Научный руководитель – Прядко С.Н.,
доцент кафедры менеджмента и маркетинга
НИУ «БелГУ», Белгород, Россия
Цель исследования – изучить целевую аудиторию рынка игровых консолей в период пандемии, а именно, конкретного потребителя, его вкусы и предпочтения. Задачи:
- Сбор и обработка информации
- Разработка опроса и его размещение на интернет платформе
- Сбор и анализ полученной информации
- Оценка потребительских предпочтений
- Разработка рекомендаций
Для исследования был выбран объект – потребители игровых консолей «SONY PlayStation».
«SONY» – японская всемирно известная компания по выпуску техники, специализацией которой является домашняя и профессиональная электроника. Одним из сегментов корпорации является разработка и производство игровых приставок «PlayStation» и игр.
PlayStation — серия стационарных и портативных консолей от Sony. Первая приставка вышла на рынок 3 декабря 1994 года. В 2000 году вышла обновлённая версия консоли под названием PSone, которая отличалась от оригинальной PlayStation значительно меньшим размером. Приставка оказалась очень популярной, обеспечив Sony прорыв в игровой индустрии, где до того момента безраздельно властвовали Nintendo и Sega. [4]
Sony PlayStation 3, PS3 — третья стационарная приставка Sony, которая в отличии от своих предшественников умела слушать музыку, смотреть фильмы и бродить по просторам интернета. Также был запущен онлайн-магазин PlayStation Store. Это специализированный магазин Sony, в котором есть огромное количество контента не только за деньги, но и бесплатно: демо-версии игр, ролики, дополнения, полные цифровые версии игр, которые можно также оплатить онлайн.
Рис 1. Сравнение PlayStation разных поколений.
Исследование было проведено в виде онлайн-опроса при помощи сервиса «Google Forms» [1]. Расчёт выборки проводился при помощи онлайн-калькулятора «Allcalc» [2]. Величина выборки составила 52 респондента. Само исследование проводилось с апреля 2019 по ноябрь 2020.
Таблица 1 – Опрос потребителей игровых консолей 2019 г.
Вопрос |
Ответы респондентов |
Имеется ли у вас техника от фирмы «SONY»? | Да – 57,4%
Нет – 36,2% Затрудняюсь ответить – 6,3% |
Хотели бы вы приобрести «SONY PlayStation»? | Да – 60,4%
Нет – 22,6% Затрудняюсь ответить – 17% |
Хотели бы вы приобрести «SONY PlayStation 5»? | Да – 20,8%
Нет – 39,6% Затрудняюсь ответить – 39,6% |
Что для вас является главным при выборе PlayStation?
(выбор нескольких вариантов) |
Цена – 34%
Большой выбор игр – 45,3% Поддержка HD-разрешения в играх – 39,6% Внешний вид и дизайн – 17% Другое – 13% |
В чем вызван ваш интерес к играм в PlayStation? | Популярно – 15,1%
Снижает напряжение и стресс – 28,3% Развивает воображение – 13,2% Времяпрепровождение с друзьями/семьей – 45,3% Увлекает процесс игры – 52,8% Затрудняюсь ответить – 3,8% |
В ноябре 2020 года был проведен идентичный опрос среди наших респондентов. Были выявлены расхождения в некоторых ответах.
При выборе игровой консоли люди обращают внимание на цену и поддержку HD-разрешения в играх. Тенденция к повышенному качеству игр, фильмов в последние годы очень сильно возрастает: многие люди переходят на онлайн-кинотеатры не только чтобы лицензионно смотреть фильмы и сериалы или же не смотреть рекламу. Высокое качество видео на таких платформах все более привлекает зрителя.
Изменились и предпочтения к играм. Люди все чаще выбирают PlayStation для того, чтобы проводить время с друзьями и семьей. При дальнейшем продвижении игровых консолей на рынке важно учитывать и этот факт, так как он может значительно повлиять на продажи. Именно поэтому все более популярными становятся игры с поддержкой онлайн-серверов, развиваются личные кабинеты, которые упрощают вход в игры со своего и не только устройства. Разработчики стараются разрабатывать различные достижения, для повышения интереса к прохождению, подробному изучению или же повышают таким образом реиграбельность.
Во время пандемии, когда вводятся различные ограничения, закрываются кафе, многим людям не хватает простого общения, активности, которые в таком случае могут дать игры с онлайн поддержкой, особенно когда спектр жанров и сюжетов настолько широк, что можно найти развлечение практически для любого человека.
В 2020 году виден скачок продаж «SONY PlayStation 5» в сравнении с «SONY PlayStation 4». За первую неделю выпуска было продано 1500000 консолей 5 версии. Этот результат значительно выше любой другой консоли за прошлые года.
За время карантина возросло количество желающих приобрести «SONY PlayStation 5», о чем мы сказали ранее. Это обусловлено тем, что за прошедший год игровая консоль вышла из состояния «анонса» в непосредственно открытие предзаказов и выдачу товара. Люди видят изменения во всех сферах грядущей приставки, компания обещает новые игры и эксклюзивы, которые точно не будут существовать на иных платформах и даже версиях.
Так же следует учесть интенсивную рекламную акцию, которая включает не только видеоролики на таких платформах как YouTube или таргетированную рекламу. Промо ролики PlayStation 5 уже можно увидеть на наших телевизорах и даже юмористических шоу по типу «Где логика?». Бывалый зритель может удивиться столь активному продвижению, но это лишь больше доказывает, что игровая индустрия активно внедряется в нашу жизнь.
«Стартовые продажи консоли PS5 намного превысили предыдущий рекорд, который, конечно же, достался PlayStation 4. В 2013 году консоль продалась тиражом в 250 000 экземпляров за первые 48 часов. PS5 значительно превзошла продажи Xbox Series X/S в этом же самом регионе. По неподтвержденным данным Microsoft продали примерно 155 000 единиц в первый день за обе консоли.» [3]
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «Sony PlayStation» имеет динамическое развитие на региональном рынке игровых консолей. Хотя игровая приставка и не является вещью первой необходимости, но в наше время она есть во многих семьях на равне с компьютером.
Чтобы успешно продвигать продукцию на рынке, в первую очередь необходимо учитывать мнение потребителей. Респонденты выделили следующие основные критерии при выборе PlayStation: большой выбор игр, поддержка HD-качества и цена. Следовательно, необходимо расширить выбор игр и стремиться к улучшению качества продукта.
Возрастной диапазон у респондентов различен. Но все же в основном играми увлекаются молодые люди в возрасте шестнадцати – двадцати пяти лет. Онлайн-игры на компьютер популярны далеко не первый год, очень интенсивно развиваясь. Этим сейчас занимаются и разработчики игр на консоли, позволяя игрокам искать себе компаньонов в онлайн-пространстве, бродить в мирах, где одновременно могут быть сотни людей с разных стран. В последние годы игры создаются сразу на две платформы: компьютер и игровая консоль. В зависимости от приоритетов и начальной цели, релиз на той или иной версии выходит спустя какое-то количество времени. Однако можно играть с или против игрока за компьютером, будучи с джойстиком в руках или наоборот.
Плюс таких игр в том, что любой человек может подобрать удобную для себя платформу. Можно подключить пульт управления через USB к ПК и играть таким образом, смотря в монитор, а не в телевизор, к которому подключена консоль.
В основном игры в PlayStation привлекают тем, что благодаря им можно отвлечься от проблем реальности, провести время с друзьями, снизить напряжение и стресс. Игры на приставку стали на равне с играми на ноутбуке. Можно использовать их как Интернет-соединение к телевизору и смотреть фильмы, оформлять подписки на различные каналы, программы.
В соответствии с полученными результатами, мы составили следующие рекомендации по продвижению «Sony PlayStation» на региональном рынке:
1. Учитывать мнение потребителей.
2. Увеличить количество игр.
3. Стремиться к улучшению качества продукта, и следить за нововведениями на рынке игровых консолей.
4. Вносить только необходимые изменения и обновления в PlayStation, не теряя качества и при этом, не увеличивая цену.
5. Проводить различные скидки и акции.
6. Провести рекламу, с целью увеличения потребителей.
7. Учитывать критерии возраста и пола при создании игр для PlayStation.
Библиографический список
- Онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. [Электронный ресурс]. URL :https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/ (дата обращения: 15.04.2019);
- Онлайн калькулятор. [Электронный ресурс]. URL: http://allcalc.ru/node/100 (дата обращения: 15.04.2019);
- Информационный канал компании DNS. [Электронный ресурс]. URL: https://club.dns-shop.ru/digest/40286-v-anglii-playstation-5-stala-samoi-prodavaemoi-konsolu-za-vsu-i/ (дата обращения: 6.12.2020)
- Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/PlayStation (дата обращения: 8.12.2020)