АНАЛИЗ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ АДДИКТИВНЫХ БЛАГ В РФ

Ломова Ирина Юрьевна
Сибирский федеральный университет
студент

Аннотация
В статье рассматриваются существующие методы государственного регулирования рынка аддиктивных благ, отдельно анализируются методы регулирования на рынках алкогольной продукции и табачных изделий, выявляются проблемы. На основе анализа существующих методов управления данной сферой предложены меры по совершенствованию работы рынка аддиктивных благ в РФ.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ломова И.Ю. Анализ методов государственного регулирования на рынке аддиктивных благ в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92657 (дата обращения: 15.10.2024).

Рынок аддиктивных благ является достаточно специфичным, поскольку блага на данном рынке могут вызывать зависимость, а их чрезмерное потребление может нанести вред здоровью граждан (в случае употребления алкоголя, табака, наркотиков и т.д.). Поэтому, учитывая специфику рынка, государству необходимо подбирать наиболее эффективные методы регулирования, стараясь сохранить баланс поступления необходимых средств в государственный бюджет, а также контролировать производство и потребление аддиктивных товаров населением.

Эффективная система государственного регулирования рынка может внести существенный вклад в улучшение экономических показателей, в частности, путем устранения различных барьеров для конкуренции и инноваций, которые ведут к качественному росту.

Алкогольная продукция является специфическим продуктом. С одной стороны, как специфический продукт, он удовлетворяет потребности населения в форме самого продукта, производство и оборот создают рабочие места в алкогольной промышленности, а также в смежных секторах, выступают источником государственных доходов в виде налогов и акцизов, однако с другой – может являться причиной  повышенной смертности, инвалидности, сокращения продолжительности жизни, убийств и самоубийств.

В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти людей и является одной из основных причин социальной деградации в обществе, что проявляется в росте преступности, насилия, сиротства, плохого состояния здоровья и росте инвалидности.  В состоянии алкогольного опьянения многим людям сложно контролировать себя, свои эмоции, отсюда могут вытекать совершение многочисленных преступлений: убийства, изнасилования, грабежи, хулиганство, угон транспортных средств [1, с. 5].

Проблема потребления алкоголя не может быть решена самостоятельно путем привлечения каких-либо социальных ценностей, поскольку очень трудно спровоцировать негативное отношение у большинства потребителей данной продукции. Несмотря на общественное порицание, зависимые потребители будут продолжать потреблять алкогольные напитки, поэтому государству необходимо регулировать не только потребление данных благ, но также их производство и распределение.

Государственное регулирование алкогольного рынка осуществляется с использованием следующих методов [2, с. 36]:

1)  Через государственный сектор, с помощью таких инструментов, как использование государственных производственных мощностей и владение контрольным пакетом акций алкогольных компаний;

2) Административные методы, такие как лицензирование, стандартизация, маркировка, декларация, контроль производства и оборота, квоты, установление минимальной цены, контроль экспорта и импорта.

3) Косвенные (экономические) методы с использованием данных инструментов – введение списка товаров, облагаемых акцизным налогом, налоговая политика, определение ставок акцизного налога, определение лицензионных сборов.

Меры, принятые российским законодательным и исполнительным органами в последние годы, позволили добиться некоторых положительных результатов на отечественном алкогольном рынке. Легальный объем производства этилового спирта и алкогольной продукции увеличивается. Доля высокосортного водочного продукта в общем объеме увеличивается, поэтому структура потребления алкоголя меняется в положительную сторону. Производство и импорт виноградных вин растет, а также увеличивается производство пива[2, с. 63].

К концу 2017 г. можно наблюдать следующие изменения в структуре потребления и производства алкогольной продукции. В структуре производства: в стоимостном выражении продажи алкоголя растут, особенно в сегменте крепких спиртных напитков. В натуральном выражении сокращаются: столовое вино – на 28,8%, светлое пиво – на 17,7%, водка – на 7,8%, коньяк – на 10,5%. Объем налоговых поступлений в бюджетную систему увеличивается [2, с. 68].

Рынок аддиктивных благ характеризуются наличием двух секторов, легального и теневого. Большое количество нелегальной и контрафактной алкогольной продукции продолжает поступать на потребительский рынок. По данным Комитета по предпринимательству в аграрно-промышленном секторе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в 2017 году объем легального этилового спирта, поступившего на внутренний рынок для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, составил 42,89 млн. дал. В то же время в России была произведена алкогольная и спиртосодержащая продукция, требующая участия данного спирта, в объеме не менее 91,1 млн. дал. [3, с. 4]. Отсутствуют эффективные механизмы борьбы с потреблением  алкогольных суррогатов населением. Также отсутствуют современные единые государственные системы учета и статистической отчетности по объемам производства, внешнеторговому обороту и реализации алкогольной продукции, что препятствует легализации алкогольного рынка [4].

Законодательные положения, предусматривающие ответственность за производство и продажу нелегальной, контрафактной алкогольной продукции, не соответствуют ущербу, нанесенному государству и населению. Следует иметь в виду, что прямые меры, направленные на ограничение спроса и потребления этих товаров, часто приводят к резкому увеличению спроса и потребления на  недорогую нелегальную алкогольную продукцию, суррогаты и другую спиртосодержащую продукцию.

Россия остается одной из самых курящих стран мира: по разным оценкам, в нашей стране курят 60-65% мужчин и более 20% женщин. По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление табака в настоящее время является основной причиной смерти (10% смертности взрослого населения – почти 6 миллионов смертей в год) и инвалидности во всем мире, представляет значительную угрозу здоровью граждан России и имеет негативные медицинские, демографические и другие социально-экономические последствия.  В Российской Федерации ежегодно умирают от болезней, связанных с табаком от 300 тысяч до 400 тысяч человек [5, с. 149].

Целями государственной политики на рынке табачной продукции ВОЗ определила предупреждение и сокращение потребления табака, никотиновой зависимости и воздействия табачного дыма [6].

Рассмотрим инструменты государственного регулирования табачного рынка. Основными ценовыми и налоговыми мерами по снижению спроса на табак являются:

-         постепенное, непрерывное повышение ставок акцизных сборов на табачные изделия и системы электронного снабжения никотином до среднего уровня налогообложения между странами Европейского региона Всемирной организации здравоохранения;

-         введение экологического налога на сигареты;

-         введение запрета на все виды не облагаемых налогом и беспошлинных продаж табачных изделий.

Увеличение цен  на сигареты и другие табачные изделия приводят к сокращению числа граждан, употребляющих табак, и сокращению количества потребляемого табака теми, кто продолжает его употреблять.

Меры по увеличению акцизных сборов на табачные изделия и установлению минимальных розничных цен на указанные товары являются чрезвычайно эффективными и выгодными для государства, поскольку они могут не только серьезно повлиять на снижение распространенности употребления табака, тем самым уменьшая затраты на устранение медицинско-социальных последствий употребления табака, но также увеличить налоговые поступления в государственный бюджет.

Следующие инструменты государственного регулирования также применяются к табачным изделиям [1, с. 13]:

-         введение запрета на курение табака в определенных зонах, помещениях и на объектах;

-         регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий;

-         установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

-         запрет на рекламу и продвижение табачных изделий, спонсорство табака;

-         предотвращение незаконной торговли табачными изделиями;

-         запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним и несовершеннолетними.

На примере инструментов регулирования, применимых к алкогольной и табачной продукции, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование аддиктивных благ основано на использовании всего комплекса административных инструментов. На рынках аддиктивных благ эффективность реализации любых потенциально успешных мер и систем мер по сокращению проблем потребления не будет достигнута или будет значительно снижена, пока теневая деятельность остается на столь высоком уровне. Поэтому первостепенной задачей является реализация комплекса общих и частных мер, направленных на снижение теневой экономической деятельности, продаж продукции домашней выработки, суррогатов.

Для усиления мер по борьбе с незаконной торговлей контрафактной продукцией предлагается осуществить:

-         стимулирование участников рынка алкогольной и табачной продукции к легальному ведению предпринимательской деятельности;

-         стимулирование бизнеса и общественных объединений к участию в реализации государственной политики по сокращению злоупотребления алкоголем и борьбе с продажей нелегального алкоголя;

-         расширить полномочия уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ на проведение проверок в случае нарушения условий лицензирования (в частности, «контрольная закупка») без привлечения органов полиции.

В целях совершенствования уголовного и иного законодательства, регулирующего отношения на рынке аддиктивных благ следует предложить следующее:

1) Усилить уголовную ответственность за преступления в сфере производства и торговли алкогольной продукцией путем внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс.

2) Стимулировать развитие конкуренции между производителями алкогольной продукции, что позволит повысить качество производимых товаров.

3) Усилить антикоррупционные меры. Необходимо решить данную проблему, что также препятствует нормализации ситуации на алкогольном рынке, что подтверждает необходимость продолжать борьбу с ней и принимать соответствующие меры.

4) Взять под контроль антиалкогольную компанию. В настоящее время существуют только призывы к принятию мер и программы, которые слабо влияют на деалкоголизацию населения по всей стране. В этом контексте целесообразно создать постоянно действующий специальный государственный орган, который бы системно решал проблему алкоголизации населения.

Таким образом, государство применяет целый комплекс мер регулирования рынка аддиктивных благ, однако на анализируемых рынках алкогольной и табачной продукции были обнаружены проблемы и  вышеуказанные меры не решают полностью или не решают их вообще. Эффективные стратегии и программы, направленные на снижение спроса на аддиктивные блага, а также на снижение смертности, заболеваемости и экономических издержек, связанных с их использованием, существуют, но данные меры используются недостаточно.


Библиографический список
  1. Немцов А.В. Российская смертность в свете потребления алкоголя // Экономика и бизнес. Демографическое обозрение. Том 2, №4, 2015, С. 16
  2. Панова И.В., Ерохин В.М. К вопросу о государственном регулировании алкогольного рынка // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. C. 158–174
  3. Вангородская С.А. Российская модель потребления алкоголя: особенности и влияние на смертность населения // Научные ведомости БелГУ. 2018. С. 10
  4. Об итогах Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2016 году и задачах на 2017 год. Официальный сайт министерства здравоохранения РФ. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ru
  5. Сборник статистических и оценочных показателей по табачному бизнесу Российской Федерации. – М.: Ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром». – М., 2016. С. 205
  6. Проект Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. http://www.zdravo2020.ru/.


Все статьи автора «Ломова Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: