Одним из наиболее актуальных вопросов современного педагогического образования является сложность подготовки выпускников к действительным условиям и реалиям профессиональной деятельности и образовательной практики. Данная общая проблема сводится к системе взаимосвязанных частных проблем, которые характерны педагогическому образованию в целом:
- сложность в использовании полученных знаний будущими педагогами;
- отсутствие структуры и целостности в представлении о профессиональной деятельности;
- несистемный подход в осуществлении практических задач в профессиональной деятельности педагогов;
- несостоятельность творческого компонента профессиональной подготовки педагога;
- неподготовленность педагогов к выработке собственных стратегий и тактик принятия решений в ситуациях профессиональной деятельности,;
- отсутствие целостной методологической базы педагогического образования, интегрирующей в себе наиболее продуктивные идеи, принципы, способы деятельности, на основе которой должна осуществляться комплексная, профессиональная подготовка педагогов [4].
Данные проблемы могут быть решены при условии, что будут использоваться систематизированные и оптимальные концептуальные подходы, которые будут соответствовать ведущим идеям, направлениям и принципам современного образования.
Теоретический анализ идей, существующих в современных теоретико-педагогических исследованиях, позволяет обозначить группы концептуальных подходов, в русле которых необходимо осуществлять модернизацию педагогического образования [2]. Рассмотрим каждый подробнее.
Деятельностный подход нацелен на решение таких актуальных для педагогического образования проблем, как соединение знания и действия, обеспечение практикоориентированности профессионального образования, усиление роли учащихся в образовательном процессе, повышение их активности, самостоятельности.
Компетентностный подход, интенсивно развивающийся в последнее время, предполагает формирование у выпускников педагогических вузов профессиональных компетенций, позволяющих им успешно решать насущные проблемы практической деятельности, проявлять такие востребованные у современного специалиста качества, как способность к работе в команде, инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Следует отметить, что уровень сформированности присущей учителю системы конкретных педагогических компетентностей является важнейшим показателем успешности педагогического образования. Вместе с тем, в рамках модернизации педагогического образования необходимо разработать не только идеологию формирования и развития у будущих педагогов и уже практикующих учителей системы педагогических компетенций, но и выработать систему их мониторинга [3].
Технологический подход реализуется при проектировании и организации педагогического образования, оценке его эффективности, разработке различных технологий обучения, приемов оптимизации процесса профессиональной подготовки учителя.
Когнитивный подход применяется при построении структуры и содержания педагогического образования, подготовке учителя к принятию решений в проблемных ситуациях профессиональной деятельности, придающий особую значимость и, соответственно, усиливающий роль интеллектуальной составляющей деятельности педагога.
Социокультурные подходы ориентируют систему педагогического образования на становление учителя как субъекта профессионально-педагогической культуры. В процессе профессиональной подготовки у будущих педагогов должны быть сформированы компетенции культурно-просветительской деятельности, позволяющие им реализовать функции транслятора общекультурных ценностей учащимся, содействовать становлению и развитию у них системы моральных принципов и приоритетов, приобщению к традициям, присущим данному обществу, выработать нормы социальной коммуникации.
Эвристический подход предполагает подготовку учителей к принятию решений в сложных, нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, в условиях неопределенности и неполноты информации, содействующий развитию креативного потенциала студентов-педагогов, продуктивности формируемого у них педагогического мышления. Ситуационный подход позволяет учесть динамику процесса подготовки учителя к профессиональной деятельности, конкретные условия сложившейся образовательной ситуации, выйти за границы неизменных, консервативных педагогических систем, описываемых абстрактными моделями.
Системный (целостный, комплексный) подход, широко применяемый в психолого-педагогических исследованиях, дает возможность осуществить систематизацию получаемых будущими учителями психолого-педагогических знаний, что позволяет сформировать у них целостное представление о человеческой личности, педагогической действительности, учебно-воспитательном процессе, комплексно подойти к решению профессиональных задач [1].
Актуализация интеграционных процессов в образовании и науке позволяет разработать систематизированные подходы, которые рассматривают наиболее целостное решение проблемы. Авторы комбинированных подходов разрабатывают инновационные методы и способы реализации поставленной цели, используя эмерджентные свойства системы.
Комплексная реализация обозначенных групп концептуальных подходов к организации и осуществлению педагогического образования позволяет решить актуальные проблемы подготовки учителя, обеспечить инновационность, комплексность, вариативность, динамичность, практикоориентированость профессиональной подготовки педагогических кадров, поднять ее на качественно новый уровень.
Библиографический список
- Никитина Н.Н.: Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: Мастерство, 2010. – 85 с.
- Сарсенбаева Б.И.: Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 179 с.
- Морева Н.А.: Технологии профессионального образования. – М.: Академия, 2013. – 301 с.
- Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2013. – 320 c.