МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Плотникова Елена Юрьевна
Поволжский государственный технологический университет
студент

Аннотация
Данная статья посвящена изучения поведения индивида в рамках поведенческой экономики. Проведенное исследование позволяет утверждать, что для человека наиболее характерна иррациональная модель поведения.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Плотникова Е.Ю. Модель человека в рамках поведенческой экономики // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/03/91635 (дата обращения: 18.03.2024).

В настоящее время поведение хозяйствующих субъектов определяется не только действием экономических законов, но и комплексом социальных, психологических и других факторов, что определило необходимость и актуальность изучения поведения индивида в рамках поведенческой экономики, что и вступило целью исследования.

В соответствии с целью выделены следующие задачи:

  1. Изучить рациональную и иррациональную модель поведения человека;
  2. Рассмотреть влияния различных ментальных состояний индивидов на поведение человека.

Поведенческая экономическая теория является одним из современнейших исследовательских подходов, теорий, в рамках которых описывается способ принятия решений во всех областях экономики субъектами на различных уровнях хозяйствования, как правило, на микроуровне.

Зарождение в 70-х годах прошлого века данного направления на стыке психологических и экономических исследований является одним из наиболее значительных и  интересных событий в развитии экономической науки, что подтверждается вручением Нобелевской премии по экономике в 2017 г. Ричарду Талеру, за внесение вклада в исследование поведенческой экономики.

С самого начала поведенческая экономика представала как прямой вызов неоклассической экономической теории. Во-первых, активное использование экспериментальных методов, которые с методологической точки зрения ее главной отличительной чертой стало. Во-вторых, отказ от общепринятой модели «экономического человека», что является важнейшей посылкой с содержательной точки зрения.

В современной научной литературе для обозначения экономического человека использовалась аббревиатура REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек. Данная модель указывала на базовые свойства, предписываемые человеку:

  • Ресурсность: владение полной информации о различных ситуациях и множестве альтернатив.
  • Рациональность: умение определять предпочтительность каждой из альтернатив, рассчитывать вероятность наступления различных событий, поведения других индивидов, а также определенность и устойчивость предпочтений.
  • Максимизация: стремление к увеличению роста собственной выгоды.
  • Эгоизм: забота только о собственных интересах.
  • Независимость: принятие решений основывается исключительно на личных предпочтениях.
  • Информированность: точные сведения о собственных потребностях и средствах их удовлетворения.

Однако неоднократные эксперименты,  показали, что в реальной жизни представления, на которых основана эта модель, регулярно нарушаются: отклонения обычного поведения от нормативной модели являются слишком многочисленными, чтобы их игнорировать, слишком систематическими, чтобы отрицать их как случайные ошибки, и слишком значительны, чтобы пытаться включить их в нормативную систему ослабив ее исходные предпосылки. Данные выводы в основном связаны с тем, что люди принимают решения под влиянием не значащей информации; страдают от излишней самоуверенности; ценят собственные предметы выше, чем точно такие же предметы, которыми владеют другие и т.д. То есть их поведение иррационально.

Разнообразные отклонения от траектории рационального выбора делятся на два больших класса – когнитивных ошибок и дефектов воли. Примечательно, что  многие из них рассматриваться как одновременное проявление умственной ограниченности и слабого самоконтроля.  Список отклонений и ошибок, зафиксированных и описанных исследователями поведения человека, велик и непрерывно пополняется. Приведем лишь небольшую градацию:

1.    Эмоциональные «холодные» и «горячие» психологические состояния

Эмоциональное состояние в определенный момент времени, в котором находится человек, может оказывать влияние на совершаемое им решение определенного выбора. В биологически «горячих» состояниях, к которым можно отнести гнев, страх, восхищение, возбуждение и т.д., люди в большинстве случаев склонны принимать нелогичные решения, тогда как в «холодных»: спокойствие, хладнокровие, трезвого размышление и т.д. – взвешенные решения.

Например, вся игровая индустрия построена на доказанном статистикой правиле: вероятность выигрыша всегда меньше 0,5. Но какой «разумный человек», зная данную статистику, войдет в игровой зал, чтобы оставить там собственные денежные накопления? Практика же подтверждает обратное: эмоции у человека, как правило, контролируют холодность разума.

2.       Ошибки оптимизма и пессимизма

Ошибка оптимизма делает людей излишне самоуверенными при принятии решений. Данное явление заключается в недооценке вероятности наступления неблагоприятных событий, способных нанести человеку серьезный, зачастую непоправимый вред.

Существует и альтернативная ошибка – пессимизм, которая делает людей, наоборот, неуверенными в себе, заставляя их завышать вероятность наступления неприятных событий. Следствием этого становится, напротив, сильная вероятность к избеганию риска и ответственности в принятии решений.

Представленные ошибки способны влиять не только на благополучие индивидов, но и на их компетенцию. Так, страх неудачи может негативно сказаться на успешности трудовой деятельности человека. Напротив, повышенная самооценка и чрезмерная убежденность в себе могут ее улучшить.

3.       Эффект присутствия

Эффект присутствия представляет собой склонность людей преувеличить вероятность наступления события, в результате которого они оказались его свидетелями или участниками.

Например, человек, который был ограблен в определенном районе города, будет подсознательно считать его очень опасным, хотя по данным о преступлениях этой местности, это район может быть не опаснее других. Также под влиянием эффекта присутствия индивиды могут отступить от выполнения проектов даже с разумными, умеренными уровнями риска, нанося этим убытки своему благосостоянию.

4.       «Внутренняя мотивация».

Стандартная экономическая теория признает, что для рациональных  агентов значение имеют не только денежные, но также и неденежные аспекты вознаграждения. Чем больше положительных эмоций, которое человек получает  от процесса труда, тем меньше вознаграждение, за которое он будет согласен работать. Следовательно, можно сказать, что при равной денежной оплате люди мотивированные будут готовы работать с большей отдачей, чем люди, для которых сам процесс не интересен и вызывает скуку. Впрочем, это противоречит стандартной модели рационального выбора.

Однако исследователи обнаружили, чтобы вытеснить внутреннюю мотивацию достаточно во многих случаях увеличить денежное вознаграждение. Если человек начинает получать доплату за работу, которую он до этого выполнял за бесценок на добровольческих началах, то он перестает получать от нее удовлетворение и, как правило, начинает настаивать на оплате его труда.

Таким образом, поведенческая экономика рассматривает человека как абсолютно нерациональное существо. Следовательно, она утверждает, что «рационального человека» не было, нет, и скорее всего никогда его не будет. Самое главное заключается в том, что эта иррациональность не случайна и не бессмысленна. Напротив, она вполне систематична и предсказуема, что позволяет надеяться на ее дальнейшее успешное применение.


Библиографический список
  1. Белянин А. Дэниел Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 4-23.
  2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000.
  3. Ценности культуры и модели экономического поведения: Научная монография / Под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. – М.: Издательство «Спутник+», 2011.
  4. Капелюшников, Р. И. Поведенческая экономика и новый патернализм [Текст]:препринт WP3/2013/03 / Р. И. Капелюшников ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013 – 76 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плотникова Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация