С развитием общества одиночество существовала во всех сферах жизни человека. Одна часть людей пыталась избегать одиночества, другая – наслаждалась ею. Сущность феномена одиночества заключается в том, что явление одиночества воспринимается как индивидуальное переживание.
Первые психологические исследования одиночества были направлены на личностное самовосприятие этого состояния. В процессе исследования многими ученными была выдвинута гипотеза о том, что чувство одиночества возникает у людей, имеющих отклонения в аспектах самовосприятия:
- актуального «Я» – обозначает настоящую психическую совокупность внутреннего мира человека;
- идеального «Я» личности;
- отраженного «Я» – представление личности взглядом другого субъекта.
Так в своих исследованиях личности человека К. Юнг в 20-х годах прошлого столетия ввел понятия интроверта и экстраверта.
В своих работах ученый подробно описал наиболее яркие различия данных типов личности и разъяснил, почему разные индивиду поступают по-разному. Юнгом утверждал, что экстраверту нравиться внимание окружающих: завязывает новые знакомства, принимает участие в общественных мероприятиях, выступает перед публикой. Следовательно, социальное взаимодействие является его непосредственным источником энергии. Одиночество для таких людей приносит чувство дискомфорта и тревожности. Интроверты, напротив, восполняют свои силы, находясь в тихой и спокойной обстановке. Эти люди избегают большие коллективы, так как это мешает им сосредоточиться.
Проблема одиночества у разных исследователей имеет собственное определение. Наиболее популярными являются два различных понятия – уединенность (позитивное точка зрения) и изоляция (негативное). Однако чаще всего термин одиночество имеет негативную окраску.
Г. Зилбург в своих исследованиях различал одиночество и уединенность. Уединенность – «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество – это постоянно присутствующее ощущение. По его мнению, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности, направленную на себя или же на окружение.
Согласно К. Роджерсу, отвергнутость индивида другими «держит людей замкнутыми в своем одиночестве». Страх быть не принятым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность.
С другой стороны, Р. Вейс подчеркивает, что одиночество – продукт суммарного влияния фактора личности и фактора ситуации. С точки зрения социальных отношений одиночество возникает в результате слабого социального взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности. По результатам исследований выявлены два типа одиночества. Во-первых, эмоциональное одиночество, возникающее в результате отсутствия тесной интимной привязанности (любовь, брак и т.д.). Во-вторых, социальное одиночество – отсутствие дружеских связей. Социально одинокий человек склонен к тоске и чувству социальной маргинальности. Похожую точку зрения выдвинул У.Садлер. По его мнению, утрата социальных связей, наиболее значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества.
Понимание одиночества как состояния предлагает Р.С. Немов, который пишет: «Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями». В этом понятии одиночество оказывается одним из многих психических факторов, возникающих и развивающихся в эмоциональной сфере индивида и может вызывать разные психические состояния и переживаться по-разному.
В отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и другие) одиночество подразумевается, как один факторов проблемы общения, сущность которого сводиться к следующему: человек не может найти эмоциональный отклик от собеседника в процессе общения и, как следствие, испытывает одиночество. Наиболее ярким примером является вынужденное общение.
Тему общения также затрагивает А.У. Хараш, у которого одиночество – естественное состояние человека, которое дает ему возможность познать себя. В своих исследованиях он приходит к выводу о том, что “одиночество – это индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт бытия независимо от того, сознается он индивидом или нет».
В работах С.Г. Корчагиной проблема одиночества разносторонний психический феномен. В понятие одиночества, по его мнению, входят множество явлений такие, как чувство, процесс, отношение, потребность». Тогда одиночество как чувство обусловливается переживанием человека своей непохожести на других, «одинаковости», вследствие чего возникают сложности в общении, ощущение непонимания и неприятия со стороны других людей.
Таким образом, чувство одиночества может возникнуть наедине с собой, в толпе людей и даже рядом с родным людьми. Для решения данной проблемы надо определить, какого именно общения и с кем не хватает, какой информации, чувств, ощущений не хватает, и вследствие чего именно этот недостаток восполнять.
Библиографический список
- Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена/ О.Б.Долгинова. – Прикладная психология, 2000. – №4. – с. 28-36.
- Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989.
- Rogers C.R. The lonely person and his experiences in an encounter group. // Rogers C.R. Carl Rogers on encounter groups. -New York: Harper & Row, 1973. P. 119.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1 – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Хараш А.У. Психология одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г.
- Корчагина С.Г. Психология одиночества. М.: Эксмо-пресс, 2008. – 288с.