УДК 340

РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМОВ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Воронцов Александр Максимович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Грибина Галина Александровна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент

Аннотация
В данной статье авторами была разработана педагогическая модель правового воспитания студентов техникумов. Были охарактеризованы методические рекомендации к разработке педагогической модели правового воспитания студентов техникумов, определены цели разработки модели, выделены отличительные черты разработанной модели, а также представлены её ключевые компоненты.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Воронцов А.М., Дубровин Н.А., Грибина Г.А. Разработка педагогической модели правового воспитания студентов техникумов // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94214 (дата обращения: 25.04.2021).

Для разработки модели правового воспитания студентов техникумов были использованы различные подходы, широко применяемые в педагогической теории и практике.

Так, личностно ориентированный подход позволяет осуществлять правовое воспитание с акцентом на личность, учитывая при этом индивидуальные особенности студентов техникуме. В рамках этого подхода необходимо учесть и изучить имеющийся у студентов личностный опыт, попытаться установить на учебных занятиях доверительно-уважительную атмосферу, помочь студентам стать уверенными, определить и раскрыть их возможности в самореализации.

Системный подход также предоставляет возможность для разработки модели правового воспитания студентов техникума, с помощью, которой, в свою очередь, определяются возможности процесса обучения по формированию правового воспитания студентов, а также поиска способов увеличения результативности работы в этом направлении.

В свою очередь, деятельностный подход основывается на идеях В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других исследователей. Использованию данного подхода при формировании правового воспитания студентов техникума способствует активное участие главных субъектов учебного процесса, которые принимают участие в разнообразных видах деятельности.

Целями модели правового воспитания студентов техникумов являются следующие:

  1. Достижение прочных знаний студентов техникумов о законодательстве, правах и обязанностях личности.
  2. Повышение у студентов техникума авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительное преодоление правового нигилизма.
  3. Создание у студентов техникума устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Также следует отметить, что исследователь Г.Н. Сериков утверждает, что моделям присущи все характерные особенности систем как таковых. Изучив построение моделей педагогических процессов и соглашаясь с его точкой зрения, далее следует перечислить следующие отличительные черты разработанной модели правового воспитания студентов техникума:

-                   единство – итог действия разнообразных факторов не равен их алгебраической сумме;

-                   открытость – среда находится в тесной взаимосвязи со всеми компонентами системы, которые организуют ее в соответствии с целями;

-                   уровневость – соответствие курсантов требуемому уровню сформированное™ правового воспитания, переход с одного уровня на другой;

-                   искусственность – модель сконструирована исследователем;

-                   динамичность – являясь моделью процесса, имеет возможность преобразования составных элементов модели и их связей.

Таким образом, данные компоненты лежат в основе разработки модели формирования правового воспитания студентов техникумов.

Педагогическая модель правового воспитания студентов техникумов представляет собой совокупность определённых действий, выполняемых педагогами и другими субъектами образовательной организации. Данная модель состоит из пяти компонентов:

  1. Принятие решения, характеристика и оценка ситуации, взвешивание возможных и принятие окончательных решений, выбор решения из ряда альтернатив. Такие способности в рамках данного компонента модели развиваются в ходе проведения педагогом техникума учебных деловых игр или самостоятельных работ, когда будущий специалист сталкивается с проблемой принятия конкретного решения по делу.
  2. Коммуникация – сообщение другим людям о своих идеях, чувствах и потребностях. Сюда входят: описание, сравнение, сопереживание (эмпатия), невербальная коммуникация, упорядочение идей. На практических занятиях педагогу техникума целесообразно давать студентам самостоятельные задания по изучению конкретных ситуаций реальной жизни. Проделанная исследовательская работа обобщается на конкретном практическом занятии. В данном случае осуществляется закрепление правовых знаний.
  3. Планирование – подбор средств для осуществления замысла, описание того, что необходимо сделать, какие ресурсы для этого понадобятся, описание последовательности действий, характеристика возможных затруднений. Данный компонент осуществляется при изучении конкретных практико-ориентированных, специализированных курсов (предположим, адвокатура), то есть студенты отрабатывают навыки специалистов данной профессии.
  4. Продуктивное мышление – генерация множества разнообразных и необычных идей, их развитие, углубление. Студенты техникума решают правовые казусы, анализируют практику. При этом они придумывают самостоятельно разные подходы к решению проблемы.
  5. Прогнозирование – предсказание возможных событий либо обращение к прошлому, предположение о событиях, которые могли бы иметь место. Прогнозирование включает предвидение причинно-следственных связей. Студенты техникума в рамках учебного занятия под руководством педагога отрабатывают навыки предсказания негативных последствий, которые могут произойти при следовании субъектом определенной модели поведения.

Также следует привести перечень рекомендаций, следование которых обеспечивает эффективность применения вышеприведённой модели правового воспитания студентов техникумов:

-                   деятельность педагога должна быть направлена на расширение фонда базовых правовых знаний. Творчески мыслить можно лишь тогда, когда заложена прочная база знаний. Зная, например, конкретные нормы права (например, как законом регулируются имущественные взаимоотношения супругов) студента техникумов могут решать творческие задачи разрешения возникших противоречий реальной жизни;

-                   педагогу следует давать возможность студентам умственно размяться. Так, к примеру, при изучении ложной юридической конструкции педагог предлагает размяться и выполнить интересные творческие задания;

-                   педагогу следует воздерживаться при осуществлении правового воспитания от оценок. Пусть студенты больше размышляют над проблемой, а не думают над тем, как их оценят;

-                   педагогу следует устранять внутренние препятствия творческим направлением. Чтобы студенты были готовы к творческому поиску, им надо помочь обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими. Студенты не должны бояться делать ошибку.


Библиографический список
  1. Белоусова Л. В., Печалова Л. В., Печалов А. К. Опыт организации правового воспитания и просвещения студентов ставропольского строительного техникума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 36. – С. 670–674. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46836.htm.
  2. Ганаева Е. Э. Проблемы правового воспитания современного студента // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 512-514. — URL https://moluch.ru/archive/80/14431/ (дата обращения: 21.03.2020).
  3. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Ч. 1: Явление и понятие: учеб. для студентов пед. специальностей / Г.Н. Сериков. – Челябинск: ЮУрГУ: ИЦ«Уральская академия», 2007. – 280 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация