Кризисы — нормальное проявление не только в отношениях среди двух людей, но и внутри одной личности. К примеру, любой человек по мере взросления и на протяжении собственной жизни идет через ряд возрастных кризисов. Данное состояние следует подразумевать как качественное изменение психики, когда человек прекращает строить прежние стандарты действия и возникают новые, изменяются убеждения в жизни и отношение к себе.
Переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи предполагает собою нормативные кризисы в развитии семейной системы, т.е. кризисы, переживаемые любой семьей, сущность которых — в разрешении противоречий среди новых задач, встающими перед семьей, также характером взаимодействия и общения среди членов семьи. Проблемы, переживаемые множеством семей в момент перемены их функций и структуры, нормативными стрессорами. Каждый переход определяет перед семьей новые цели и проблемы и требует структурно-функциональной перестройки, в том числе перемена в иерархии функций семьи, разрешение проблемы о главенстве и лидерстве также разделение ролей.
В семейном кризисе можно отметить два возможных направления последующего формирования семьи:
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных взаимоотношений также включающая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе возможную вероятность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Благополучность разрешения кризисов перехода гарантирует результативное функционирование семьи также ее слаженное развитие.
Кризис 3-7 лет продолжается приблизительно год. Он выражается в потере романтичных настроений, уменьшении (потере) взаимопонимания, увеличении инцендентов, психологической напряженности, ощущении неудовлетворенности союзом, супружеских изменах. Кризис 17-25 лет сформулирован не настолько наглядно, однако наиболее долог (вплоть до нескольких лет). Его признаки – повышение эмоциональной неустойчивости, появление эмоции одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, чувство старения. Если принять в интерес, то что появление детей происходит в семье приблизительно на 3-4-м году брака, в таком случае несложно заметить, что хронологический промежуток 3-7 года союза связан со стадией семьи с маленькими детьми (младенческого также раннего возраста), т.е. с этапом более жесткой перестройки семейной концепции – началом родительства, принужденным отчуждением молодой мамы от профессиональной также учебной работы, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, уменьшением (как правило) уровня материального благополучия семьи.
Таким образом, эти повторяющиеся кризисы семьи обусловлены преобразованиями ее функций и структуры.
Второй «стандартный» временной промежуток наступления кризиса включает промежуток «семья с детьми-подростками» и период отделения взрослых детей, связанный с окончанием исполнения функции их обучения. Таким образом, наиболее яркие проявления кризисов в жизненном цикле семьи связаны с началом реализации супругами функции родительства также обучения ребенка и с ее прекращением.
Наравне с нормативными кризисами можно говорить и о ненормативных кризисах семьи, стимулированных такими событиями, как расторжение брака, супружеское предательство, изменение состава семьи, не взаимосвязанное с рождением детей, усыновление приемных детей, неосуществимость совместного проживания супругов в силу разных факторов, подростковая беременность, финансовые проблемы и т.д. Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, делят на сверхсильные и хронические.
К сверхсильным стрессорам причисляют: гибель одного из супругов, родителя либо ребенка; супружескую измену; внезапное также кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение общественного статуса, материального положения семьи); серьезное хроническое заболевание кого-то из ее членов.
Хронические стрессоры включают такие условия, как неблагоприятные жилищные также материальные условия; значительное эмоциональное напряжение также значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности; домашние нагрузки; несоблюдение межличностной коммуникации также продолжительно сохраняющаяся конфликтность как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах.
Умение семьи противодействовать стрессогенным факторам обусловливается ее сплоченностью и наличием внутренних также внешних ресурсов противодействия стрессу. Появление внезапного переломного события приводит к дисбалансу семейной системы также требует приспособления к новой действительности.
Таким образом, семья в своем развитии проходит несколько стадий, каждый из которых содержит в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи также формирования семейной системы в целом. Вероятность перехода семьи в следующую стадию формирования определена гибкостью семейной системы, характеризующей ее готовность к переменам. Присутствие сознательной установки на совместное с партнером развитие и своевременное выявление проблем в отношениях обусловливают возможность супругов вносить поправки в свое поведение.
Библиографический список
- Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2011. – 735 с.
- .Эйдемиллер, Э.Г.Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 651с.
- Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений / Р.Р. Калинина. – СПб: Речь, 2009. – 350 с