РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА АДДИКТИВНЫХ БЛАГ

Ломова Ирина Юрьевна
Сибирский федеральный университет
студент

Аннотация
Рынок аддиктивных благ представляет особый интерес для научного экономического анализа, так как он обладает особой спецификой, являясь одним из важнейших источников пополнения бюджета. Рынок аддиктивных благ имеет свою особенность, порождающую необходимость активного государственного регулирования процессов производства, потребления, предложения и спроса данной продукции. Рынок не в состоянии самостоятельно ограничивать спрос и потребление аддиктивных товаров. Поэтому представляется необходимым вмешательство государства в функционирование данного рынка.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ломова И.Ю. Роль государства в регулировании рынка аддиктивных благ // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92640 (дата обращения: 19.04.2024).

В настоящее время не представляется возможным функционирование рынка аддиктивных благ без вмешательства государства. Государство вводит различные меры по ограничению производства и сбыта различных продуктов, вызывающих зависимость, и стремится обеспечить безопасность граждан, которые употребляют наиболее социально-опасные товары, такие как алкоголь или табак.

Рынок аддиктивных благ весьма специфичен, поскольку блага на данном рынке могут нанести большой вред здоровью потребителей, а товары на рынке аддиктивных благ могут развивать зависимость у потребителей. Зависимые потребители зачастую не могут контролировать потребление аддиктивных товаров, поэтому готовы покупать, например, алкоголь или табак, несмотря на высокую стоимость товаров.

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»  от 22.11.1995 N 171-ФЗ [1], также направлен ​​на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Государство обеспечивает соблюдение экономических интересов Российской Федерации, а также государство контролирует безопасность потребления алкоголя гражданами.

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ направлен не только на обеспечение безопасности граждан, но и на установление морально-этических нормативных норм и стандартов употребления алкогольных напитков. Государство стремится создать культуру потребления алкогольных напитков таким образом, чтобы потребители не понесли значительного вреда в результате потребления.

Государство должно строго контролировать производство и сбыт аддиктивных благ, поскольку чрезмерное потребление данных благ может привести к нарушению общественного порядка гражданами, находящимися  в состоянии алкогольного опьянения и, следовательно, возможны уголовные преступления. Таким образом, меры правительства в отношении алкогольных напитков выражаются в ограничении распространения алкоголя, ограничении возраста продажи алкогольной продукции, контроле качества продуктов, предупреждении о возможных последствиях употребления алкоголя, ликвидации контрафактного алкоголя.

На рынке алкогольной продукции присутствуют различия между сторонами. Производителям невыгодно соблюдать все ограничения, налагаемые государством, поэтому алкогольные компании вынуждены обходить ограничения законными средствами, разрабатывать новые механизмы для обхода законодательных ограничений, однако встречаются случаи незаконного производства и продажи алкоголя. Поэтому государству необходимо постоянно совершенствовать меры по контролю над производством и сбытом, потому что одной из основных проблем на рынке алкогольной продукции является формирование и рост теневого сектора.

Основной мерой, введенной государством для регулирования оборота алкогольных напитков, является акцизный сбор и формирование перечня подакцизных товаров, который состоит из различных алкогольных и спиртосодержащих товаров. Акцизное налогообложение являются частью косвенного налогообложения, которое обеспечивает выполнение фискальной функции. Развитие акцизного налогообложения алкогольной продукции должно осуществляться с целью совершенствования механизма сбора налогов и усиления государственного контроля за законностью производства и оборота этих продуктов.

Сложность в регулировании рынка алкогольной продукции заключается в том, что государство не может полностью прекратить производство алкоголя с целью защиты здоровья потребителей, так как данный рынок является источником пополнения государственного бюджета. Поэтому государство повышает цены на алкогольную продукцию, накладывает ограничения на время продажи, возраст покупателей. Однако наличие большого количества ограничений, а также рост цен на алкогольные напитки могут привести к росту теневого сектора на рынке.

Из-за ограничений, введенных государством, мелкие и средние производители постепенно вытесняются с рынка из-за их высоких косвенных непроизводственных затрат. В результате сегменты рынка становятся более объемными с точки зрения количества и качества продукции.

В частности, алкогольная политика в России придерживается цели снижения потребления алкогольной продукции до относительно безопасного уровня. Алкогольная политика предусматривает определенные шаги государства по достижению таких целей, как снижение смертности, снижение количества заболевших, в результате потребления алкоголя, а также другие социальные проблемы, возникших от потребления спиртного. На протяжении многих лет эта политика доказала свою эффективность.

Таким образом, государственная политика, контролирующая оборот алкогольной продукции в течение последних пяти лет, доказала свою эффективность впечатляющими результатами [2]. Алкогольная политика в настоящее время совершенствуется, вводя ограничения для сокращения потребления алкоголя, но все еще существуют сложные и нерешенные вопросы, к которым необходимо будет найти подход, разобраться с решением этой проблемы и интегрировать в государственную политику в сфере контроля над оборотом алкоголя.

Потребление алкоголя, рост производства и сбыта нелегальной продукции приводят к серьезным проблемам безопасности всей страны. Алкоголизация общества и высокий уровень производства и сбыта контрафактной продукции являются одной из самых серьезных угроз внутренней безопасности страны, поэтому решение многих проблем требует постоянных безотлагательных действий, главной задачей которых является сохранение генофонда людей. И, прежде всего, необходимо создать комфортные условия для жизнедеятельности человека, в частности, улучшить социальные условия и создать больше экономических возможностей для населения [2, с. 73].

Потребление табачных изделий регулируется Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [3]. Данный федеральный закон предусматривает реализацию ценовых и налоговых мер, направленных на сокращение потребления табака. Государство стремится максимально эффективно регулировать табачный сектор и сократить потребление табачных изделий и содержащегося в них никотина.

Потребление табачных изделий наносит значительный ущерб здоровью граждан. Следующие статистические данные показывают опасность табачных изделий с точки зрения зависимости: только 3 из 100 человек, которые пробовали алкоголь, становятся зависимыми от него, в то время как никотиновая зависимость после первого случая употребления табака возникает у 90 из 100 человек, что сопоставимо возникновением наркозависимости после первого употребления героина [4, с. 32].

Акцизная политика играет важную роль в регулировании потребления табака, поскольку акцизы повышают цены на табак и, следовательно, оказывают значительное влияние на потребление табака и спрос на табачные изделия.

Резкое повышение акцизных сборов и, следовательно, потребительских цен на табачные изделия, ограничение легальных каналов продаж, включая беспошлинные, запрет на производство любых видов или типов сигарет, – все это приводит к увеличению спроса на контрафактную и контрабандную продукцию, сокращая размер легального рынка. и налоговые поступления в бюджет.

В результате увеличения цен на табачную продукцию растет число контрафактных табачных изделий, поскольку у курильщиков была сформирована никотиновая зависимость. Следовательно, увеличивая цены на табачные изделия нельзя отрицать тот факт, что на курильщиков влияет зависимость, и ценовой фактор для них не является важным, потребление данной мерой ограничения не снизить, в случае с зависимыми потребителями. В отличие от товаров, не вызывающих привыкания, спрос на табак выражает не столько оптимальный выбор потребителя исходя из экономической целесообразности, сколько степень привыкания и величину дискомфорта, связанных с прекращением курения [4, с. 39].

Таким образом, государственное регулирование рынка аддиктивных благ является важной частью функционирования данного рынка. Государству необходимо использовать методы регулирования, которые, с одной стороны будут обеспечивать экономический рост в стране, а с  другой осуществлять безопасность граждан, предотвращать чрезмерное потребление аддиктивных товаров.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 24.04.2020); Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://legalacts.ru/
  2. Панова И.В., Ерохин В.М. К вопросу о государственном регулировании алкогольного рынка // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. C. 158–174
  3. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ (последняя редакция); Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/
  4. Исаев, А.П., Саломатин В.А., Зелимханов Ш.А. Развитие табачной отрасли в Российской Федерации в условиях формирования рыночной экономики // Сб. науч. тр. Института ВНИИТТИ. – Краснодар, 2009.  С. 56.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ломова Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация