ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАРТЕЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Колосова Дарья Михайловна1, Кузьмин Кирилл Андреевич1
1Санкт-Петербургский государственный университет, бакалавриант кафедры статистики, учета и аудита

Аннотация
На сегодняшний день существует большое количество разнообразных видов несовершенной конкуренции, одним из которых является картель. В данной статье рассматривается картельное соглашение как экономический феномен. В результате исследования были определены основные свойства данного явления, а также проанализированы возможные причины его возникновения.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колосова Д.М., Кузьмин К.А. Основные свойства и причины образования картельных соглашений // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94209 (дата обращения: 14.03.2024).

Любая фирма, действующая на рынке, стремится максимизировать свой доход. Поэтому зачастую у различных участников рынка появляется желание координировать свою продукцию и ценообразование для того, чтобы получить наибольшую выгоду. Причем такая выгода может быть как индивидуальной, так и коллективной [1, С.36]. Сговор между конкурентами (письменный или устный), а также их согласованные действия называется картелем.

Несмотря на то, что картель может возникнуть на любом рынке, где существует конкуренция, наиболее часто он появляется на олигополистическом рынке, т.е. рынке, где присутствует мало продавцов и много покупателей того или иного товара. Это вызвано тем, что процесс достижения соглашения существенно упрощается ввиду наличия небольшого числа участников [2, С.146].

Каждый картель обладает определенными свойствами, среди которых можно выделить следующие [3, С. 37-38]:

1)                Картельное соглашение является частным случаем горизонтальных соглашений — договоренностей между конкурирующими хозяйствующими субъектами, то есть участниками одного товарного рынка. Оно может как существовать само по себе, так и дополняться любыми другими соглашениями (включая вертикальные — договоренности между хозяйствующими субъектами, имеющими отношения поставщика и покупателя и т.п.)

2)                Как правило, количество участников сговора больше двух, что говорит о необходимости создания многостороннего соглашения, а это отличает картель от различных двусторонних соглашений.

3)                Картель предполагает полное сохранение юридической самостоятельности входящих в него предприятий. Однако он подразумевает частичную утрату хозяйственной независимости: на определенные действия, оговоренные или прописанные в картельном соглашении, накладываются ограничения, поэтому нельзя говорить о полной самостоятельности его участников.

4)                В большинстве случаев картель нелегален, так как его основная цель — ограничение конкуренции на рынке и установление нерыночных условий производства товара (к примеру, существенное завышение цены)

5)                Предполагает создание определенных правил и способов контроля за соблюдением картельного соглашения, включая механизмы принуждения. Подобные механизмы необходимы, чтобы участники картеля не нарушали договоренности, не снижали в тайне цену и не изменяли объем производства, если он оговорен в картельном соглашении. То есть в картельном соглашении прописываются не только условия самого договора, но и санкции за их невыполнение.

6)                Картельное соглашение тщательно скрывается его участниками не только от конечных потребителей товаров и услуг, но и от фирм-конкурентов. Это обусловлено нелегальным правовым положением картеля.

7)                Картель считается недолговечным объединением предприятий, т.к. несмотря на коллективную выгоду, каждый участник стремится максимизировать свою собственную прибыль, что толкает его к нарушению договоренности.

Образование картеля зачастую приводит к серьезным социальным последствиям. Во-первых, другие фирмы в отрасли, не входящие в картель, не могут конкурировать с картелем наравне и, как правило, разоряются. Это приводит к росту безработицы. Во-вторых, участники сговора могут создавать искусственный дефицит товара, тем самым увеличивая его цену без улучшения качества. Можно сделать вывод, что картели опасны для всего рынка в целом.

Почему же конкурирующие друг с другом фирмы стремятся образовать картель? Любая компания, действующая на рынке, стремится не только получить прибыль, но и максимизировать ее. Однако в условиях совершенной конкуренции такая фирма является ценополучателем и думает лишь о том, как уменьшение или увеличение ее собственного выпуска отразится на ее прибыли. Такая компания совершенно игнорирует возможные преимущества, которые получат другие фирмы на рынке от изменения совокупного выпуска. Картель, напротив, берет в расчет выгоды каждого его участника.

Вероятность появления картеля гораздо выше на сильно концентрированном рынке [4, С. 142]. Это объясняется тем, что сговор гораздо легче создать и сохранить, когда в него вовлечено меньшее количество участников.

Также на возможность образования картеля влияет специфика фирм отрасли: схожие фирмы, имеющие примерно одинаковые издержки и выпускающие идентичный товар, легче идут на сговор и способны поддерживать его стабильность, так как подобное соглашение будет одинаково выгодно всем фирмам-участницам.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на вероятность образования сговора, является конкуренция фирм не на одном рынке, а сразу на нескольких. Поскольку фирмы сталкиваются друг с другом чаще, чем если бы они работали на одном рынке, и каждая из них может иметь определенные преимущества над другой на одной из площадок размещения, фирмам выгодно координировать свои действия с целью получения максимальной прибыли на всех рынках, где они взаимодействуют.

Все вышеперечисленные факторы, способствующие образованию картелей, можно условно отнести к структурным факторам. Помимо них существуют также институциональные – это совокупность всех норм, создаваемых фирмами или самим государством. Одной из таких норм является принцип наибольшего благоприятствования потребителю – принцип, который, на первый взгляд, должен защищать покупателей от высоких цен. Простейший пример данного явления – это предоставление скидки покупателям на каком-то определенном рынке. Фирма не может устанавливать различные цены для разных потребителей и поэтому вынуждена предоставлять скидки не индивидуально, а сразу группам покупателей. Таким образом, у компании снижается мотивация вообще изменять цену: несмотря на то, что уменьшение цены единицы выпускаемой продукции может привлечь фирме дополнительных клиентов, которые ранее приобретали товары у конкурента, перед фирмой встает важная задача компенсации затраченных средств тем, кто уже заплатил более высокую цену за тот же самый товар. Исходя из этого, фирмам выгодно договариваться о ценообразовании заранее и устанавливать цену сообща. Такие сговоры нередко оказываются довольно стабильными, так как способствуют выигрышу всех участников.

Стоит также отметить, что появлению на рынке картелей способствует безнаказанность: если фирмы предполагают, что за созданием подобного соглашения не последует серьезного наказания, они гораздо охотнее вступают в сговор.

Можно сделать вывод, что картели могут оказаться чрезвычайно выгодными его участникам, однако они оказывают негативное воздействие на рынок в целом.


Библиографический список
  1. Смирнов С.А. Экономика предприятия: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / под ред. С. А. Смирнова, А. В. Колышкина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. – 498 с.
  2. Carlton D.W. Modern Industrial Organization / D.W. Carlton, J.M. Perloff. – Edinburgh: Pearson Education Limited, 2015. – 822 p.
  3. Шаститко А.Е. Картель: организация, стимулы, политика противодействия / А.Е. Шаститко // Российский журнал менеджмента. — 2013. — №4. — С. 31-56
  4. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Л. Кабраль. – Мн.: Новое знание, 2003. – 355 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Колосова Дарья Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация