,№ 9, с.800.
  22. Матраева А.Д. Развитие креативности студенчества: управленческий аспект // Социодинамика. — 2017. – № 10. – С.25-36. DOI: 10.25136/2409-7144.2017.10.24304. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_24304.html.
  23. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления.– М.: Прогресс, 1965.-14 с.
  24. Алексеева И.Ю.  Научная философия как «культурная система» (О Владимире Николаевиче Ивановском и его идеях)// Вопросы философии, №11, 2012, с. 3-10.
  25. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Повышение качества образования на основе применения принципов бережливого высшего образования// Компетентность, 2018, № 2(153), с.24-26.
  26. Глущенко В.В. Продуктовая модель функционирования университетов в высшем машиностроительном отраслевом образовании // Kazakhstan Science Journal, 2019, № 10(11), т., с.  37-56  . https://sciencejournal.press/sj/article/view/121/111


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Глущенко Валерий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация