СПЕЦИФИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА (НА МАТЕРИАЛЕ БЕЛОРУССКОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ)

Костевич Екатерина Юрьевна
Белорусский государственный университет
студентка 4 курса, факультет журналистики

Аннотация
В статье проблема интерпретации категорий «образ» и «образность» актуализируется в русле сравнительно-сопоставительного исследования. Предпринята попытка систематизации общих семантических функций коннотаций художественного образа, представленных в разных гуманитарных сферах (литературоведение, культурология, искусствоведение, журналистика и др.). Изучение белорусской журнальной периодики 2000-2017 гг. выполняется в двух направлениях: с позиции общих смысловых установок, типологических сходств и в связи с проявлениями индивидуализации образа, автономизацией его характеристик в разных видах и подвидах искусства. В работе характеризуются основные принципы синтеза искусств, приводятся примеры, демонстрирующие соединение литературы и музыки, литературы и кино и др. Утверждается, что обращение к анализу специфики художественного образа и функций образности осуществляется в журналах разной направленности (литературных, музыкальных, общественно-политических, городских, научно-методических и др.).

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Костевич Е.Ю. Специфика интерпретации художественного образа в разных видах искусства (на материале белорусской журнальной периодики) // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92775 (дата обращения: 16.03.2024).

  1. удожественный образ занимает центральное место во всех видах искусства, о чем свидетельствуют исследования в области гуманитарных наук (В. В. Портнова [1], Н. Ю. Дмитриева [2], И. Месерич [3], И. В. Смирнов [4] и др.). Так, диссертация В. В. Портновой направлена на изучение художественного образа с точки зрения онтологии, научная работа Н. Ю. Дмитриевой открывает художественный образ в диалектике сущности и явления. На анализ синтеза разных видов искусства в литературных произведениях направлены работы И. Месерич [3], Д. В. Кротовой [5], Н. А. Хренова [6]. Исследование Д. Кротовой посвящено изучению специфики взаимодействия видов искусства в литературе Серебряного века, И. Месерич осмысляет проблему музыкальности «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского, Н. Хренов рассматривает синтез искусств как синтез культур в художественном авангарде.

В сфере литературно-художественной критики также предприняты попытки определения специфических характеристик образа в разных видах, подвидах и жанрах искусства. Повышенный интерес критиков обращен к категории времени. Проблема образа времени в кино поднимается в интервью А. Бобковой [7], образ истории рассматривается в работе Ю. Захариной [8].

Осмысление общей художественной парадигмы литературоведения и литературной критики посредством образа является одной из приоритетных задач современного гуманитарного знания. Многие направления искусства имеют тенденцию к синтезу, и потому изучение этой научной проблемы является актуальным, требует многоаспектного анализа. Теоретическая значимость нашего исследования заключается в попытке систематизировать разнообразие подходов к трактовке понятий «образ» и «образность» в разных видах искусства, в стремлении выявить общие категориальные черты.

Анализ заявленной темы осуществлялся на материале белорусских изданий 2000-2017 гг.:

- «Where Minsk» (городской журнал);

- «Архитектура и строительство» (специализированный журнал);

- «Нёман» (литературно-художественный и общественно-публицистический журнал);

- «На экранах» (киножурнал);

- «Беларуская Думка» (общественно-политический и научно-популярный журнал);

- «Новая Немига» (литературный журнал);

- «Всемирная литература» (литературный журнал);

- «Мастацкая адукацыя і культура» (научно-методический журнал).

Общекультурное значение художественного образа определяется следующими причинами:

- искусство через образ способно передавать истину, которая, как утверждал Гегель, «в самом своем явлении имеет более глубокий смысл и значение» [1]. Синонимично данной трактовке утверждение В. Даля: образ является «вещью подлинной, истотной», «нет вещи без образа» [9];

- образ является первоосновой художественного творчества, что В. К. Скатерщиков связывает со способностью искусства «отображать жизнь, то есть представлять ее людям в образной форме» [10]. Критик утверждает, что посредством образа передается не только факт, но и смысл этого факта, который имеет свойство сохранять свое значение в последующих поколениях;

- А. И. Марченкова и А. Л. Марченков подчеркивают, что «задача любого художника – поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера – <…> через изображение конкретного явления, человека добиться обобщенного художественного отражения действительности – создать художественный образ» [11].

Очевидно, что при создании произведения искусства первоначально возникает образ, который получает воплощение в разных жанрах и направлениях литературы, музыки, кино, скульптуры, танца и др. (В. В. Портнова [1], Л. П. Водясова [12], В. Скатерщиков [10], И. В. Смирнов [4], Н.Н. Третьяков [13]). В трактовках образа можно выделить некоторые сходства: 1) образ в той или иной мере отображает (выражает) действительность посредством абстрактной или конкретной формы; 2) каждый образ наделен определенной (универсальной или авторской) семантикой.

В каждом виде искусства определение образа имеет индивидуальные коннотации; это обеспечивается уникальными средствами его художественного воплощения, которые предусмотрены визуальными коммуникативными целями, направленностью диалогического посыла. Например, под образом в изобразительном искусстве понимается «форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путем создания эстетически воздействующих объектов (картин, скульптур и т.д.)» [11]. А. Янковский пишет, что художник – это изобретатель новых миров. Его «лёг­ка мож­на ўя­віць як мі­фа­ла­гіч­на­га ган­ча­ра, здо­ль­на­га з ні­чо­га ўзна­віць лю­бую рэч і «ўдых­нуць» у яе жыц­цё»[30].

Задача образов в живописипередать определенный момент жизни, состояния природы или человека. В журнале «Where Minsk» Е. Попова в интервью знакомит нас с «Живым образом» работ художницы А. Валевич, занимающейся иконописью [14]. В цикле критических статей «Художественный образ и правда жизни», представленных в журнале «Мастацкая адукацыя і культура», В. Гордеенко размышляет о роли образности; в одной из статей автор анализирует образы Полесья в своих картинах [15].

Образ в скульптуре воспринимается вне времени, поэтому скульптура способна увековечить человека. Размышляя о скульптуре, Эдгар Дега утвер­ждал, что она способна выразительнее, чем живо­пись, изображать человеческое страдание [16]. В ноябре 2017 г. в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь проходила выставка произведений живописи и скульптуры «Образ женщины в современном изобразительном искусстве Беларуси», темой которой стало «своеобразие белорусской женщины», сущность «ее духовных и нравственных исканий» [17].

Музыкальный образ, по мнению Р. Черноус, непосредственно связан с личностью композитора, который находится под воздействием множественных впечатлений, творческого воображения. Чтобы понять, что есть музыкальный образ, пишет критик, «лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения» [18]. В музыкальном произведении каждый герой наделен музыкальной характеристикой, которая и передает «многообразные черты внутреннего мира» каждого из персонажей [10, с. 6]. Например, в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского образы Онегина и Ленского трактуются сквозь призму музыкальной характеристики [10, с. 13].

Архитек­тура – масштабный вид искусства, выполняющий особую функцию в диалоге разных национальных культур и эпох, она, по словам Н. В. Го­голя, «говорит тогда, когда уже молчат и песни, и преда­ния, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» [16].

Архитектуре характерны статичность, монументальность, связь с историей, поэтому архитектурное произведение создает об­раз времени. К образу довоенного Минска обращается в критической статье А. Винкевич, описывая архитектуру города по фотографиям из архива [19, с. 18-20]. В интервью с А. Сардаровым темой диалога становится реставрация памятников белорусской культуры, где образ памятника выступает как образ времени [20, с. 10-15].

Художественный образ в кинематографе «наполняет всеединством кинофильм и создает определенную временную реальность. Образ представляется в виде определенной реальности в восприятии зрителя и предстает в полной мере при формировании художественно-логического ряда кинофильма в восприятии зрителя» [21].  Образы в кино неизбежно связаны с категорией времени. Например, в рецензиях А. Бобковой рассматривается образ прошлого, эволюция образа времени [7, с. 14-15].

Образ в театральном искусстве – «это конкретный характер человека» и его отношение «к окружающей действительности, проявляющееся в действиях и поступках, которые предопределены драматургическим действием» [11]. «В идеале, в момент театрального представления должен произой­ти акт перевоплощения актера в художественный образ — неразрывное взаимопроникновение, диалектическое единство эмоционального и рационального, конкретного и аб­страктного, индивидуального и общего, типического, внеш­него и внутреннего, объективного и субъективного», – пишет Д. Г. Ливнев [22, с. 3]. Образ березы как символа русской природы можно увидеть в постановке спектакля «Берёзка» Н. Надеждиной [11].

Хореографический образ – это «целостное выражение в танце чувства и мысли человека»; основное средство его создания – «выразительность пластического движения» [11]. Основой художественного образа в искусстве балета, по утверждению М. А. Костериной, является «система условных пластических выразительных средств, сформировавшаяся за все время развития искусства танца» [23].

Художественный образ является ключевым понятием в литературоведении и литературной критике и понимается как конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ «передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле» [24].

Так, С. Букчин в эссе «Чудесные впечатления от Клеевки» обращается к образам Беларуси (образам белорусских городов и их вокзалов) [25, с. 17-28]. В. Стасюк в статье «Образы жизни и времени в поэтическом дискурсе В. Гордея» [26, с. 276-278] осмысляет ключевые бытийные категории-образы в творчестве белорусского поэта. Анализируя повесть Л. Кебич «Сама, сама, сама, сама, сама…», И. Шарыренок поднимает вопрос о «женской прозе» и анализирует образ улыбки Ангела [27, с. 98-102].

Литература способна активно задействовать образы других видов искусства. Художественная картина литературного произведения может включать музыкальные образы, сопровождаться особым лирическим звучанием (мелодика, ритмика; использование ассонансов и аллитераций, повторов и полуповторов) и запечатлевать образы танца или театральной игры, в литературном произведении можно обнаружить кинематографичность (монтажную технику композиции) некоторых отрывков повествования. Например, в повести «Вий» Н. В. Гоголя находим следующий звукообраз: «Чуть только слышался треск какой-нибудь отдаленной свечки или слабый, слегка хлопнувший звук восковой капли, падавшей на пол» [28]. «Шляхціч Завальня» Я. Барщевского демонстрирует более сложный синтез образов: «Няраз бачыў, як акурат апоўначы ў панскім пакоі гарэла святло, і ён там з чар­накніжнікам пастаянна быў нечым заняты; усе заснулі, і ціш панавала на панадворку, над дахам панскага жылля сюды і туды снавалі кажаны і нейкія чорныя птушкі» [29].

Особой связанностью характеризуются литературные, театральные и кинематографические произведения. По мотивам литературного произведения может создаваться кинофильм, спектакль. Литература, в свою очередь, включает кинематографичность, театральные черты (танец, жестикуляция, мимика визуально подчеркивают образы героев). Например, в произведении «Шляхціч Завальня» Я. Барщевского можно проследить трансформацию характеров героев через музыку и танец: «Распачынаецца музыка пад адкрытым небам; малады хлопец, і сівы дзед, падхмеленыя гарэлкаю, скачуць да поту, іх радасць часта пераходзіць межы прыстойнасці. А журботныя плачкі, якія нядаўна заліваліся слязьмі над магілаю мужа і бацькі, скачуць пад мелодыю дуды» [29].

Различия в интерпретации образа в разных видах искусства очевидны. При этом можно выделить общие черты:

1) выражение единства объективного и субъективного, рационального и эмоционального;

2) создание эстетической реальности;

3) обращение к внутреннему миру героев;

4) многозначность, недосказанность, символизм образов;

5) интерес к категории времени, раскрытой через образы мига, мгновения;

6) повышенное внимание к национальному и межкультурному значению и назначению образа и др.

Итак, каждый вид искусства стремится к репрезентации определенного круга явлений действительности с помощью индивидуальных выразительных средств. Вместе с тем искусство допускает взаимопроникновение специфических внутривидовых образных средств. Изучение и сопоставление образов в разных видах искусства способствует более глубокому пониманию и всестороннему анализу образной сферы художественного произведения.


Библиографический список
  1. Портнова В.В. Художественный образ как онтологическое основание искусства (Опыт феноменологической редукции) URL:  https://search.rsl.ru/ru/record/01003298097. (дата обращения: 15.05.2020).
  2. Дмитриева Н.Ю. Художественный образ в диалектике сущности и явления URL: https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennyi-obraz-v-dialektike-sushchnosti-i-yavleniya. (дата обращения: 15.05.2020).
  3. Месерич И. Проблема музыкального построения в повести Достоевского «Записки из подполья» // Достоевский и его время. Л., 1971. ̶  С. 154 -165.
  4. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. URL: http://dancelib.ru/books/item/. (дата обращения: 15.05.2020).
  5. Кротова Д.В. Синтез искусств в русской литературе конца XIX – первой трети ХХ века. URL: https://www.philol.msu.ru/~ref/avtoreferat2013/krotova.pdf. (дата обращения: 15.05.2020).
  6. Хренов, Н.А. Синтез искусств как синтез культур в художественном авангарде. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/sintez-iskusstv-kak-sintez-kultur-v-hudozhestvennom-avangarde-chast-1. (дата обращения: 15.05.2020).
  7. Бобкова А.В. Образ минувшего. В красоте и безмолвии // На экранах. 2012. № 3. – С. 14-15.
  8. Захарына Ю.Ю. Сучасная архітэктура Беларусі : эвалюцыя мастацкіх вобразаў у сусветным кантэксце. Мінск, 2014. ̶  371 с.
  9. Даль В.И. Толковый словарь. URL: https://gufo.me/dict/dal/образ(дата обращения: 15.05.2020).
  10. Скатерщиков В.К. Художественный образ в искусстве. М., 1961. ̶  28 с.
  11. Марченкова А.И., Марченков А. Л. Художественный образ в хореографическом искусстве URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3357/. (дата обращения: 15.05.2020).
  12. Водясова Л.П. Способы представления авторского сознания как коммуникативная стратегия  художественного творчества. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2015/8-3/11.html. (дата обращения: 15.05.2020).
  13. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Козельск, 2001.  ̶  262 с.
  14. Попова Е. Живой образ // Where Minsk : ваш персональный гид. 2008. № 4. С. 38-39.
  15. Гордеенко В. Художественный образ и правда жизни: (из творческого опыта работы художника) // Мастацкая адукацыя і культура. 2011. № 2. С. 61-64; № 3. С. 53-56.
  16. Виды искусств. URL: https://studfiles.net/preview/2973602/page:2/. (дата обращения: 15.05.2020).
  17. Афиша tut.by: Образ женщины в современном изобразительном искусстве Беларуси. URL:  https://afisha.tut.by/exhibition/obraz-zhenshchiny-v-sovremennom-izobrazitelnom-iskusstve-belarusi/. (дата обращения: 15.05.2020).
  18. Черноус Р. Что такое музыкальный образ? URL: https://www.syl.ru/article/365708/chto-takoe-muzyikalnyiy-obraz-klassifikatsiya-i-osobennosti-postroeniya.  (дата обращения: 15.05.2020).
  19. Винкевич А. Исчезающий образ // Where Minsk : ваш персональный гид. 2011. № 7. С. 18-20.
  20.  Сардаров А. Образ памятника – это образ времени // Архитектура и строительство. 2010. № 2. – С. 10-15.
  21. Макиенко М.Г. Художественный образ и символ как основа пространственно-временной реальности кинофильма (на примере художественного фильма «Карнавал») // Молодой ученый.  2009. №8. С. 190-197.
  22. Зверева Н.Ливнев Д. Создание актерского образа. М., 2008.  ̶  130 с.
  23. Костерина М.А. Художественно-образная интерпретация пластических мотивов в искусстве танца. URL: http://www.dissercat.com/content/khudozhestvenno-obraznaya-interpretatsiya-plasticheskikh-motivov-v-iskusstve-tantsa. (дата обращения: 15.05.2020).
  24. Художественный образ. URL: https://studme.org/55055/literatura/hudozhestvennyy_obraz. (дата обращения: 15.05.2020).
  25. Букчин С. Чудесные впечатления от Клеевки : образы Беларуси у Бунина // Всемирная литература. 2008. № 3. С. 17-28.
  26.  Стасюк В. Образы жизни и времени в поэтическом дискурсе В. Гордея // Нёман. 2011. №12. С. 276-278.
  27. Шатыренок И.С. Плевать с двадцатой вышки, или Улыбка Ангела // Беларуская Думка. 2014. №10. ̶  С. 98-102.
  28. Гоголь Н. В. Миргород. URL:  https://ilibrary.ru/text/1070/index.html  (дата обращения: 15.05.2020).
  29. Баршчэўскі Я. Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях. URL: https://fictionbook.ru/author/yan_barshchyeyski/shlyahcic_zavalnya_abo_belarus_u_fantast/read_online.html. (дата обращения: 15.05.2020).
  30. Янкоўскі, А. «Калекцыя» Ірыны Шчаснай у Нацыянальным Цэнтры сучасных мастацтваў. URL: http://www.kimpress.by/index.phtml?page=2&DomainName=mast&id=2339. (дата звароту: 15.05.2020).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Костевич Екатерина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация