Ученый в области педагогики Мудрик А.В. выдвигает гипотезу, что учреждение дополнительного образования – воспитательная организация, а также частный случай социальной организации, которая обладает следующими свойствами:
- В данной организации существует определенный вид отношения, характеризующийся устойчивостью, организацией совместной деятельности и обладающий корпоративной культурой.
- Социальная организация всегда проходит цикл развития, который зависит от внутренних и внешних факторов и может быть представлен в следующем виде: рождение, развитие, старение, умирание [1].
В учреждениях дополнительного образования разрабатываются и реализуются собственные программы одной или нескольких тематических направлений: научно-технического, художественно-эстетического, туристско-краеведческого, социально-педагогического, естественно-научного и т.д.
Определим особенности учреждений дополнительного образования:
- Одной из главных задач учреждений дополнительного образования является содействие в профессиональном самоопределении обучающихся. Дети сами выбирают сферу деятельности из возможных, а также могут сами определять содержание. Профессиональная ориентация – длительный процесс, однако учреждения дополнительного образования успешно справляются и направляют детей на путь их профессионального самоопределения.
- Добровольность – обязательное требование для вхождения в ту или иную воспитательную организацию. Ребенок сам выбирает содержание предметной области, а также длительной вхождения в то или иное объединение.
- Дополнительное образование гибкое и подстраивается под каждого отдельного ребенка. Содержание обучения в центрах дополнительного образования может дополнять основное знание ребенка, полученное в школе или восполнять то, что ребенок мог упустить в ходе своей жизнедеятельности.
- Большое количество разнообразных учреждений дополнительного образования, что проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения.
- Различное ведомственное подчинение учреждений: Министерство культуры, Министерство образования, Государственный комитет по физической культуре и спорту.
- Специфика субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Тот или иной профиль открывается с появлением нового специализированного педагога [2].
Таблица 1 – Характеристика видов учреждений дополнительного образования
Вид учреждения |
Охват образовательных областей |
Уровень и качество образовательных программ |
Пример учреждения | Дополнительная образовательная программа одной направленности | Дополнительные программы разной направленности |
Центр |
Многопрофильные |
Многопрофильные |
Центр дополнительного образования детей, центр внешкольной работы, детский экологический центр, центр детского технического творчества |
- | От 4 направленностей |
Дворец |
Многопрофильные |
Многопрофильные |
Дворец пионеров и школьников, дворец спорта для детей и юношества |
- |
Все направленностей |
Дом |
Многопрофильные |
Многопрофильные |
Дом юных натуралистов, дом детского творчества |
- |
Не менее 5 направленностей |
Клуб |
Однопрофильные |
Профилированные |
Клуб детско-юношеский физической подготовки, клуб юных техников |
Любая направленность |
- |
Станция |
Однопрофильные |
Профилированные |
Станция детская экологическая, станция юных натуралистов |
Эколого-биологический или научно-технический |
- |
Школы |
Многопрофильные |
Специализированные |
Школы дополнительного образования, детско-юношеская спортивная школа. | Военно-патриотический или художественно-эстетический |
- |
Структура современных однопрофильных учреждений может быть представлена как многоуровневая образовательная система:
Первый уровень – формируются начальные знания содержания программы. Основной задачей данного уровня является формирование мотивации к продолжению изучения данного профиля.
Второй уровень – создаются программы по ряду специальностей, являющихся традиционными для учреждений данного профиля.
Третий уровень – разрабатываются программы для детей, которые связывают продолжение образования с освоением специальностей соответствующих профилю учреждения.
Для многопрофильных учреждений также характерно выделение уровней образования: начального, базового и допрофессионального. Однако в данном случае учреждение предоставляет детям выбор сфер и видов деятельности.
Таким образом, учреждения дополнительного образования разнообразны по содержанию и видам. Выделяют центры, дворцы, школы, клубы, дома и станции дополнительного образования.
Библиографический список
- Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие / М.А Брутова ; Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ), 2014. – 218 с.
- Осипова, Л.Е. Учреждения дополнительного образования детей и их методическое обеспечение : учебное пособие / Л.Е. Осипова ; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск : ЧГАКИ, 2005. – 192 с.