СТРУКТУРА И НОРМЫ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муртузалиева Марьям Ахмедовна1, Гитинов Хаджимурад Халилулаевич2
1Дагестанский государственный аграрный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры права и бжд
2Дагестанский государственный аграрный университет

Аннотация
В статье исследуются виды понятий в нормах права. Рассматриваются вопросы применения классификаций понятий по объёму и содержанию, выработанных в логике, к нормам права в целом и к элементам её логической структуры, в частности. С этой целью автор обращается к учению о понятиях в логике и в специальной юридической литературе.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Муртузалиева М.А., Гитинов Х.Х. Структура и нормы права в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/09/93453 (дата обращения: 22.03.2024).

Исследование в любой области знаний начинается с определения понятийного аппарата этой отрасли знаний. Понятие — это форма логического познания, в которой отражаются существенные признаки предмета или явления. Понятие является одной из форм логического познания наряду с суждением и умозаключением, которые не существуют независимо друг от друга. Суждения строятся из определённых понятий, в свою очередь умозаключения включают в себя суждения (прежние, на основе которых создаётся новое суждение). В этом и кроется значение понятий, без которых невозможно построения ни одного суждения или умозаключения.

Юридическое понятие является выражением существенных сторон, свойств, признаков правового явления. Структурные элементы нормы права выражаются в тексте нормативных правовых актов при помощи тех или иных юридических понятий.

Понятия и его виды являются предметом изучения логики. В логике понятия классифицируются по объёму и содержанию. По содержанию выделяют четыре пары понятий:

- абстрактные и конкретные,

- относительные и безотносительные,

- положительные и отрицательные,

- собирательные и несобирательные.

Всякое понятие имеет содержание и объём. Содержанием понятия называется мыслимая в понятии совокупность существенных признаков. Совокупность предметов, мыслимая в понятии, называется объемом понятия. По объёму выделяют единичные, общие и пустые понятия [1, с. 35-37].

О единстве понятий в праве и логике говорит А.Ф. Черданцев: «с точки зрения логики, семантики понятия в сфере права ничем не отличаются от любых других понятий. Право и общество должны «говорить на одном языке». Поэтому искать у понятий, вовлеченных в правовую сферу, какие-то особенности – дело бесперспективное и ненужное» [2, с. 90]. Далее он пишет: «это относится и к чисто правовым понятиям, специфическим для правового регулирования, таким, например, как «право», «норма права», «субъективные права и свободы», «законность», «юридическая ответственность», «правосознание». Эти специфические понятия проникают в систему языкового общения всех сфер общества» [3, с. 83]. А.Ф. Черданцев подчёркивает, что понятия в праве не имеет никаких отличительных особенностей.

В качестве особенности юридических понятий можно выделить их специальный предмет. Юридический язык отличается большим числом сложных для понимания обычного гражданина понятий и терминов. И одно лишь их «проникновение в систему языкового общения всех сфер общества» ещё не говорит о том, что любой человек способен к понятийному осмыслению правовых категорий и терминов посредством выделения их существенных признаков. Но эта особенность предмета понятий в нормах права никаким образом не подрывает дефинитивное или смысловое единство юридических понятий с понятиями в логике, которое как уже было сказано выше заключается в отражении ими существенных признаков, сторон предмета. Поэтому классификация понятий, которая даётся в логике, должна быть применима и к праву. Поскольку право, как писал А.Ф. Черданцев, — это логико-языковой феномен и юридические конструкции имеют логико-языковую природу и представляют собой модели общественных отношений или их отдельных элементов, урегулированных правовыми нормами.

Однако в юридической литературе не всегда используются понятия в соответствии с терминологией логики. Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько выделяют по характеру содержания абстрактные (определяют условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные гипотезы (частные, специальные условия действия норм права), то есть в соответствии с терминологией логики [4, с. 281]. Но они подразделяют диспозиции по способу описания на простые, содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, и описательные, которые в свою очередь содержат признаки правомерного либо противоправного поведения. Однако такие виды понятия, как простые и описательные, в формальной логике не выделяются.

В юридической литературе не обнаруживается классификация диспозиций норм права с разделением их на два вида: абстрактные и конкретные. Диспозиция и гипотеза нормы права имеют между собой внутреннюю, неразрывную связь. Классификация на абстрактные и конкретные только гипотез противоречит характеру отношений между гипотезой и диспозицией, основанных на их взаимосвязи и взаимозависимости. Права, обязанности, запреты, содержащиеся в диспозиции нормы права, возникают только в тех случаях, которые предусмотрены гипотезой нормы права, на основе определённых понятиями юридических фактов. В свою очередь действия, составляющие содержание диспозиции, являются видом юридических фактов, порождающих диспозиции. Таким образом, для упорядочения юридической терминологии применительно ко всем элементам нормы права необходима терминология о понятиях, разработанная логикой.

Точность терминологии о понятиях необходима для правильного определения обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делу, состав которых определяется видом понятия. Главное значение имеет деление понятий на абстрактные и конкретные.

Конкретные понятия — это такие понятия, в котором мыслится отдельный предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельное существующее [5, с. 38]. К их числу относятся, например, дом, свидетель, прокурор, судебное заседание, Уголовный кодекс и др. Нормы, выраженные с помощью конкретных понятий, как правило, вызывают меньше сложностей в определении обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию.

Абстрактные понятия — это такие понятия, в которых признаки и отношения мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «смелость», «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Понятия неравенство, посредничество, сходство, тождество и др. отражают определённые отношения между предметами.

В качестве примера обратимся к такому абстрактному понятию в нормах права, как разумность. Н.А. Власенко в монографии «Разумность и определенность в правовом регулировании» пишет: «разумность как способ перехода от неопределенности к определенности правовых установлений не существует сама по себе, она должна наполняться содержанием от реальности, например, это может быть оптимальность, заботливость, лояльность, соотношение или сбалансированность интересов» [6, с. 47]. Например, в соответствии с п. 1 ст. 71 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»:       «Члены совета директоров общества, единоличный исполнительный орган общества при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно» [10]. Установление в деле соответствующих абстрактному понятию фактов требует значительных усилий


Библиографический список
  1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие. М.: Омега-Л. 2013. С. 35-37.
  2. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. М., 2012. С. 90.
  3. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. М., 2012. С. 228. (Цитата по Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании. М., 2015. С. 83.).
  4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юрист. 2005. С. 281.
  5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник. М.: Проспект. 2009. С. 38.
  6. Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании. М., 2015. С. 47.
  7. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // Российская газета. № 248. 29.12.1995.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Tagir»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация