ДРЕВО ЖИЗНИ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Вакулик Ирина Ивановна
Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и языковой коммуникации

Аннотация
В работе рассмотрена аналогия между «древом жизни» и современными памятными деревьями, которые в современных мегаполисах порой теряются вследствие человеческого невнимания и городской суеты.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Вакулик И.И. Древо жизни: взгляд сквозь время // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/07/92979 (дата обращения: 23.04.2024).

Согласно  древним преданиям, древо жизни – это райское дерево, растущее посреди Ирия рая. Породило мать Вселенной, богиню Ладу, небо, землю и весь мир. На нем растут золотые плоды, а из корней бьют золотые и серебряные источники. Здесь есть и Прав (духовный мир богов, крона Древа Жизни), и охранник Симаргл (выполняет роль посредника между богами неба и духами земли), и Яв (земная жизнь человека), а небесный смотритель лестницы, перевоплощаясь во пса, охраняет воздушное пространство.

В «Золотой ветви» (1923) Дж. Фрэзера читаем: «В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага» [Фрэзер Дж.].   В подтверждение существования древа находим также запись в рукописном словаре «Синонима славеноросская» неизвестного автора, опубликованном П. Житецким как дополнение к своей монографии «Очерк литературной истории малорусского наречия в XVII веке» (К., 1889) под названием «Словарь книжной малорусской речи по рукописи XVII века».

По мнению зарубежных исследователей, у разных народов существовало несколько степеней культа деревьев. Первый – дерево было наделено чертами разумного существа. Второй –  в дерево вселился дух. Третий – дерево лишь одно из мест проживания духа. М. Элиаде, историк религии и философ, предложил следующую классификацию деревьев, учитывая их религиозные культы и функции: 1. Комплекс «дерево-алтарь», который функционирует как реальный микрокосм. 2. Дерево как символ космоса. 3. Дерево – космическая теофания (греч. Θεοφανεια). 4. Дерево – символ жизни, неисчерпаемой плодовитости и абсолютной реальности; его связь с Великой Богиней или символикой воды; дерево, отождествляется с источниками бессмертие (Древо жизни). 5. Дерево – центр Вселенной. 6. Мистические связи между деревьями и людьми (так называемые антропогенные дерева, дерево как вместилище душ предков, роль дерева в ритуалах инициации). 7. Дерево – символ воскресения растительности, символ весны и «обновления» года (например «майское дерево») [Борейко В.]. «Именно благодаря своей силе, мощи, действенности, иначе говоря, благодаря тому, что из-за дерева открывается какая-то нечеловеческая реальность (…), дерево становится священным (…). Дерево или растение, как таковые, никогда не бывают сакральными; они находят сакральность из-за причастности к высшей реальности (…). Не бывает культа дерева как такового: по образу дерева всегда открывается некая духовная сущность » [Еліаде М., 2016].

Считается, что деревья наделяют человека силой, здоровьем и мудростью. Например, в Индии и Шри Ланке священным деревом является Бодхи, потому что пять тысяч лет назад под этим деревом открылась тайна Вселенной принцу Гаутама (Будде). В Индии вокруг такого дерева обвязывают  сари, зажигают масляные лампы, обходят по кругу трижды, что является знаком глубокого уважения. Также считают, что такой ритуал наполнит человека силой дерева, и это поможет в осуществлении желаний. Шаманы из Сибири советуют людям, которые заболели, пойти в лес, выбрать большое дерево и обнять его, прося здоровья и долголетия. И если намерения человека искренние, Дух дерева займет болезнь и даст силу и энергию [Античная философия, 2008].

Когда мы пытаемся спроэцировать современный взгляд на мир [Vakulyk, 2013], возникает вопрос, как далеко в прошлое уходят источники нашего мироощущения: когда, в каком времени появились первенцы нашего мировоззрения, какими именно были те празачатки, в каких условиях развивались и что из них дошло до нашей эпохи [Крипьякевич И., 2001]. Еще Птолемей Клавдий в логико-философском трактате «Περί κριτηρίου καΐ ηγεμονικού» (лат. «De judicandi facultate et animi principatu») отмечал, что чувственное начало души получает влияние через посредство восприятия и преобразует полученные данные на презентационную форму представления (φαντασία), транспортируя разум. «Разум воспринимает эти чувства, привлекая способы мышления и суждения. Чувственная способность судить только о том, что она сама получает, но не судит о вещах, разум судит о том, что поступает ему от чувств в форме представлений и собственно о самом положении вещей. Без чувств ум был бы слепым, но по отношению к чувствам – именно он обладатель, в нем содержится память, начало действий и воображений» [Античная философия, 2008,  806]. «Поскольку состоит человек из души и тела, то, чтобы быть счастливым, ему необходимо иметь в хорошем состоянии обе составляющие. А потому, во-первых, должен он быть и умом замечателен, и волей безупречен, и здоровьем одарен телесным, под именем которого размещения и красоту понимать нужно» [Ничик В.].

Наследуя Эпикура, часто употребляют уже ставшую крылатой фразу «Cognosce te ipsum». Познавая мир, мы познаем себя в нем. И насколько мы владеем информацией, насколько удачно ее используем, настолько обогащаем себя духовно. Наша память словно сосуществует с временным континуумом: «Мене ізмалку люблять всі дерева, І розуміє бузиновий Пан, Чому верба, від крапель кришталева Мені сказала: «Здрастуй!» – крізь туман. Чому ліси чекають мене знову, На щит піднявши сонце і зорю. Я їх люблю, я знаю їхню мову. Я з ними теж мовчанням говорю» [Костенко Л.].

Поэтому, говоря о памятных  деревьях, мы подразумеваем, что в них переплетено прошлое с будущим. И на современном этапе развития эти городские старожилы являются не только объектами природоохранного комплекса, но также выполняют  и оздоровительную, историко-культурную, научную, образовательную и эстетическую ценности [Kushnir А., 2018].

Современные мегаполисы – это динамичные города со сверхмощными темпами территориального роста и жилищного строительства, стремительным ростом населения, а следовательно, новыми, более высокими запросами к качеству среды обитания. И зачастую жилые районы превращаются в монофункциональные «спальные районы» без соответствующих общественных пространств в структуре города [Посибник, 2015, с. 8]. Поэтому парки и скверы является одним из средств группового общения между членами общества, своеобразным сегментом индустрии досуга. Они «запрограммированы» на цивилизованную релаксацию: обеспечение различных видов профилактики заболеваний, проведение экскурсионно-туристических мероприятий, закаливание физическими упражнениями; является аккумуляцией восстановления физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человечества []. Так генетическое разнообразие флоры положительно влияет на формирование экологической культуры, просвещения, природоохранного воспитания людей.


Библиографический список
  1. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. URL:http://www.psylib.org.ua/books/freze01/index.htm (дата обращения: 26.06.2020)
  2. Борейко В. Е. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. Изд. 2-е, доп. URL:http://www.ecoethics.ru/old/b05-1(дата обращения: 15.06.2020)
  3. Еліаде М. Трактат з історії релігій [пер. з фр. Олексія Панича]. К. : Дух і Літера, 2016. 520 с.
  4. Античная философия: Энциклопедический словарь / П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. М. : Прогресс-Традиция. 2008. 896 с.
  5. Vakulyk I. I. Formyrovanye nauchnoy kartyny myra v sovremennom yazykovom prostranstve [Formation of the scientific picture of the world in modern language space]. Linguistic and conceptual pictures of the world, 2013. 43, 1, 203-209.
  6. Крип’якевич І. Український світогляд. Львів : Інститут народознавства НАНУ, 2001. С. 151-166.
  7. Нічик В. М. Суспільно-політичні погляди Ф. Прокоповича URL:http://litopys.org.ua/procop/proc105.htm (дата обращения: 15.06.2020)
  8. Костенко Л. Мене ізмалку люблять всі дерева… URL:Режим доступа: http://www.ukrcenter.com/Література/-/21607 (дата обращения: 20.06.2020)
  9. Kushnir, А. I.; Vakulуk, I. I.. Цінність унікальних вікових дерев – пам’яток природи. Біоресурси і природокористування, [S.l.], v. 10, n. 3-4, p. 176-182, сер. 2018.
  10. Посібник з вуличного дизайну м. Києва. Електронне видання. Версія 13.07.2015. URL:https://kievcity.gov.ua/done_img/fpdf (дата обращения: 15.06.2020)
  11. Ландшафтна архітектура, дизайн cередовища, садово-паркове господарство: термінологічний словник / Пушкар В.В., Кушнір А.І., Суханова О.А., Вакулик І.І. К.: Компринт, 2020.384 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Вакулик Ирина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация