ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА ЗВУК В ТВОРЧЕСТВЕ А.А. БЛОКА НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ИЗ ЦИКЛОВ «ИТАЛЬЯНСКИЕ СТИХИ» И «СТРАШНЫЙ МИР»

Хаустова Владислава Викторовна
Северо-Кавказский федеральный университет
г.Ставрополь, студент бакалавриата филологии

Аннотация
В данной статье автор рассматривает понятия концепта и лексико-семантических полей, определяет их место в лингвистике, устанавливает между ними связь, а также определяет лексико-семантические поля концепта «звук» в анализируемых циклах А.А. Блока.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Хаустова В.В. Лексико-семантическое поле концепта звук в творчестве А.А. Блока на примере стихотворений из циклов «Итальянские стихи» и «Страшный мир» // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92528 (дата обращения: 29.03.2024).

Говоря о Серебряном веке, мы сразу вспоминаем об А.А. Блоке. Творчеству его посвящено немало трудов; в разное время изучением его поэзии, влиянии на современников рассматривали В.Н Быстров, С. Голдберг, А.П. Авраменко, Н.А. Богомолов, Н. Венгров, П.П. Громов, З.Г. Минц. Поэзия А.А. Блока всегда отличалась особой изобразительностью, начиная от постоянных типично блоковских образов, его необычайной театральности стихотворений до поразительной музыкальности произведений.

У А.А Блока необычайно разнообразно представлен концепт звука. Связано это с тем, что творчество А.А. Блока во многом мифопоэтично, можно сказать, что он стал определенным звеном между русской классической поэзией и поэзией нового мира, вобрав в себя, тем не менее, многое из народной культуры. Современная лингвистика также трактует термин «концепт» как форму репрезентации представлений о мире. Именно концепт является центральным понятием в когнитивной лингвистике.

Это, по теории Д.С. Лихачева, как раз находит отображение в понятии концепта, содержание которого взаимосвязано с национально-культурным опытом человека: «Концепт…является результатом столкновения словарного значения… с личным и народным опытом человека» [1:4]. А раз это непрерывный процесс познания мира человеком, то можно поставить знак равенства между терминами концепт и смысл. И если проводится знак равенства между этими двумя понятиями, то можно сказать, что в понятие концепта может быть включён ряд семантических ассоциаций, составляющими которых могут быть различные лексические единицы, и эти единицы могут одновременно входить в одну или несколько групп – то есть, составлять лексико-семантические поля. Семантическое поле – самая крупная лексико-семантическая парадигма, объединяющая слова разных частей речи, соотносимые с одним фрагментом действительности и имеющие общий признак (общую сему) в лексическом значении [2:321]. Концепт является ядром семантического поля, которое включает в себя и периферические значения. Именно в ядре концепта заключена семантика ключевой лексемы. В свою очередь понятия, находящиеся в периферии, могут являться ядрами для других семантических полей. Здесь можно увидеть гипо-гиперонимическую связь, то есть наложение полей друг на друга. Следовательно, лексическая композиция языка может быть представлена как набор отдельных групп слов, связанных определёнными отношениями. На современном этапе развития лингвистики учёными выделяются следующие типы семантических полей:

1) функционально-семантические,

2) ассоциативно-семантические,

3) лексико-семантические.

В этом исследовании нас интересуют лексико-семантические поля. По Л. М. Васильеву: «Семантическими полями принято считать и семантические классы (группы) слов какой-либо одной части речи, и семантические классы (группы) слов разных частей речи, и лексико-грамматические (функционально-грамматические) поля…» [3:126], поэтому в исследовании допустимо провести знак равенства между ЛСП И ЛСГ.

Исследуя ЛСП концепта «звук» в лирике А.А. Блока, мы можем определить, какое место занимает звук в творчестве поэта. Начать стоит с того, что все стихотворения А.А. Блока насыщены звуком, который зачастую играет роль в развёртывании сюжета. Так, неслучайно в начале цикла «Итальянские стихи» стоит стихотворение «Искусство – ноша на плечах…», в котором уже с первых строк возникает звук, не просто звук, но звук жизни: «Почувствовать, как в жилах кровь / Переливается певуче». И в то же время в начале цикла «Страшный мир» мы видим строки из стихотворения «Идут часы, и дни, и годы…»: «Слова? — Их не было. — Что ж было?», – и этот образ тишины, отсутствия звука уже вводит читателя в определённую ситуацию, вызывает у него нужную эмоцию.

Определим значение слова «звук»: «ЗВУК, а, м. 1. То, что слышится, воспринимается слухом: физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Скорость звука. Звук голоса. Звук выстрела. Музыкальный звук. Ни звука (о полном молчании). Без звука согласился (без всяких возражений; разг.). 2. звуки речи минимальные членораздельные элементы речи с присущими им физическими признаками (спец.). Гласные звуки. Согласные звуки. | прил. звуковой, ая, ое.» [4:187].

Использовав интерпретацию и наблюдение за частотностью употребления языковых единиц, я определила в циклах стихотворений «Итальянские стихи» и «Страшный мир» 113 номинаций концепта «звук». Сгруппировав их, можно увидеть четыре лексико-семантических поля, ядерное значение которых будет «то, что слышится, воспринимается слухом». Здесь и далее номинации представлены библиографическим источником №5.

В состав ЛСП «мелодия» было отобрано 9 лексических единиц. Ядерную зону составляет лексема «мелодия» в значении «определённая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство; мотив, напев»:

  1. Возник позабытый напев;
  2. И сейчас же в ответ что-то грянули струны;
  3. И я, который пел когда-то нежно;
  4. Канцоной нежной;
  5. Но лязг костей музыкой заглушон;
  6. Отец грядущий сквозь напевы / Уже предчувствует меня?
  7. С кабацкой скрипкой, монотонной и певучей;
  8. Щемящие ноты;
  9. Я брёл, вспоминая напев.

В состав ЛСП «песня» было отобрано 22 лексические единицы. Ядерную зону составляет лексема «песня» в значении «произведение в звучании, в момент исполнения, а также самая мелодия, звуки такого произведения»:

  1. Автомобиль пропел;
  2. Будет петь кровь;
  3. Ветр ночной поёт;
  4. Винты поют, как струны;
  5. Воскресший глас плакиды не пел;
  6. Губы пели;
  7. Исступлённо запели смычки;
  8. Кровь переливается певуче,
  9. Медь поёт, как труба;
  10. Медь торжественной латыни поёт;
  11. Он разучился славить бога и песни грешные запел;
  12. Певучее кольцо;
  13. Пели смычки о любви;
  14. Поёт ручей;
  15. Поют глухие струны;
  16. Поют колокола;
  17. Пропеллер продолжает петь;
  18. Сегодня – трезво торжествую, а завтра – плачу и пою;
  19. Скрипки поют;
  20. С песнию чугунной;
  21. Тень Данта мне поёт;
  22. Тянется песней зурны.

В состав ЛСП «голос» было отобрано 33 лексические единицы. Ядерную зону составляет лексема «голос» в значении «звуки, сопровождающие какое-либо явление, а также сопровождающие действие, работу каких-либо людей, животных, устройств, предметов»:

  1. Безмолвные гроба;
  2. Бормотание шпор;
  3. Венгерский танец звенит и плачет;
  4. Воет поток многопенный;
  5. Вой похоронных труб;
  6. Все говорили кругом;
  7. Глаз молчит;
  8. Гнусавой мессы;
  9. Голос влюблённый;
  10. Голос страсти;
  11. Город рыдал;
  12. Дворовый щенок голосил;
  13. Душа безумно плачет;
  14. Зашептались тревожно шелка;
  15. И когда ты смеёшься над верой;
  16. И шепчет: «устал я шататься»;
  17. И, бросая, кричала: “Лови!..”;
  18. Мглистый клич;
  19. Молчаливая ложь;
  20. Молчаливым пожаром;
  21. Ноты в пустыню зовут;
  22. О причитаньях у южных хорватов / рассказывал долго;
  23. О службе рассказывал друг;
  24. Раздался голос: Ecce homo!
  25. Скрипок вопль;
  26. Стон протяжный;
  27. Стонет зурна;
  28. Страстно твердить твое имя, Мария;
  29. Страстный крик;
  30. Хрипят автомобили;
  31. Цыганка плясала / и визжала заре о любви;
  32. Шепча заветное «аминь»;
  33. Я числю каждый раз без слов.

В состав ЛСП «окружающие звуки» было отобрано 49 лексических единиц. Ядерную зону составляет лексема «звук» в значении «то, что мы слышим, воспринимаем нашим органом слуха.»:

  1. А монисто бренчало, цыганка плясала;
  2. Аптекарь крякнул;
  3. Будить мои колокола;
  4. В вечернем звоне хрупкого бокала;
  5. В мурлыкающем нежно треске;
  6. Вечер тише;
  7. Военной брани и обиды забыт и стёрт кровавый след;
  8. Где прежде бушевало море, там — виноград и тишина;
  9. Гиганты бьют полночный час;
  10. Глухие струны;
  11. Глухо щёлкает замок;
  12. Громовые раскаты;
  13. Жизни гул упорный;
  14. Жужжащий звон;
  15. Жужжит волчок;
  16. Звенели провода.
  17. Звенело, гасло, уходило / и отделялось от земли;
  18. Звенят велосипеды;
  19. Звон долинный;
  20. Звон, и трубы, и конский топ;
  21. Звук дождя стеклянный;
  22. И зверь с умолкшими винтами;
  23. И перья торжествующе скрипят;
  24. И хруст песка, и храп коня;
  25. Луч звенящий;
  26. Мы услышим полет всех планет;
  27. Назойливому звуку;
  28. Неистовые звуки;
  29. Ни лай собачий, / ни грохот тележный — / ничто, ничто;
  30. Но ты свищешь опять и опять;
  31. Он близок, миг рукоплесканий;
  32. По мягким коврам прозвенели шпоры;
  33. Погребальный звон;
  34. Пол скрипучий;
  35. После — под звон телефона;
  36. Рожок победный;
  37. Скрежещущий таксомотор;
  38. Скрипучие колена;
  39. Смутный шелест знамён;
  40. Странный звон;
  41. Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор;
  42. Уст о блаженно-странном лепет;
  43. Флорентийский звон;
  44. Чем-то звякнул;
  45. Чёрный глаз смеётся; дышит грудь;
  46. Шпоры, смех, заглушённый дверьми;
  47. Шумящих крыл шатёр;
  48. Это кровь прошумела в ушах;
  49. Язык огня взлетел, свистя, над нами.

Представив данные в виде диаграммы, можно увидеть, что А.А. Блок активно использовал звуковую номинацию для создания определённой реальности, ведь 43% занимают именно звуки окружающего мира. Стоит отметить также и то, что А.А. Блок активно пользовался средствами художественной изобразительности (выделены жирным шрифтом). Они занимают 70,06 % от общих звуковых номинаций. Больше всего тропов представлено олицетворением, эпитетами – А.А. Блок наделяет голосом не только людей, но и всю реальность, в которой происходит действие. Чуть меньшим разнообразием представлены метафоры, метонимия, сравнения, аллегория и антитеза.

Диаграмма №1. Процентное соотношение ЛСП концепта «звук»


Меньшим количеством – 29 % – представлен голос как таковой, причём, как мы упоминали выше, говорят у поэта не только люди, но и животные, предметы, природа. Пение как процесс занимает 20% от общей номинации концепта «звук», но стоит отметить, что сама песня у А.А. Блока редко радостная, чаще всего это либо глубокая медитативная мелодия, идущая из глубины человеческого «Я», либо истерично-визгливая, с надрывом. Связать это можно с тем, что, по большей части, в рамках данного исследования больше всего примеров представлено из цикла «Страшный мир», где поэту приходится создавать именно такую реальность – реальность параллельного мира, где лирический герой вынужден столкнуться с лицемерием, подлостью, двуличием. Этот герой имеет своего доппельгангера, ведь лирический герой отчасти списан с самого А.А. Блока, ведь в двойнике своём поэт отображает то, что ненавистно ему в себе. Немало отсылок мы можем увидеть и к России блоковского периода – к революции и последовавшей за ней реакции. Страстный интерес, пробужденный революцией, породил в А.А. Блоке веру в простого человека, в его внутреннюю красоту. Именно за рабочим человеком видел будущее поэт. Именно о простом работяге он отзывался с почтением и благоговением, именно в их голосе он слышал «ветровые пения». Только в единстве с народом поэт видит преодоление «страшного мира», преодоление революционных настроений. Песня, голос, мелодия, звук – всё идёт от простого народа, именно его «песня» должна лечь в основу нового мира: «Расстроенная скрипка всегда нарушает гармонию целого; её визгливый вой врывается докучной нотой в стройную музыку мирового оркестра. И есть в мире люди, которые остаются серьёзными и трагически скорбными, когда всё кругом летит в вихре безумия; они смотрят сквозь тучи и говорят: там есть весна, там есть заря» [5:76]. Мелодия занимает лишь 8% от общей номинации концепта «звук».

Таким образом, наблюдение над вербализацией концепта «звук» в творчестве А.А. Блока выявило сложное и многогранное восприятие концепта. В рамках циклов звуковая картина миров представлена сложной системой образов. В циклах звучат человеческие голоса, звуки инструментов, живого и неживого мира. В обоих циклах присутствуют два мира – реальный и ирреальный, и в момент эмоционального подъёма или упадка лирический герой слышит, как оживает реальность вокруг него и начинает свой «разговор». Звуки эти связаны с мирозданием, которое посылает сигналы лирическому герою, служат развёртыванию сюжета, предвосхищают эмоциональное настроение героя. Неслучайно и то, что оба эти цикла являются реакцией на произошедшую в России революцию и последующие настроения в ней. Сам поэт считал «Итальянские стихи» чертой, которой он подвёл огромный этап своей творческой деятельности и жизненного пути, после которого необходимо самопознание. «Страшный мир» же явился его реакцией на происходящие в России изменения. Страшный мир – это мир не только мир демонов, это ещё и предчувствие лирического героя в гибели собственной души. И тем не менее, бунтарская натура поэта верит в лучшие изменения и грядущее счастье народа путём духовного очищения.


Библиографический список
  1. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. – М.: Academia, 1997. – 320 с. С. 4;
  2. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань, 2010. 488 с. С. 321;
  3. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. М., 1990. 176 с. С. 126;
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред.чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. 750 с. С. 187;
  5. Блок А.А. Книга третья (1907-1916). Стихотворения и поэмы - М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит., 1960. – 714 с. С. 5-35, С. 50 – 62;
  6. Александр Александрович Блок. Том 5. Очерки, статьи, речи. Собрание сочинений в девяти томах #5. Москва: Гослитиздат, 1962. 356 с. С. 76.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Хаустова Владислава Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация