С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Для начала разберем, что такое адаптация. Адаптация – от лат. «приспособляю» – это процесс приспособления организма к новым условиям. Адаптация – это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании или приспособлении к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям [2, с. 135].
Приспособление ребенка к новым условиям существования происходят на разных уровнях:
- физиологическом;
- социальном;
- психологическом.
Любая адаптация к новым условиям жизни или деятельности, всегда влечет за собой большой расход не только душевных сил, но и физических. Чем младше люди, тем меньше у них социальный опыт, поэтому и напряжение при попадании в новые условия выше.
Психологическая готовность к обучению является следствием развития ребенка во время дошкольного детства. Это есть то оптимальное соответствие личности и окружения, которое позволит удовлетворить познавательные потребности. Поэтому, важно заняться формированием психологической адаптации постепенно уже в старшем дошкольном возрасте, что позволит ребенку легче реализовать значимые цели, обеспечить свою учебную деятельность в школе и соответствовать нормам поведения.
Таблица 1 – Участники процесса адаптации
Семья |
Образовательное учреждение |
Воспитанники старших групп |
Родители, дедушки, бабушки, братья и сестры, сам ребенок |
Воспитатель, помощник воспитателя, педагог-психолог, учитель-логопед, старший воспитатель, заведующий |
Старшие братья и Сестры, «добровольцы» – дети старшего дошкольного возраста |
Различают три степени адаптации ребенка к дошкольному учреждению:
- 1-16 дней – легкая адаптация;
- 16-32 дней – адаптация средней тяжести;
- 32- 64 дней тяжелая адаптация [1, с. 54].
Любой ребенок, попадая в новый коллектив, хочет выстроить общение и взаимоотношения таким образом, чтобы заслужить признание, как со стороны сверстников, так и со стороны воспитателей. Если у него этого не получается, то возникает достаточно серьезная проблема, которая может в дальнейшем повлиять на весь процесс обучения и успеваемости. Поэтому все педагоги должны направлять усилия на то, чтобы у каждого ученика в процессе обучения в начальной школе сформировались не только интересы к учебному процессу, но и помочь детям развить правильную социальную деятельность в коллективе. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для личностного развития каждого ребенка. Так же необходимо обратить внимание на то, что неправильная социализация детей, так же вытекает из того, что сейчас во многих семьях снижено воспитательное влияние со стороны родителей.
Адаптировать детей без помощи и поддержки родителей просто не может быть. Педагоги тесно общаются и ведут работу не только с детьми, но и с их родителями. Институт семьи – это первая ячейка нашего общества. Именно семья и семейные отношения – ядро каждой образовательной программы.
Библиографический список
- Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. Под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. – 2017. – 411 с.
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь. – 2003. – 216 с.