ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Кошпаева Татьяна Альбертовна
Поволжский государственный технологический университет
магистрант

Аннотация
Данная статья повествует о ошибках родительского воспитания детей.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кошпаева Т.А. Ошибки родителей в семейном воспитании ребёнка // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/05/92127 (дата обращения: 19.04.2024).

Семья – это чаще всего скрытое от внешнего наблюдения общество сложных отношений, обычаев и законов, которые в той или иной степени сказываются в спецификах личности ее членов, также в главную очередь ребенка.

Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

- неверные понятия отца с матерью о спецификах проявления родительских чувств;

- недостаток эмоциональных познаний родителей о возрастном формировании детей и адекватных ему способах воспитания;

- недооценивание значимости индивидуального примера родителей и единства требований, предъявляемых к детям.

Распространенный вид неправильного семейного воспитания – гиперопека («потворствующая гиперпротекция», либо воспитание согласно типу любимец семьи). В следствии у детей появляется необходимость быть постоянно на виду, ни в чем не знать отказа, воспитывается их уверенность в собственном успешном будущем. Если этого не происходит, дети стараются брать все желаемое силой, всевозможными противозаконными способами или считают себе несчастными, обманутыми, ущемленными. Ребенок утрачивает умение к мобилизации собственной энергии в сложных ситуациях, ожидает поддержки от старших, также в первую очередь от отца с матерью. У детей формируется так называемая выученная несамостоятельность – условнорефлекторная реакция принимать всевозможные преграды как непреодолимые.

Немаловажную значимость в формировании данного вида воспитания представляют факторы, связанные с детством самих родителей, также в первую очередь матерей, многие из которых росли в недостатке тепла и любви. Они полны решимости дать своим детям то, что недополучили сами, однако, если «перегибают палку», появляется слишком заботливое отношение к детям.

Желание мамы привязать к себе детей имеет в своей основе и выраженное ощущение беспокойства либо беспокойства по поводу состояния его самочувствия, в особенности в случае если его появление на свет сопровождалось какими-либо отягощениями или в младенческом возрасте он мучился хроническими, а иногда и опасными для жизни болезнями. Зачастую в основе гиперопеки находится нравственное заблуждение: в сознании отца с матерью ребенок превращается в сокровище.

В некоторых случаях гиперопека отца с матерью мотивирована беспокойством из-за своего одиночества и назойливой необходимостью в эмоциональной защите, скорее себя, нежели детей. Гиперопека способна появляться в следствии тех или иных психологических патологий у мамы. Подобные патологии приводят к ненормальной необходимости мамы в зависимом положении детей.

Пренебрежение основными нуждами детей (моральная жестокость) – частое проявление в неблагополучных семьях. В основе жестокости отца с матерью могут находиться самые различные предпосылки социального и эмоционального порядка, но чаще всего жестокие родители являются жертвами личных взглядов. Обычно сурово обращаются с ребенком родители, которым никак не под силу воспитание собственных детей. В случае если отследить цепь происшествий, ведущую к ожесточенному обращению, можно выявить такие характерные эпизоды: ребенок создает что-то, что отец с матерью считают проступком, он способен рыдать в то время, если родитель смотрит телевизионную передачу, ребенок учиняет хаос в собственной комнатке, в то время как мама гордится безупречным порядком в жилье, ребенок всего лишь замазал штаны, в тот период когда мама приравнивает это к неповиновению также нечистоплотности, либо он играет на улице с приятелями и приходит домой позднее определенного времени. Во всех этих моментах ребенок совершает «преступления» только лишь против системы ценностей его родителей.

В семьях, где установлено ожесточенное отношение к детям, зачастую имеется ребенок цель, на которого остальные члены семьи проецируют все собственные трудности. Его полагают особым, имеющим отличия от других: или слишком активным, или слишком бездейственным, и он становится объектом враждебности членов семьи. Ребенок способен напоминать о неприятном родственнике, быть любимчиком одного из родителей, способен обладать недостатками, что нервирует, расцениваться недоброжелательным, обладать физические либо интеллектуальные недочеты.

Зачастую вспышки бесчеловечного действия бывают обусловлены опасной обстановкой в семье либо стечением сложных семейных факторов. К ним возможно причислить потерю работы, прощание с любимым человеком, гибель кого-либо из родных, нежелательную беременность, психологическую угнетенность либо даже любое незначительное событие, сознательно важное для взрослого, который отчаянно нуждается в успокоении. Многие родители эмоционально не готовы к ответственности, какую налагают на них материнство и отцовство, по этой причине или принимают слишком близко к сердцу проблемы, связанные с исполнением материнских обязательств, или просто их пренебрегают. В детском возрасте у таких родителей никак не были сформированы умения межличностного общения. Недостаток психологического обучения, что они чувствовали в столь важные для их индивидуального формирования годы, ограничил их умение относиться к себе с уважением также взаимодействовать с другими.

Зачастую фактором безжалостного отношения к ребенку считается недостаток элементарных познаний о детском развитии. Необходимо понимать, что в раннем и дошкольном возрасте дети не могут одновременно выполнить любое требование. Это совершается не от неповиновения, а из-за вялости реакций, замедленности осознания необходимости новых действий, инертности временных нервных взаимосвязей. Главные психологические усилия и «трудное» поведение появляются у детей чаще всего в так называемые критические (переломные) этапы его становления, если появляются и начинают стремительно проявляться новообразования в физической и духовной структуре формирующейся личности. Чем раньше отец с матерью разберутся в данной ситуации, тем будет меньше вероятность появления напряжений и деформаций в психологическом также высоконравственном формировании детей, потребности в силовых методах воспитания.

Не менее пагубным для развития личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющих ему с раннего возраста независимость, которой он еще никак не умеет пользоваться. Такая неверная родительская точка зрения, проявляющаяся в нехватке внимания к ребенку, приобрела название гипоопеки либо гипопротекции. В следствии гипопротекции ребенок испытывает недостаток защиты (протекции) перед незнакомым и пугающим внешним обществом, одиночество и беспомощность в преодолении проблем, в том числе и тех, с которыми он, при помощи со стороны родителей, легко бы совладал.

Крайней формой проявления гипоопеки считается недостаток всякого ухода за ребенком . Особенного внимания заслуживают семьи, в которых дети материально обеспечены, но их эмоциональные потребности и душевные волнение игнорируются: детей никогда не ласкают, не ведут с ними искренних разговоров, не интересуются ни его огорчениями, ни обидами, ни удачами. Это говорит о эмоциональном отвержении детей, о том, что родители никак не только лишь не любят его, но и тяготятся им. Ребенок никак не получает одобрения, однако отмечаются все его недостатки также на него сыплется град замечаний также обвинений, в некоторых случаях отец с матерью прибегают к физическому насилию. Если детям регулярно напоминают, что они плохие, неумелые, бестолковые, бездеятельные, противопоставляют их другим, они имеют все шансы вырасти пугливыми, забитыми, нерешительными в себе, с пониженной самооценкой, данное помешает им в дальнейшем выявить собственные возможности. При нехватке материнского тепла также внимания могут пострадать умственные способности ребенка, способно замедлиться их психологическое формирование. Помимо этого, в случае если ребенку в раннем раннем возрасте никак не получилось установить эмоциональные взаимосвязи со взрослыми, то в более старшем возрасте он встретится на данном пути со значительными проблемами. Умение к эмоциональному отклику развивается с первых месяцев жизни, также, естественно, особая значимость в этом принадлежит родителям, которые обязаны обучить детей радоваться и расстраиваться, сострадать и сопереживать.

Вторая группа педагогических погрешностей родителей – недостаточная психологическая компетентность в области возрастного формирования детей. Наиболее часто это выражается в неумении принимать во внимание перемены в психике детей в обращении с ним согласно модели предыдущего возрастного этапа. Подобная пассивность родителей порождает у ребенка разнообразные формы негативизма. Переход с младшего школьного возраста к подростковому настолько стремителен, что отцу с матерью трудно воспринять перемены в нервной системе детей, также они продолжают его опекать и осуществлять контроль. Родители стараются уменьшить активность, самостоятельность ребенка, порой в авторитарной форме высказывают взгляды о его товарищах, интересах, стараются воздействовать на его увлечения. Естественно, что неуважение к личности ребенка способствует отчуждению от родителей, приводит к раздражительности и непослушанию.

Третья группа педагогических ошибок родителей – недооценивание ими личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании детей. Как известно, процесс первичной социализации детей наступает в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется навык социального поведения, считаются отец с матерью. Подражая им и другим старшим членам семьи, ребенок обучается создавать собственные отношения не только с родными, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними принципы и нормы, которые были усвоены им в родительском доме. Родители нередко недооценивают данный подход воспитательного влияния и требуют от ребенка того, чего никак не делают сами.

В процессе воспитания целесообразнее применять косвенные требования, в которых отсутствует волевой напор и принуждение. Они обладают зарядом стимулирующего воздействия, рассчитаны на положительное начало в представлениях ребенка. Требование-совет, требование-просьба, требование-доверие, требование-намек, требование-одобрение основаны на применении рациональных аргументов также на вере в силы и способности детей, по этой причине с помощью косвенных требований возможно достичь не слепого повиновения, а сознательного послушания. В некоторых семьях среди родителей прослеживаются разногласия в понимании должного и допустимого или в выборе наказания за проступок детей.


Библиографический список
  1. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л.Б. Шнейдер. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Академ. проект, 2011. – 735 с.
  2. Лесгафт П.Ф. «Семейное воспитание ребенка и его значение»// – М., 1991 г. с.10.
  3. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. Пособие. //– Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 928 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кошпаева Татьяна Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация