ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В статье представлены типы педагогических коллективов, стадии их существования, алгоритм взаимодействия руководителя и коллектива, а также подходы к управлению образовательными системами.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Жидков А.А., Гордеев К.С., Федосеева Л.А. Педагогический коллектив как объект управления // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2021/01/93841 (дата обращения: 08.12.2024).

В данном контексте коллектив представляет собой группу людей, являющихся работниками одной организации и связанных друг с другом решением определенных задач, общими целями, принципами взаимодействия, а так же сочетанием личных и коллективных групповых интересов. В составе коллектива принято выделять группы, то есть тех сотрудников, которые напрямую контактируют между собой; по общему делению, они могут быть формальными и неформальными. Разница состоит в том, что первые являются результатом инициативы администрации и числятся в качестве подразделения. Формальные группы, в свою очередь, делятся на типы:

1. Группа или команда руководителя, в которую входят непосредственно руководитель и его заместители.

2. Функциональное подразделение, объединяющее руководителя и соответствующих специалистов – работников службы, отдела, бюро и т.д.

3. Учебное подразделение (управленец и педагоги кафедры, методического объединения).

4. Ученый (педагогический) совет – главный совещательный орган.

Организация эффективного педагогического менеджмента требует учета стадий функционирования коллектива.

«Притирка». Коллектива как такового на данном этапе еще нет, так как все приглядываются друг к другу.

Конфликт. На этом этапе происходит оценка лидера, образование микрогрупп, выражение разных мнений, возможна борьба за власть, которая может привести к смене руководства или распаду коллектива.

«Результативность» (переход). Период роста потенциала, возможностей и энергии коллектива, когда он стремится к достижению наибольшего результата, в том числе посредством пересмотра плана действий и осуществления экспериментов.

«Эффективность» (успех) – группа становится опытной и успешной, а принадлежность к ней является поводом для гордости.

«Мастерство». На данном этапе легко взаимодействуют друг с другом, понимая важность каждого из них, и стремятся быстро разрешить возникающие разногласия.

«Старение». Приверженность коллектива к проверенным и эффективным некогда методам приводит к снижению результативности в условиях нового времени и на фоне более современных групп, что отрицательно сказывается на интересе и инициативе участников, которые все больше полагаются на руководителя.

«Смерть» – этап, сопровождающийся масштабными изменениями в организации, в том числе ее распадом, уходом членов коллектива по разным причинам, например смена лидера [2].

Взаимодействие руководителя и коллектива представляет собой не набор ситуативных действий, а четкий алгоритм

1. Ознакомление коллектива с целями предстоящей деятельности;

2. Постановка перед каждым участником определенных задач, необходимых для достижения поставленной цели.

3. Обеспечение всем необходимым нормального хода работы.

4. Определение норм, соблюдение которых должно привести к результату.

5. Установление ответственности, сроков.

6. Снабжение исполнителей необходимыми инструментами [1].

Каждое образовательное учреждение стремится к развитию своего коллектива. Перемены, происходящие в системе управления образованием, требуют модернизацию моделей поведения работников соответствующей области. Каждая из уровней образовательной системы претерпевает многочисленные изменения, что не может не сказываться на управленческой деятельности. Рациональное управление педагогическим коллективом напрямую влияет на качества образовательной деятельности и охватывает следующие действия:

- обеспечение условий, когда у преподавателей имеется возможность реализовать себя и быть довольными собственной деятельностью;

- обеспечение благоприятной психологической атмосферы;

- максимальная реализация преподавательского мастерства, опыта и потенциала педагогов;

- предоставление членам коллектива возможности удовлетворить их профессиональные потребности.

Управленческая деятельность требует учета психологических и личностных особенностей каждого из членов педагогического коллектива, поскольку методы управления не являются безусловно подходящими под каждого человека. Кроме того, важно помнить о большом влиянии на поведение людей не только внутренних мотивов и склонностей, но и внешних факторов.

Современное управление образовательными системами строится на следующих подходах:

1. Ситуационный подход, предполагающий учет разного рода возникающих ситуаций, в том числе неожиданных.

2. Системный – основывается на существовании единой системы требований и ценностей.

3. Личностно-ориентированный и индивидуальный подход, суть которого состоит в понимании ценности каждого отдельного сотрудника.

4. Постоянная работа над культурой организации, ее совершенствование за счет привлечения высококвалифицированных специалистов.

5. Демократический подход – разделение полномочий между руководителями и работниками разных уровней и учет их мнения [3].

Педагогический коллектив, обладая присущими подобным объединениям признаками, имеет свою специфику, что может привести к его перегрузке, угасанию интереса, снижению количества свободного времени и т.д. Управление коллективом образовательного учреждения – это важная деятельность, от которой зависит качество и эффективность работы организации и ее работников.


Библиографический список
  1. Ладик Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ДОУ // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href=”http://scienceforum.ru/2015/article/2015012827″>http://scienceforum.ru/2015/article/2015012827</a&gt; (дата обращения:  23.11.2020 ).</p>
  2. Львов Л.В. Педагогический менеджмент: учебное пособие.   -Челябинск: ЧГАУ, ЮУНОЦ РАО,  2008. –178с.
  3. Седова М.М. Управление педагогическим коллективом // Проблемы педагогики. 2018. №7 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-pedagogicheskim-kollektivom-1 (дата обращения: 23.11.2020).


Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: