На сегодня современное общество характеризуется сложным внутренним развитием, которое обусловлено как наличием позитивных сдвигов, так и актуализацией факторов, приводящих к негативным изменениям в эмоционально-личностной сфере индивида, личностным деструкциям и блокированию личностного роста. Такие условия позволяют увидеть и осознать особую значимость изучения эмоционального состояния личности, которые возникают в результате перегрузок и стрессов вследствие интенсивной работы с большим количеством людей, страдающих от самых различных личностных, физических и социальных проблем, что согласно представлениям современной психологии составляет сущность феномена «эмоционального выгорания» и является одной из разновидностей эмоционального стресса [1].
Теоретические и эмпирические исследования эмоционального выгорания широко представлены как в отечественной, так и зарубежной науке: А.К. Маркова, Т.В. Форманюк, В.В. Бойко, Н.В. Гришина, М.А. Аминов, Л.M. Митина, В.Е. Орел, A.A. Рукавишников, М.В. Борисова, М.Ю. Горохова, A.B. Козлова, О.Н. Доценко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, И.А. Курапова, Т.А. Ушакова, В.Н. Феофанов, Е.В. Шеметкова, Т.В. Муращенко, R. Schwarzer, A. Koustelios, R.P. Hastings, Bham [4]. Такая заинтересованность проблемой синдрома эмоционального выгорания связана с тем, что большинство профессий современного мира подвержено нервно-психическим нагрузкам.
Термин «выгорание» впервые был предложен американским психиатром Фреденбергером в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. По мнению Г.Фрейденберга, к личностным особенностям, приводящим к «выгоранию» относится эмпатия, мягкость, гуманность, увлеченность, идеализация, интроверсия, фанатичность. [2]. Российский исследователь В.В Бойко дает определение эмоциональному выгоранию как выработанному личностью механизму психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [3].
В целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса создаются центры социальной помощи семье и детям.
В центре работают специалисты разного профиля: воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, логопеды, тифлопедагог, сурдопедагог и др. Наличие данных специалистов позволяет составить полную характеристику психологического, физического и нравственного здоровья воспитанников, микроклимата их семьи, установить причины имеющихся проблем и предложить необходимые виды психолого-педагогической и социальной помощи.
Специфика деятельности специалиста, осуществляющего работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, заключается в том, что помимо определенных профессиональных знаний и умений, педагог должен обладать рядом личностных характеристик [4]. Личностные характеристики специалиста включают в себя две стороны:
1) объективная сторона – знания и умения, которые необходимы для осуществления коррекционной и реабилитационной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2) субъективная сторона – личностные качества и особенности.
Для того, чтобы реализуемая специалистом деятельность по работе с детьми была успешной, он должен обладать разносторонними и глубокими знаниями и компетенциями, которые включают в себя: специальные знания об особенностях развития ребенка как личности; знания о требованиях, предъявляемых обществом к развитию и становлению человека; знания об индивидуальных и возрастных особенностях личностного и психического развития ребенка, нормы и патологии развития; знания особенностей межличностных отношений и оказываемое ими влияние на развитие личности ребенка; знания о методах, способах, приемах и технологиях коррекционной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; обладание педагогическим мастерством и интуицией.
Специалист, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья должен не просто обладать указанными знаниями, но и уметь применять их на практике. Большое влияние на деятельность специалиста и его взаимоотношения с детьми оказывают особенности его характера. Спецификой характера специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является его эмоциональная реакция на действия и поведение детей.
Таким образом, в основе специфики деятельности специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, лежат не только специальные профессиональные знания и умения, но и обязательное наличие у работника ряда личностных характеристик.
Профессиональному выгоранию особенно подвержены специалисты учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, которым свойственно чрезмерное стремление быть замеченным или наоборот незаметным, желание делать всё очень хорошо или не стараться вовсе [4]. Риску профессионального выгорания подвергаются и те, у кого часто возникают мысли о том, как несправедливы к ним окружающие: недооценивают их трудовые заслуги. Развитию эмоционального выгорания специалистов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах. Одним из ключевых факторов риска появления синдрома эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья можно назвать заниженную самооценку, а также сниженное чувство собственного достоинства.
Ключевую роль в формировании и развитии синдрома эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья может сыграть неэффективный стиль руководства, проявляющийся в частых директивных указаниях, повышенной требовательности к сотруднику, а также работа в режиме постоянного дефицита времени [5].
Профилактика эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации. Условиями успешной профилактики считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Формами профилактической работы, в зависимости от ее вида могут быть: информирование, просвещение, создание социокультурной среды, активное социальное обучение социально-важным навыкам, устойчивости к негативному социальному влиянию, активизации личностных ресурсов.
Учитывая значимость эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности специалистов социальных учреждений, логично предположить, что необходима своевременная работа по профилактике эмоционального выгорания специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью нашего исследования было изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Базой исследования послужило ГБУ НО «ЦСПСД г.о.г. Кулебаки». В исследовании приняли участие сотрудники центра социальной помощи семье и детям в количестве 20 человек. Возраст испытуемых от 25 до 47 лет. Среди испытуемых социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по социальной работе, воспитатели, инструкторы по труду, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог. Стаж работы в занимаемой должности варьируется от 1,5 лет до 15 лет.
Для нашего исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тест «Интегральная удовлетворенность трудом» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.); опросник «Диагностика мотивационно-потребностной сферы» (А.Джексон); опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой);
- методы количественной и качественной обработки данных.
При подборе методик учитывалось их соответствие возрастным особенностям испытуемых, а также то, насколько полно данные методики могут осветить различные аспекты эмоционального выгорания.
Проведенное исследование с использованием теста «Интегральная удовлетворенность трудом» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) дало следующие результаты:
- высокий уровень удовлетворенности трудом выявлен у 3 человек (15%);
- средний уровень удовлетворенности трудом имеют 7 специалистов (35%);
- низкий уровень удовлетворенности трудом выявлен у 10 работников учреждения (50%).
Анализ полученных результатов говорит о том, что у специалистов учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья низкая удовлетворенность собственной деятельностью, что говорит о потере интереса к работе, неудовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, низким уровнем притязаний в профессиональной деятельности, неудовлетворенности условиями труда, сниженной профессиональной ответственности. Данные показатели свидетельствуют о высоком уровне эмоционального выгорания в коллективе.
На следующем этапе исследования был использован опросник «Диагностика мотивационно-потребностной сферы» (А.Джексон). Данная методика состоит из 11 шкал, которые характеризуют мотивационно-потребностную сферу специалистов. Исследование дало следующие результаты. У 5 специалистов (25%) выявлен высокий уровень потребности в достижении, личность ориентирована на особые достижения, готова много работать и предпринимает усилия для достижения довольно высоких целей; у 8 сотрудников (40%) выявлен высокий уровень агрессии, склонен к конфронтации и спорам, готов мстить, при достижении своей цели не считается с другими; у 4 специалистов (20%) выявлен высокий уровень выдержки, упорен и настойчив в работе, готов много взваливать на себя, готов к монотонной работе; у 5 человек (25%) выявлен высокий уровень потребности привлекать к себе внимание, хочет быть в центре внимания, охотно заставляет себя слушать; у 9 сотрудников (45%) выявлен высокий уровень избегания риска, стремится к максимальной личной безопасности, избегает риска, опасается физических травм; у 6 специалистов (30%) выявлен высокий уровень готовности к помощи, охотно идет на помощь другим, заботится о слабых, больных; у 6 человек (30%) выявлен высокий уровень потребности в порядке, старается держать все в порядке, отвергает все незапланированное; у 11 сотрудников (55%) выявлен высокий уровень ориентации на игру, много времени проводит в разговорах, склонен к свободному времяпровождению, много действий совершает ради шутки; у 12 специалистов (60%) выявлен высокий уровень потребности в социальном одобрении, делает ставку на хорошую репутацию, заботится о корректности своего поведения, ведет себя аристократически; у 10 человек (50%) выявлен высокий уровень потребности в поддержке, часто обращается за советом, легко перекладывает ответственность на других; у 6 сотрудников (30%) выявлен высокий уровень общей заинтересованности, стремится узнать как можно больше, ценит знания, проявляет интерес к ходу размышлений.
Анализ полученных результатов говорит о том, что у работников мотивационно-потребностная сфера представлена преобладанием следующих мотивов: потребности в социальном одобрении, ориентации на игру и потребности в поддержке. Данные показатели свидетельствуют о низкой мотивированности сотрудников, отсутствии профессиональных мотивов деятельности, следовательно, о наличии эмоционального выгорания в коллективе.
Таким образом, анализируя данные по всем методикам, можно сделать вывод о том, что у респондентов преобладает низкая удовлетворенность собственной деятельностью, что говорит о потере интереса к работе, неудовлетворенности достижениями в работе, взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, низким уровнем притязаний в профессиональной деятельности, неудовлетворенности условиями труда, сниженной профессиональной ответственности. Мотивационно-потребностная сфера представлена преобладанием следующих мотивов: потребности в социальном одобрении, ориентации на игру и потребности в поддержке. Большинство сотрудников социального центра в настоящий момент не видят, что благодаря своей работе они уже сделали в жизни много действительно ценного, не все имеют много планов на будущее и верят в их осуществление, не всегда удается спокойно справляться с эмоциональными проблемами. Данные показатели свидетельствуют о высоком уровне эмоционального выгорания в коллективе.
Следовательно, возникает необходимость разработки и проведения программы преодоления эмоционального выгорания у специалистов учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографический список
- Абульханова-Славская, К.А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы; под ред. Б.Б. Коссова. – М., 1993. – С. 33-43.
- Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Речь, 2001. – 198 с.
- Василевская Е.А., Психологическая поддержка педагогов в состоянии эмоционального выгорания, тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07
- Иванова, Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [электронный ресурс] / Е.О. Иванова // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 30 сент. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm.
- Кулакова С.В. Специфика проявлений синдрома эмоциональноговыгорания у практикующих психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 1. С. 80–89.