О ВОПРОСАХ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Бердникова Карина Эрфановна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина

Аннотация
В статье рассматривается понятие «конфликт интересов» в сфере государственной гражданской службы, его сущность и ситуации, происходящие в данном правовом поле. Подробнее рассматривается вопрос деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бердникова К.Э. О вопросах конфликта интересов на государственной гражданской службе // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/08/93008 (дата обращения: 15.03.2024).

На сегодняшний день принято считать, что проявление коррупции сосредоточено по большей части в сфере государственного управления, поскольку главная цель этого явления – получение экономической прибыли. Еще французский мыслитель Ш. Монтескье говорил о том, что «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Стоит допустить, что появление коррупции может быть обусловлено существованием недоработок в законодательстве, которое регулирует конфликты интересов.

Вступивший в силу ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ввёл новое понятие, ранее не использованное, которое на правовой основе закрепляет институт разрешения конфликтов интересов. Это, в свою очередь, побудило к созданию условий, необходимых для исполнения своих обязанностей гражданскими служащими, а также обеспечило доверие общества к государственным институтам в целом.

Нельзя не сказать о том, что создание подобного института вызвано частыми правонарушениями со стороны должностных лиц в сфере государственной службы.  Само понятие «конфликт интересов» берет свое начало в Концепции реформирования системы государственной службы. На сегодняшний день определение конфликта интересов нам дает Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции». В нем указывается, что это «ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)». Его можно определить как возникновение ситуации, когда происходит конфронтация личной заинтересованности и должного исполнения возложенных обязанностей служащим, что в результате приводит к ограничению законных интересов граждан.

Под данное определение попадает множество ситуаций, которые могут возникнуть при исполнении обязанностей государственным служащим. В виду вариативности личной заинтересованности, классификацию ситуаций составить достаточно сложно.

Обращаясь к сведениям Минтруда России, можно выделить основные примеры ситуаций, в которых есть большая вероятность возникновения конфликта интересов:

-осуществление управленческих функций в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность;

-выполнение иной оплачиваемой работы;

-владение банковскими вкладами, ценными бумагами;

-нарушение установленных запретов (использование служебной информации и др);

-получение услуг или подарков и др.

Таким образом, можно увидеть, что подобные ситуации оказывают большое влияние на характер и личные предпочтения государственного служащего. Наделенность определенными полномочиями перерастает в личную заинтересованность, в результате чего мы видим использование государственной власти в корыстных целях; служба в интересах общества заменяется тем, что общество оказывается в обслуживании государственного аппарата. Большему проявлению таких ситуаций способствует понижение влияния закона как основного рычага воздействия на граждан, низкая правовая грамотность населения, которая является следствием повышения коррупционных действий.

Поскольку должностные обязанности возлагаются на служащих для непосредственного осуществления функций и задач государственных органов, то прямое выполнение обязанностей обеспечивает достижение высокого уровня служебной деятельности и успешное выполнение всех общественно полезных целей. Законодательно закреплены обязанности гражданского служащего, которые необходимо  исполнять в соответствии с регламентом и с соблюдением законных прав и интересов граждан и организаций; необходимо сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. В данном случае мы видим, что возможность причинения ущерба интересам граждан, организаций и общества состоит в прямой зависимости не от личной заинтересованности служащего, а от недобросовестного исполнения им своих должностных обязанностей.

Основной задачей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулировании конфликтов интересов является обеспечение соблюдения ограничений и требований государственных служащих о предотвращении конфликта интересов.  Нормы о порядке и условиях создания в государственных органах комиссий по урегулированию конфликта интересов впервые вводятся на уровне федерального закона. До этого понятие комиссии по урегулированию конфликта интересов можно было увидеть только в подзаконных актах. Однако позднее Указом Президента РФ от 24 ноября 2003 г. N 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» было установлено, что при Совете создана комиссия по урегулированию конфликта интересов. В Указе также говорится об общих положениях и о порядке деятельности данной комиссии.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В статье указываются требования к составу комиссии, которые должны состоять из [1]:

- представителя нанимателя и (или) уполномоченного им гражданского служащего;

- представителя соответствующего органа по управлению государственной службой;

- представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. При этом число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Такой состав комиссии позволяет обеспечить объективность, справедливость и честность проводимой процедуры, знание важной информации при разрешении сложившейся ситуации, независимость экспертизы.

Все ситуации, которые возникают в ходе конфликта интересов, можно разделить три группы [3]:

1. Возникновение конфликта интересов при правомерном извлечении дохода.

Ч. 2 ст. 14 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», позволяя гражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, ставит условие – выполнение такой работы не должно повлечь за собой конфликт интересов.

В эту группу также включаются обязанности служащего передать принадлежащие ему приносящие доход ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в случае, если владение ими может привести к конфликту интересов. В данном случае указанная норма вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).

2. Возникновение конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей.

Эта группа включает обязанность гражданского служащего в целях избежания конфликта интересов сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 79).

Сюда же следует включить и запрещение гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в период замещения им указанной должности в целях исключения конфликта интересов представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе государственного органа.

3. Возникновение конфликта интересов при формировании состава комиссий.

К этой группе можно отнести требования к формированию состава комиссии по урегулированию конфликтов интересов, конкурсной и аттестационной комиссий таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые этими комиссиями решения.

При возникновении подобных ситуаций, главная обязанность представителя нанимателя, которому стало известно о возникновении личной заинтересованности у служащего, – принятие мер по предотвращению и урегулированию данного конфликта. Если конфликт все же имеет место быть, то представитель нанимателя имеет право отстранить от замещаемой должности гражданского служащего в период урегулирования конфликтов; он отстраняется на время до выяснения обстоятельств, которые стали основанием для данного отстранения. Такое решение является крайней мерой в случае отсутствия иных возможных мер для предотвращения конфликта.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что в процессе осуществления своей деятельности гражданским служащим, он должен в первую очередь оценивать ситуации и свои действия, а также условия, способные негативно влиять на выполнение своих обязанностей. Следует помнить о том, что ситуации, создающие конфликт интересов, прежде всего снижают авторитет государственных органов и властных институтов в целом, которые ставят под сомнение непредвзятость и честность государственного служащего. В отношении чиновников встает их необходимость знать и соблюдать свои права и обязанности, а также требования, предъявляемые к служебному поведению гражданского служащего.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  2. Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. N 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией»
  3. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования.2019/ URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/1 (Дата обращения 05.08.2020)
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бердникова Карина Эрфановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация