УДК 37

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Тверская Ольга Николаевна1, Ведерникова Вера Дмитриевна2
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии и коммуникативных технологий
2Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, студент кафедры логопедии и коммуникативных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена речевым нарушениям, которые с огромной скоростью распространяются сейчас. Проведённые исследования полностью доказывают, что в последнее время количество детей с речевыми нарушениями выросли в несколько раз.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тверская О.Н., Ведерникова В.Д. Проблема речевых ошибок у детей дошкольного возраста в современной России // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/04/91995 (дата обращения: 27.01.2022).

XXI век – век высоких технологий. У детей, казалось бы, есть все для развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, к сожалению, в современном мире достаточно сильно распространены речевые нарушения, уже сейчас каждый пятый человек имеет речевое нарушение, хотя буквально двадцать – тридцать лет назад их в несколько раз было меньше.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов. [1]

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

Мы предлагаем обратиться к эксперименту, проведенному Московскими учёными в начале XXI века. В ходе эксперимента продиагностировали 580 детей из 44 детских садов, исследование проводили школьные логопеды по заранее разработанной схеме и вот что они заметили:

«Результаты исследования показали, что дефекты звукопроизношения имелись у 52,5% детей, причем 16,7% из этого числа приходилось на полные звуковые замены, свидетельствующие о не исчезновении «возрастного косноязычия» и являющиеся несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии. Остальные 35,8% составили в основном стертые или выраженные дизартрии». Вывод был пугающий: в пятидесятые годы отмечается 17% нарушений звукопроизношения, а в конце ХХ и начале XXI века — 52,5%, что в три раза больше. Почему ситуация так сильно ухудшилась?

Мы определила 4 аспекта:

  • Социум, в котором сейчас живут и воспитываются наши дети, сильно изменились по сравнению даже с последним десятилетием XX века и не просто изменились, а изменились в худшую сторону. Люди перестали следить за тем, что и как они говорят, перестали замечать свои речевые ошибки, чем испортили не только свою речь, но и речь окружающих, и речь своих детей.
  • К сожалению, сейчас окружающая среда очень неблагоприятно влияет на наше здоровье: воздух которым мы дышим – токсичен; продукты, которые мы едим, не соответствуют стандартам ГОСТ; вода, которую мы пьём в большинстве случаев – хлорированная. Все эти проблемы окружающей среды отравляют наши организмы, чем и негативно влияют на наше развитие, в частности и на речевое.
  • Но, самый удручающий аспект – взаимоотношение родителей и детей. Зачастую у современных родителей не хватает времени и сил на занятия с ребёнком. А треть из них убеждены, что с детьми должны заниматься в садике, школе, дополнительных кружках, даже не задумываясь, что до того как ребёнок пойдёт в сад – он тоже должен развиваться. Учёные давно доказали, что самое плодотворное время для развития ребёнка с года до пяти лет, получается, что около двух – трёх лет развития ребёнка семья забирает, “крадёт”.
  • Ещё один не маловажный аспект: наследственность. Из-за наследственности вырастает процент риска унаследовать речевые нарушения. С наследственностью сложно “бороться”, потому что грубые речевые нарушения могут передаваться через гены, такие как тяжёлое нарушение речи, а незначительные нарушения ребёнок может “впитать как губка”, если один из членов семьи заикается, у ребёнка возрастает шанс заболеть заикание, ведь он постоянно это слышит и воспринимает как правильную речь.

И если социум, экологию и наследственность мы не можем поменять, то на развитие ребёнка мы можем повлиять. В любой семье можно найти хотя-бы час времени, что бы дополнительно позаниматься с ребёнком (почитать книгу, полепить из пластилина или солёного теста, собрать лего, порисовать). Ведь, час потраченного времени сейчас, внесёт огромный вклад в светлое будущее вашего ребёнка.

Для стимулирования речи детей раннего возраста используют игры и занятия, которые включают:

  • Тематические, сюжетно-ролевые, звукоподражательные игры, потешки, хороводы;
  • Чтение, рассказывание, заучивание сказок, стихов, рассказов;
  • Рассматривание и обсуждение карточек к произведениям детской литературы;
  • Занятия с предметными и сюжетными картинками;
  • Разгадывание загадок;
  • Игры, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Всё выше перечисленное благоприятно влияют на развитие детской речи, так как ребёнок лучше воспринимает речь взрослого при опоре на собственные действия и движения с включенными повторами слов. Ещё один плюс – в данном взаимодействии взрослого с ребёнком легко устанавливается эмоциональный контакт. По мере овладения он начинает так же самостоятельно играть. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Сюжетно-ролевые игры, игры – инсценировки способствуют развитию диалоговой речи, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Один из важных моментов в развитии речи – предметно-сюжетные картинки. Изучая картинки вместе с взрослым, ребёнок вспоминает персонажей, охотно называет их, вспоминают, что знал раньше. Ребятам очень нравится, подобные игры с наглядными картинками, которые сочетаются со словами. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В педагогическом процессе можно использовать тематические наборы картинок (части тела, члены семьи, дикие животные, домашние животные); сюжетные картинки с изображением действий (мальчик гуляет с собакой, бабушка вяжет носки, девочки собирают цветы).

По моему мнению, развивать своего ребёнка нужно с первых дней его жизни: чтением сказок, вовлечением ребёнка в разговоры, когда он становится старше привлекать его к появлению речи, учить рисовать, играть с ребёнком, на прогулке рассказывать о природе. Когда ребёнок чувствует, что его родители заинтересованы в его развитии, он начинает быстрее развиваться, он стремится радовать своими маленькими победами свою семью.

Родители должны помнить, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, потому что письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.


Библиографический список
  1. http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-22.shtml#book_page_top
  2. http://www.zaikanie.net/2010/03/statistika-rechevyh-narusheniy.html
  3. http://raguda.ru/vs/razvitie-rechi-v-doshkolnom-vozraste-kratko.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ведерникова Вера Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация