ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНЫМ ПЛАВАНИЕМ

Чуманова Ксения Анатольевна
СШ Олимп г. Мамадыш

Аннотация
Организованные формы физического воспитания составляют всего 1-3%. Общая двигательная активность учащихся, имеющих доступ к школе, снижается почти на 50%, она уменьшается от младшего школьного возраста до старшего. Школьники должны не только ограничивать свои естественные потребности в физической активности, но также принимать неудобное фиксированное положение в течение длительного периода времени за партой.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чуманова К.А. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста при занятиях спортивным плаванием // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94201 (дата обращения: 14.03.2024).

Достаточная физическая активность является необходимой предпосылкой для всестороннего развития целостной личностиучащегося начальной школы. В последние годы у большинства учащихся заметен недостаток физических упражнений из-за высокого уровня школьной и домашней нагрузки и иныхскрытых причин, которые приводят к многочисленным физическим изменениям.

Исследования, проведенные экспертами и учеными в этой области, показывают, что даже у учащихся начальной школы добровольная двигательная активность (ходьба, игра) составляет лишь 16–19% от дневного времени.

Организованные формы физического воспитания составляют всего 1-3%. Общая двигательная активность учащихся, имеющих доступ к школе, снижается почти на 50%, она уменьшается от младшего школьного возраста до старшего. Школьники должны не только ограничивать свои естественные потребности в физической активности, но также принимать неудобное фиксированное положение в течение длительного периода времени за партой.

Единственный способ нейтрализовать негативные явления, возникающие в организме школьников при длительной и интенсивной умственной работе, – это систематическое развитие их физических возможностей. Спортивное плавание может быть выходом из положения, однако на практике, не все приходящие в спорт дети готовы к нему психологически, не все имеют физическую предрасположенность

Возраст 7 лет в концепции Л. С. Выготского, а после него Д. Б. Эльконина считается кризисным. Основными симптомами этого кризиса являются:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием заключен опыт важности этого действия для ребенка;

2) манеры; ребенок строит что-то из себя, что-то скрывает (душа уже закрыта);

3) симптом «горькой конфеты»: ребенок болеет, но старается его не показывать. Трудности возникают в образовании: ребенок начинает замкнуться и становится неуправляемым[4, стр. 574].

Возникновение этих симптомов связано с тем, что у ребенка появляется новая внутренняя жизнь, жизненные переживания, которые не пересекаются напрямую и непосредственно снаружи. Впервые создана эмоционально-смысловая ориентация основы акта. Ориентация – это то, что эта или другая деятельность принесет ребенку, что может иметь смысл: удовлетворение или неудовлетворенность тем местом, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми.Когда ребенок приходит в школу, вся система взаимоотношений ребенка с реальностью перестраивается, как подчеркнул Д. Б. Эльконин.

Период становления личности от 6 до 9 лет связан с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением начал творческого отношения к действительности. Формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения обеспечивает к 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания других людей, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально значимой деятельности.

Г. Оллпорт также говорит, что ребенок в возрасте от 6 до 12 лет «еще недостаточно доверяет, чтобы быть морально независимым; скорее он догматично полагает, что его семья, религия и группа сверстников всегда правы. Г. Оллпорт называет этот этап рациональным управлением сам и утверждает, что в этом возрасте ребенок начинает понимать свою способность эффективно справляться с требованиями реальности. На том же этапе соответствие, моральное и социальное послушание выражены очень сильно [2, стр. 85].

Ребенок, посещающий спортивную секцию, попадает в условия более жесткие, чем ребенок, посещающий только школу. Он вынужден считаться не только с требованиями, предъявляемыми к нему в школе и дома, но и с требованиями тренера.

Если ребенок приходит заниматься в спортивную секцию, то в вышеназванную систему «ребенок – взрослый» включается еще одна составляющая – «ребенок – тренер», и тогда схема будет выглядеть следующим образом:

«ребенок – учитель»

«ребенок – взрослый» «ребенок – тренер»

«ребенок – родители»

В этом случае две системы: «ребенок – учитель» и «ребенок – тренер» начинают определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Это также можно представить в виде схемы:

«ребенок – учитель», «ребенок – тренер»

«ребенок – родители» «ребенок – дети».[4, стр. 590].

Все те моменты, которые касаются отношения «ребенок – тренер», во многом повторяют отношения «ребенок – учитель», и, в связи с этим, отношение тренера к каждому отдельному ребенку определяет отношение других детей к этому ребенку.

Если отношение взрослого к ребенку относительно успеха или неудачи в какой-либо деятельности основано на сравнении его с другими детьми, то ребенок может одновременно иметь тенденцию к достижению успеха и сопровождающему его отчуждению от других детей. Это сразу проявляется в поведении: зависть, конкуренция становятся типичными спутниками детских отношений. К сожалению, многие тренеры оценивают успех или неудачу ребенка, сравнивая его с другими детьми, и это приводит к тому, что дети отчуждаются друг от друга, соревнуются и соревнуются друг с другом и в то же время совершенно не могут работать в команда с другими [3, стр. 23].

При развитии спортивных занятий ребенок стремится получить признание как от взрослых – тренера и родителей, так и от сверстников. В ситуации успеха или неудачи в достижении спортивных целей ребенок может попасть в ту же «ловушку негативных образований», что и в образовательной деятельности.

Как показали результаты наблюдений, претензии к успеху среди сверстников выполняются не только в образовательной деятельности, но и в овладении спортивными навыками. В спортивной группе, как и в классе, потребность в признании проявляется двумя способами: с одной стороны, это желание ребенка быть «как все», а с другой – «быть лучше, чем все остальные».Желание «быть как все» в контексте как образовательной, так и спортивной деятельности возникает по многим причинам.

1, Дети учатся овладевать специальными навыками и знаниями, необходимыми для этого занятия. Преподаватель или тренер контролирует всю группу детей и призывает всех следовать предложенной модели.

2. Дети будут изучать правила поведения в определенных условиях (класс, школа, бассейн, спортивный комплекс), которые представлены всем вместе и каждому в отдельности.

3. Во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он руководствуется поведением других детей.

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки его знаниям, вопреки его здравому смыслу. Также независимо от выбора поведения испытывают чувство сильного напряжения, растерянности, страха.

Конформное поведение, следование за сверстниками становится типичным для детей младшего школьного возраста. Это проявляется на тренировках (дети, например, работают более старательно, если видят, что другие старательно выполняют все указания тренера или лезут в воду, даже считая ее холодной, если другие уже находятся в воде, но если большинство отказывается работать или начинает настаивать на том, что вода холодная, остальные присоединяются, даже если сами так не считают или боятся гнева тренера), это проявляется в совместных играх и в повседневных отношениях (известно, что если с каким-то ребенком кто-то «не играет», то с ним «перестают играть» и все остальные) [5, стр. 46].

Соответствующее поведение, следующее за сверстниками, становится типичным для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в тренировках (например, дети работают более усердно, если они видят, что другие люди тщательно следуют всем инструкциям инструктора, или лезут в воду, даже если это считается холодным, если другие уже находятся в воде, но если большинство отказывается работая или настаивая на том, что вода холодная, остальные собираются вместе, даже если они так не думают или боятся гнева тренера), это проявляется в совместных играх и в повседневных отношениях (известно, что если кто-то не играет с ребенком, потом с ним “перестань играть” и дальше и отдыхай)

Желание «быть лучше всех» в возрасте начальной школы проявляется в стремлении быстрее и лучше выполнить задачу, правильно решить задачу(выполнить какую-то фигуру, обводить), быть на первом месте. в конкурсе. Ребенок стремится утвердиться среди сверстников.

Утверждение ребенка о значительном месте может иногда принимать аморальные формы. Неудача, неудача других людей может вызвать чувство превосходства.

В этом возрасте у детей сильный конкурентный мотив, направленный на гордость. К сожалению, это не только стимулирует ребенка совершенствовать свои способности и навыки, но и создает у него состояние тревоги.

В то же время мотивы установления и поддержания позитивных отношений с другими детьми имеют большое значение для развития личности младшего школьника. Поэтому желание ребенка получить одобрение и сочувствие со стороны других детей является одной из основных причин его поведения.

Стремление к позитивным отношениям со сверстниками определяет характер поведения ребенка – он хочет быть не только лояльным, но и приятным по отношению к другим детям. Кроме того, если речь идет о детях, с которыми ребенок используется и с которыми у него уже сложились дружеские отношения, то здесь он может проявить независимость в своих суждениях и действиях.

Желание «быть лучше всех» в возрасте начальной школы проявляется в стремлении быстрее и лучше выполнить задачу, правильно решить задачу

(выполнить какую-то фигуру, обводить), быть на первом месте. в конкурсе. Ребенок стремится утвердиться среди сверстников.

Утверждение ребенка о значительном месте может иногда принимать аморальные формы. Неудача, неудача других людей может вызвать чувство превосходства.

В этом возрасте у детей сильный конкурентный мотив, направленный на гордость. К сожалению, это не только стимулирует ребенка совершенствовать свои способности и навыки, но и создает у него состояние тревоги.

В то же время мотивы установления и поддержания позитивных отношений с другими детьми имеют большое значение для развития личности младшего школьника. Поэтому желание ребенка получить одобрение и сочувствие со стороны других детей является одной из основных причин его поведения.

Стремление к позитивным отношениям со сверстниками определяет характер поведения ребенка – он хочет быть не только лояльным, но и приятным по отношению к другим детям. Кроме того, если речь идет о детях, с которыми ребенок используется и с которыми у него уже сложились дружеские отношения, то здесь он может проявить независимость в своих суждениях и действиях.

Э. Г. Эриксон, следуя фрейдовской системе периодизации развития, называет возраст от 6-7 до 11-13 лет латентным периодом развития. С наступлением латентного периода нормально развитый ребенок (а мы исходим из предположения, что обследуемые нами дети развивались нормально) забывает или, вернее, сублимирует настоятельную потребность «делать» людей путем открытого нападения или спешно стать «папой» и «мамой»: теперь он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом. По мнению Эриксона, ребенок к этому возрасту убедился, что «в лоне семьи нет осуществимого будущего, и поэтому охотно соглашается приложить себя к освоению трудовых навыков и решению задач. У детей развивается усердие и постепенно вытесняются целью довести производственную ситуацию до завершения. Эго ребенка включает в свои границы его рабочие инструменты и навыки: принцип работы приучает его получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию.

Чувство неадекватности и неполноценности – вот опасность, которая подстерегает ребенка на этой стадии. Если он отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом им положении среди товарищей по орудийной деятельности, то это может отбить у него охоту к идентификации с ними и определенным сегментом орудийного мира [6, стр. 79].

Важнейшим принципом первичного отбора является ориентация на качества и способности, которые определяют получение высоких результатов в оптимальном для этого возрасте, а не на временных признаках, исходящих от природы. Многие тренеры неоправданно придают большое значение скорости овладения техникой плавания, то есть признаком явно скоротечного или, что хуже, результатов тестов, не характерных для пловцов – количество подтягиваний в подвеске и подтягиваниях, скамейке, приседаниях, ручной динамометрии и т. д. Результаты этих тестов, которые не являются специфическими для пловцов, не являются критерием обещания. Таким образом, эффективность первого этапа долгосрочного отбора пловцов предполагает стабильность, то есть мало изменяющуюся в начале развития возраста и незначительно подверженную влиянию тренировочных признаков, в частности, морфологических.

Именно с визуальной оценки морфотипа новичка и измерения его основных антропометрических показателей, которые часто начинают определять потенциал для спортивного плавания. В то же время предпочтение отдается пропорционально сложенным, высоким детям с небольшим весом, гладкими (с плохо выраженным рельефом) мышцами, тонкими лодыжками и запястьями, большим размером кисти и ступни. Кстати, у ребенка 9-10 лет длина стопы является еще более надежным свидетельством в пользу его большей длины тела, чем рост самого ребенка. Кроме того, он достаточно надежен для прогнозирования.

О важной длине тела пловцов можно судить по работам родителей новичка, используя следующие формулы, разработанные чешским специалистом Каркусом:

Прогнозируемый рост мальчиков = (рост отца х 1,08 + рост матери) х 1,08

Прогнозируемый рост девочек = (рост отца х 0,923 + рост матери)

Оценка состояния здоровья имеет основополагающее значение при первоначальном отборе, поскольку даже незначительные отклонения, которые существуют, могут не только помешать успешному спортивному совершенствованию, но и серьезно усугубить влияние тренировок. Привлечению ребенка к начальной тренировке по плаванию должен предшествовать тщательный медицинский осмотр, основной задачей которого является выявление детей с прямыми противопоказаниями к занятиям спортом (ревматизм, диабет, бронхиальная астма и т. Д.). Во время медицинского осмотра также очень важно сравнить паспорт ребенка и биологический возраст, поскольку известно, что темпы полового созревания могут вызывать очень широкий биологический возрастной диапазон, до 3-4 лет, у детей паспортный возраст. Естественно, дети с ускоренным биологическим созреванием по большинству показателей физического развития и морфофункциональным показателям превосходят детей с нормальным биологическим развитием и, кроме того, с медленным биологическим развитием и, если это не учитывается, может быть допущена серьезная ошибка [1].

Важным аспектом первичного отбора является оценка качеств и моторных навыков, с одной стороны, профиля для плавания и, с другой, широко определяемого генетически. Такая оценка должна проводиться с использованием простых и доступных тестов во время массового теста. Скоростные навыки определяются, например, результатом бега на 30 или 60 метров. Сила скорости – в зависимости от высоты прыжка вверх, сжимая две ноги или по всей длине прыжка спереди вперед; Выносливость – в зависимости от результата при беге на 300 или 600 м; Гибкость – по глубине наклона вперед и расстоянию между руками, когда «вращение» осуществляется двумя руками; Навыки координации – в зависимости от разницы в высоте при прыжке двумя ногами с хлопающими руками или без них, а также в результате теста на челночный бег и т.д.

Принципиально важным при первоначальном отборе пловцов является особая оценка таланта плавательных движений, которая не компенсируется «ощущением воды». Для одаренного ребенка характерны естественные и мягкие движения в воде, хорошее упорядочение, баланс и плавучесть тела. Опытный тренер может оценить эти качества в течение нескольких минут наблюдения за начинающим пловцом. В качестве дополнительных указаний рекомендуется указывать длину скольжения со стороны бассейна и глубинупогружения в воду. Выполняя последнее испытание, пловец с полным вдохом, подняв руки вверх, постепенно погружается в воду на краю бассейна. Отличная плавучесть характеризуется погружением, при котором локтевые суставы в его конечной точке находятся на уровне поверхности воды, удовлетворительным – погружением, когда руки выступают над водой, очень плохим – таким, при котором пловец полностью опускается на дно бассейна[1].

Необходимость первичного отбора обращать больше внимания на личность – психологические качества совершенно очевидны. Для начинающих необходимые качества проявляются в стремлении ко всему, что необходимо для занятий плаванием, рвении и стремлении завоевать похвалы, решительности в игровых ситуациях, смелости в выполнении неизвестных заданий.

Подводя итоги материала о первоначальном отборе пловцов, отметим, что несоответствие фактического уровня любым навыкам с рекомендуемыми навыками не является строгим противопоказанием. Успех в плавании, как и в любом другом виде спорта, зависит от набора навыков, и его учет особенно важен на первых этапах отбора, потому что результат упражнений здесь по-прежнему содержит слишком мало информации о перспективах начинающего спортсмена. В частности, есть много примеров того, что некоторые неблагоприятные воздействия на плавание, такие как короткая длина тела, были компенсированы совершенно четкими другими навыками. И только отсутствие адекватного уровня специфических способностей и «чувства воды» у пловца не может быть компенсировано, и никто не может служить примером того, что слабо «чувствующий» водный спортсмен достиг значительных успехов.


Библиографический список
  1. Агафонова О.В. Отбор в спортивном плавании. URL: https://infourok.ru/otbor-detey-v-sportivnom-plavanii-1710537.html (Дата обращения: 09.11.2020 г.)
  2. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. – СПб.: Лань, 2008. – 111с.
  3. Булгакова Н.Ж. Плавание //Физкультура и спорт. – 2009. – №5. – С. 23-28.
  4. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений [Текст]: [в 16 т.] Том 7 / Лев Семенович Выготский; [ред., сост., авт. вступ. ст., коммент. и примеч. В. С. Собкин]. – Москва:Левъ, 2015.
  5. Кислов А.А. Плавание. – М.: Инфра – М, 2008. – 309 с.
  6. Макаренко Л.П. Плавание //Физкультура и спорт. – 2008. – №15. – С. 78-85.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чуманова Ксения Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация