Исследовательская деятельность – это процесс решения задачи, не имеющей заранее известного результата, основанный на освоении особенностей окружающей действительности с помощью научных методов, в ходе которого происходит трансляция общекультурных ценностей. Такое определение дает «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся», разработанная творческим коллективом под руководством Алексеева Н. Г.
Особенность исследования на уроках в школе состоит в том, что оно является учебным. Учебное исследование направлено на развитие личности обучающегося, на приобретение им определенных умений и навыков, а не на получение объективно нового для человечества результата исследования. Другими словами, в образовании исследовательская деятельность направлена на приобретение учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося), в то время как научное исследование ставит перед собой цель произвести объективно новое знание, доказательное и полезное для развития науки [2].
Таким образом, научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний; она требует выдвижение гипотезы, которая может подтвердиться или нет. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является развитие познавательного типа мышления. Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки, как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.
Научные исследования в рамках предмета экономики также могут быть использованы, но внеурочно, на различные конкурсы, и выполняют научные исследования обычно не все, а более способные ученики, которые стремятся делать первые шаги в науке, которым интересен данный предмет. Например, по предмету экономики существует конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», для которого исследование должно быть, конечно, научным. Например, обучающийся может поучаствовать в данном конкурсе с научно-исследовательской работой по теме «Исследование влияния инвестиций в инфраструктуру на экономический рост региона».
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- постановка проблемы,
- ознакомление с литературой по данной проблематике,
- овладение методикой исследования,
- сбор собственного материала,
- его анализ и обобщение,
- выводы [1].
Исследовательская деятельность обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Как показывает опыт организации исследовательской деятельности учащихся в различных образовательных учреждениях, исследовательская деятельность способствует:
- углублению и актуализации знаний обучающихся;
- саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке обучающихся;
- развитию интеллектуальной творческой инициативы обучающихся в процессе освоения образовательных программ;
- овладению методами научного исследования;
- обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
- профессиональному самоопределению обучающихся;
- формированию научно-педагогического сообщества обучающихся, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [3].
Таким образом, исследовательская деятельность – это процесс решения задачи, не имеющей заранее известного результата, основанный на освоении особенностей окружающей действительности с помощью научных методов. В школе на уроках чаще применяется учебное исследование, которое в отличие от научного исследования направлено на развитие личности обучающегося, на приобретение им определенных умений, навыков и компетенций, а не на получение объективно нового для человечества результата исследования.
Библиографический список
- Горбунов, О.П. Организация исследовательской деятельности на уроках экономики как способ развития творческого потенциала личности // Инновационные проекты и программы в образовании. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-ekonomiki-kak-sposob-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti (дата обращения: 25.12.2020)
- Куклина, Т.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках общешкольных проектов // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика и методы организации. – М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. – С. 513
- Сторож, С.И. Организация исследовательской деятельности учащихся / С.И. Сторож, О.А. Блажко. – 2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://учпортал.бел/index.php/opyt-obmen/obmen-opytom/218-konkursy/272-organizatsiya-issledovatelskoj-deyatelnosti-uchashchikhsya (дата обращения: 25.12.2020).