УДК 378

РАЗНООБРАЗИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Торопова Анастасия Игоревна1, Сочнева Анастасия Сергеевна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Ротанова Валерия Александровна1, Власова Анастасия Андреевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье указаны основные теоретические аспекты учреждений дополнительного образования, перечислены их основные виды. Представлена сравнительная характеристика учреждений дополнительного образования. Описана структура современных однопрофильных и многопрофильных учреждений.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Сочнева А.С., Рыбина Е.А., Ротанова В.А., Власова А.А. Разнообразие учреждений дополнительного образования // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92618 (дата обращения: 19.01.2022).

Ученый в области педагогики Мудрик А.В. выдвигает гипотезу, что учреждение  дополнительного образования – воспитательная организация, а также частный случай социальной организации, которая обладает следующими свойствами:

  1. В данной организации существует определенный вид отношения, характеризующийся устойчивостью, организацией совместной деятельности и обладающий корпоративной культурой.
  2. Социальная организация всегда проходит цикл развития, который зависит от внутренних и внешних факторов и может быть представлен в следующем виде: рождение, развитие, старение, умирание [1].

В учреждениях дополнительного образования разрабатываются и реализуются собственные программы одной или нескольких тематических направлений: научно-технического, художественно-эстетического, туристско-краеведческого, социально-педагогического, естественно-научного и т.д.

Определим особенности учреждений дополнительного образования:

  1. Одной из главных задач учреждений дополнительного образования является содействие в профессиональном самоопределении обучающихся. Дети сами выбирают сферу деятельности из возможных, а также могут сами определять содержание.  Профессиональная ориентация – длительный процесс, однако учреждения дополнительного образования успешно справляются и направляют детей на путь их профессионального самоопределения.
  2. Добровольность – обязательное требование для вхождения в ту или иную воспитательную организацию.  Ребенок сам выбирает содержание предметной области, а также длительной вхождения в то или иное объединение.
  3. Дополнительное образование гибкое и подстраивается под каждого отдельного ребенка. Содержание обучения в центрах дополнительного образования может дополнять основное знание ребенка, полученное в школе или восполнять то, что ребенок мог упустить в ходе своей жизнедеятельности.
  4. Большое количество разнообразных учреждений дополнительного образования, что проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения.
  5. Различное ведомственное подчинение учреждений: Министерство культуры, Министерство образования, Государственный комитет по физической культуре и спорту.
  6. Специфика субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Тот или иной профиль открывается с появлением нового специализированного педагога [2].

Таблица 1 – Характеристика видов учреждений дополнительного образования

Вид учреждения

Охват образовательных областей

Уровень и качество образовательных программ

Пример учреждения Дополнительная образовательная программа одной направленности Дополнительные программы разной направленности

Центр

Многопрофильные

Многопрофильные

Центр дополнительного образования детей, центр внешкольной работы, детский экологический центр, центр детского технического творчества

- От 4 направленностей

Дворец

Многопрофильные

Многопрофильные

Дворец пионеров и школьников, дворец спорта для детей и юношества

-

Все направленностей

Дом

Многопрофильные

Многопрофильные

Дом юных натуралистов, дом детского творчества

-

Не менее 5 направленностей

Клуб

Однопрофильные

Профилированные

Клуб детско-юношеский физической подготовки,  клуб юных техников

Любая направленность

-

Станция

Однопрофильные

Профилированные

Станция детская экологическая,  станция юных натуралистов

Эколого-биологический или научно-технический

-

Школы

Многопрофильные

Специализированные

Школы дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа. Военно-патриотический или художественно-эстетический

-

Структура современных однопрофильных учреждений может быть представлена как многоуровневая образовательная система:

Первый уровень – формируются начальные знания содержания программы. Основной задачей данного уровня является формирование мотивации к продолжению изучения данного профиля.

Второй уровень – создаются программы по ряду специальностей, являющихся традиционными для учреждений данного профиля.

Третий уровень – разрабатываются программы для детей, которые связывают продолжение образования с освоением специальностей соответствующих профилю учреждения.

Для многопрофильных учреждений также характерно выделение уровней образования: начального, базового и допрофессионального. Однако в данном случае учреждение предоставляет детям выбор сфер и видов деятельности.

Таким образом, учреждения дополнительного образования разнообразны по содержанию и видам. Выделяют центры, дворцы, школы, клубы, дома и станции дополнительного образования.


Библиографический список
  1. Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие / М.А Брутова ; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), 2014. – 218 с.
  2. Осипова, Л.Е. Учреждения дополнительного образования детей и их методическое обеспечение : учебное пособие / Л.Е. Осипова ; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск : ЧГАКИ, 2005. – 192 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация