Становление информационного общества в России в начале ХХI в. обусловило изменения социальной жизни сельского общества. Трансформация общественных отношений привела к интенсивной деградации нравственности, изменению стиля жизни и устройства социально-бытовых условий, а также к формированию различных субкультур. Результатом такого ментального надлома, культурной дезориентации и разрушение целостности общества стала маргинализация. Понятие «маргинализация» широко используется во всех современных общественных науках [1].
Слова «маргинальность» и «маргинализация» произошли от латинского слова «margo», которое в переводе означает «граница», «окраина». К социологии, философии и других науках сложились различные точки зрения на понятие «маргинальность».
С точки зрения философии, маргинальность – это понятие, которое традиционно используется в социальной философии для описания и анализа пограничного положения личности по отношению к социальной группе или обществу в целом и характеризует специфичность различных культурных феноменов, которые в свою очередь противоречат общей рациональной картине мира или не списываются в современную парадигму. При этом на психику человека и его образ жизни накладывается характерный отпечаток. Философское понятие описывает специфичность всех существующих различных культурных феноменов, в том числе асоциальных или антисоциальных, которые развиваются вне рациональности, не вписываются в существующую парадигму мышления и создают множество парадоксов в развитии общества [2].
С точки зрения социологии, маргинальность – это тяжелая форма невроза, которая непосредственно связана с кризисом идентичности личности в обществе и идентификации самого общества в целом. Маргинальными признаками являются устойчивое ощущение неуверенности, тревоги, беспомощности. Они напрямую обусловлены сложившимся противоречием между внутренними установками индивида и постоянно меняющейся и формирующейся социальной средой. Человек с традиционным типом сознания испытывает сильнейший стресс. Не находя поддержки и понимания, маргиналы все утрачивают реальность мировосприятия [7]. В современных условиях наиболее известными и стихийными становятся такие виды маргинализации как профессиональная, этническая, вынужденная и экологическая. Основываясь на множестве критерий и признаков, существует множество видов маргинальности: по территориальному, социально-демографическому, социобиологическому, образовательному, профессиональному, социокультурному, экологическому признакам [5].
С точки зрения культурологии, маргинальность – это возникновение маргинальных субъектов, которые при любом изменении или взаимопереходе структур могут показать свою пограничную природу. Маргинальность – это стремление к новому, отрицая всевозможные культурные стереотипы, табу и запреты [8].
Трансформация человека маргинального строится из трех этапов: 1) индивид не осознает, что происходит в обществе, что его жизнь охвачена конфликтом; 2) индивид начинает переживать конфликт осознанно, тем самым становится маргиналом; 3) индивид начинает приспосабливаться к ситуации, и не важно успешны ли это попытки или нет. Э. Стоунквист выделил, что для маргинала свойственны такие качества как честолюбие и эгоцентричность. Таким образом, существует 3 модели поведения: 1) стабилизирующая («нулевая»), направленная на сохранение социального статуса; 2) рецессивная, ориентированная на отрицательное значение (менее оплачиваемую работу, менее престижное жилье и т.д.); 3) доминантная ориентированная на положительное значение (более оплачиваемую работу, более престижное жилье и т.д.) [9].
Проблема маргинализации впервые была поставлена в связи с процессами миграции и урбанизации в 30-е годы 20 столетия. На сегодняшний день социальные изменения происходят часто и постоянно. Впервые в социологии проблема маргинальности была представлена в работах Георга Зиммеля. Роберт Эзра Парк стал первым ученым, который в своих работах «Личность и культурный конфликт», «Культурный конфликт и маргинальный человек», «Человеческая миграция и маргинальный человек» использовал сам термин «маргинальный человек». Этот термин был использован с цель выявления психологических и социальных последствий неадаптации мигрантов к новым социально-бытовым условиям жизни – маргиналов. Р. Парк, введя в 1928 году данное понятие «маргинальность», имел в виду социально-психологическое состояние иммигрантов. В его понимании маргинальность была связана с сомнениями индивида относительно своей личной ценности, с неопределенностью дружеских связей, боязнью быть отвергнутым, склонностью избегать сложных ситуаций, застенчивостью, одиночеством. Маргинальность рассматривалась как побочный продукт аккультурации в процессе взаимодействия двух культур [1].
Маргиналы – это индивиды, которые находятся на границе двух культур и балансируют между доминирующей общественной группой и их исходной группой. В России о маргинальности заговорили в начале реформ, когда термин употреблялся с негативным оттенком, так как маргинальность отождествляли с антиобщественными объединениями и измененной системой ценностей. За последние годы значение термина «маргинальность» в отечественной литературе изменилось, так как исчезло негативное отношение к этому понятию. В отечественной социологии маргинализацию как процесс изучали E.H. Стариков, И.П. Попова, З.Т. Голенкова и Е.Д. Игихтанян [8].
Современное общество России является транзитивным, посткризисным обществом, в котором присутствует повышенный уровень маргинализации. Маргинализация – это процесс вытеснения индивидов или целых социальных групп за рамки существующей жизни общества в результате социальных, экономических и политических изменений. В категории, которые в большинстве случаев подвергаются этому процессу и выполняют ключевые роли, входят эмигранты, мигранты, этнические меньшинства, молодежные субкультуры, малоимущие, инвалиды, то есть категории, которые находятся на «окраинах» в культурной системе общества и обладают амбивалентностью ценностей и способные к адаптации. Маргинализация – это явлением, имеющее как положительные, так и отрицательные черты, происходящее в определенном временном или территориальном ограничении. Под влиянием множества факторов в современном мире этот процесс ускоряется, усложняется и становится весьма интенсивным [6].
В настоящее время в обществе происходит распад социальных связей, размывание базовых норм и структур целого, а некоторые нормы оказываются в противоречии друг с другом. Мировоззрение становится временным, ситуативным, множится индивидуальными представлениями [10].
Негативными эффектами маргинализации являются: конфликтогенность, деформация и дестабилизация социальной структуры общества. Ключевым негативными последствием маргинализации в сельской местности России является нисходящая социальная мобильность, т.е. движение вытеснением населения вниз по социальной иерархии, на так называемое «социальное дно». Маргинализация у жителей сельской местности происходит как на объективном уровне (под воздействием внешних причин), так и на субъективном уровне (под влиянием самооценки и социального положения) [6].
Но несмотря не негативные факторы, маргинализация как неоднозначный процесс может иметь и положительные факторы. Так, маргиналы рационально видят действительности, умеют производить отбор культурных ценностей и адаптировать существующие социальные структуры к вызовам современности, тем самым увеличивая творческий потенциал.
Маргинализация села как процесс интенсифицируется за счет глобализации и информатизации. Глобализация приводит к повышению количества мигрантов, которая приводит к разрушению или значительному изменению сложившегося социально-бытового строя села. Информатизация села путем распространения Интернет-культуры. Неограниченный ин неконтролируемый объем информации (в большей степени недостоверной) размывает пространственные границы и способствует распространению лжеценностей [4].
«Социальное дно» сельского общества достаточно молодо, но криминогенно, включает в себя больше мужчин, чем женщин, представлено, уголовниками, беспризорными, алкоголиками, наркоманами. Выше «социального дна» в селе стоят безработные, среди которых мужчин по количеству также больше. Нормальные маргиналы – это социальная группа, которая стремится преодолеть все трудности, сохранить социальный статус и улучшить социально-бытовые условия проживания. Данная группа жителей села является опорой и примером для остальных социальных групп и отвечает за стабилизацию сельского общества, его адаптацию к новым потребностям общества [10].
Современное российское село является сферой массовой и застойной бедности. Несмотря на стабилизацию экономики, бедность как основная характеристика стала снижаться, но очень медленно. В особенно тяжелой ситуации находится социокультурная сфера сельской местности. За счет сокращения финансирования, реформ в сфере политики, медицины и образования создаваемый в течение многих десятилетий потенциал сельских школ, детских садов, больниц, амбулаторий, досуговых центров, библиотек сокращается из года в год. За 1991-2003 годы село потеряло 19,8 тысячи детских садов (49%); 8,2 тысячи начальных и основных школ (27,5%); 15,6 тысячи досуговых центров (клубов) (25%); 1,8 тысячи участковых больниц (38%); 4,3 тысячи библиотек (4,3%); 9 тысяч почтовых отделений (10%). В процессе маргинализации сельские жители меньше всего полагаются на органы федерального, регионального и местного управления. Преодолеть трудности людям помогают родственные и дружеские связи и поддержка.
Слабое местное управление и низкая самоорганизация, приводя в тому, что такие качества как замкнутость, некоммуникабельность, скрытость становятся характерными для всех жителей сельской местности. Вместе жители сельской местности действуют лишь при решении вопросов, связанных с благоустройством территории (44,7%) и при оказании помощи соседям, оказавшимся в трудной ситуации (47,3%). Основное значение для жизненного успеха имеют: личные трудовые усилия (51,6%), наличие стартового капитала (48,7%), высокая профессиональная квалификация (39,3%) и предприимчивость (38,5%).
Сельская местность всегда была более религиозной, чем город. Это способствовало сохранению нравственных принципов и устоев. На современном этапе преобладающая часть населения села (55%) считает себя верующими. Тем не менее, маргинализация как процесс привела к изменению морального облика и исторически сложившихся устоев сельского общества. Воровство как один из ключевых факторов маргинализации можно объяснить исторически сложившимся отождествлением коллективной собственности с личной, задолженностью многих работодателей перед работниками, разрушение хозяйства, отсутствием перспектив [5].
Другим распространенным фактором маргинализации является пьянство, которое особенно обострилось после экономического упадка и кризиса. Причинами алкоголизма сельских жителей являются безысходность, распущенность, нежелание работать, лень, доступность алкоголя, самогоноварение, человеческое безразличие. Наркотики являются также ключевой проблемой сельской местности. Доступность наркотиков, их распространение и изготовление сделали этот вид зависимости перспективной негативной проблемой сельских жителей. При этом, данной зависимости подвержены различные возрастные группы.
Специфика маргинализации сельского общества, как и всего общества в целом, обусловлена историческими, социально-экономическими, правовыми, культурными и территориальными факторами, которые можно разделить на 2 группы по способу их влияния:
1) приводящие к реализации негативного потенциала маргинализации (социально-экономические, исторические, правовые);
2) приводящие к реализации как негативного, так и позитивного потенциала маргинализации (культурные, территориальные).
Маргинализация в современном селе реализует преимущественно свой негативный потенциал, что приводит к нарастанию конфликтогенности, социальной напряженности, разобщенности населения и деформации общественной структуры.
Среди исторических процессов маргинализации села можно выделить множество социальных потрясений, перенесенных в течении XX века, отсутствие опыта управления кризисным обществом, перестройка экономики, борьба за власть, передел собственности, изменение системы ценностей населения, миграции населения, распространение паразитарно – иждивенческой модели поведения сверху вниз. Социально-экономическими факторами маргинализации села являются постоянно возрастающая поляризация населения по уровню доходов, бедность, безработица, малочисленность среднего класса, отсутствие средне-специального и высшего образования, алкоголизм, наркомания. Среди правовых факторов, можно выделить высокий уровень криминализации общества, недостаточную разработанность нормативно-правовой базы, процветающая преступность среди несовершеннолетних, хулиганство и вандализм. Среди культурных факторов современного сельского общества можно отметить многонациональность и множественность религиозных конфессий [6].
Учителя сельских школ являются частью социальной сельской среды, одновременно оказывают на нее влияние и поддаются влиянию сельского социума. Отличительной чертой сельской школы является единство учителей и детей (как учеников, так и детей самих педагогов). Однако семьи учителей не находятся под особенной защитой государства. У учителей сельских школ отсутствуют возможности дополнительного заработка (как профессионального, так и непрофессионального), а это означает низкий уровень доходов, отсутствие накоплений, отсутствие собственного жилья, сокращение социальных возможностей и перспектив [5].
Таким образом, маргинализация сельского общества – это быстроразвивающийся процесс, который напрямую влияет на весь процесс жизни села, определяет его дальнейшее развитие и формирует потребности общества села. Более того, маргинализация оказывает значительное влияние на реализацию и организацию образовательного процесса при выборе методических приемов, методов и технологий, материалов, технических средств и компьютерных технологий, программ обучения и воспитания, что напрямую влияет на качество образования в сельской школе. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-31-27001
Библиографический список
- Абрамова М.А. Маргинальность как социокультурный феномен // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2006. Т. 4. вып. 1. С. 86-91. ISSN 1818-7919. – С. 86-91.
- Абрамсон Б. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 158-166.
- Башалханов И.А., Башалханова Л.Б., Веселова В.Н., Корытный Л.М. Социальные проблемы жизнедеятельности населения Восточной Сибири. На примере Бурятии и Саха (Якутия) // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 32-40
- Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009. №1. – С. 33-42
- Бондаренко, Л.В. Сельская Россия в начале XXI века (социальный аспект) // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 69-76
- Голенкова 3 Т, Игитханян Е Д, Орехова И М, Горина Т. И. Новые слои в социальной структуре российского общества // Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 97-123.
- Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка груда // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 52-62
- Иванова М.С. Маргинальные группы в современном российском обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2010. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marginalizatsiya-i-ee-dinamika-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 02.10.2019).
- Иванова М.С. Анализ процесса маргинализации в современном обществе // Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hses-online.ru (дата обращения: 30.09.2019).
- Попова И.П. Новые маргинальные группы в Российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. –1999. – №7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.isras.ru/publ.html?id=1259 (дата обращения: 30.09.2019).
- Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры Российского общества // Социологические исследования. 2004. №8. С.27-35.
- Статистика в образовании // Режим доступа: https://vawilon.ru/statistika-obrazovaniya (дата обращения 11.10.2019 г.).