УДК 94(47).084.8

РУССКИЙ МИР. ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА И КРЕЩЕНИЯ В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Васильев Максим Викторович1, Аскарова Алина Рамильевна2
1Псковский государственный университет, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории
2Псковский государственный университет, студентка 4 курса исторического факультета

Аннотация
В статье рассматривается отдельные аспекты традиций, обычаев и поверий русского крестьянского мира, связанных с празднованием православных праздников в начале ХХ века. На конкретных примерах и этнографических зарисовках столетней давности авторы показывают каким причудливым и своеобразным образом переплетались в сознании русского человека народные, языческие и православные традиции, формируя повседневность и неповторимую культуру русского народа.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Васильев М.В., Аскарова А.Р. Русский мир. Празднование Рождества и Крещения в крестьянской среде начала ХХ века // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/12/94194 (дата обращения: 21.10.2021).

Время религиозных праздников, одно из наиболее любимых и ожидаемых в народной среде. Вкладывая особый сакральный смысл в предстоящие религиозные действия, люди с особым трепетом и эмоциональным настроем ожидали приближение торжества. Повсеместно во всех губерниях Российской империи,  крестьяне стремились с размахом отметить церковные праздники православного календаря. Это был способ не только психологической разгрузки, но и банальная возможность отвлечься от тягот повседневной жизни. По народным поверьям и устоявшимся религиозным убеждениям, в церковные праздники работать считалось грехом, и если в праздничный день крестьянин выходил на поле или принимался за иную серьезную работу, то его за это мог наказать староста крестьянской общины. Сама крестьянская община зорко следила за соблюдением этого принципа. Хотя и сами крестьяне не старались работать с праздничные дни, так как верили, что их за это могут покарать высшие силы. Крестьяне говорили: «что праздники послал им Бог, чтобы они могли отдохнуть от тяжелых рабочих дней и набраться сил для дальнейшей работы». Рассмотрим наиболее почитаемые в Русском мире православные праздники, которые отмечались крестьянами с особом размахом.

В череде таковых особое место занимает Рождество Христово (24 декабря по старому стилю – 7 января по новому стилю) было одним из самых любимым праздником у крестьян. В Рождественский сочельник, день самого строгого поста и канун Рождества, простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «Вифлеемской» звезды, возвестившей рождение Спасителя[3]. В крестььянской среде был обряд в Рождественские дни варить кутью. Которую в основном делали из пшеницы. Она была двух видов. Первый вид кутьи был постным «бедным», второй вид назывался «богатым», в который добавляли изюм и сухофрукты. Также крестьяне варили компот, который назывался взавр. Его готовили из сухофруктов и зимних ягод, часто добавляли мед или сахар. Главным элементом Рождества была ель, которую крестьяне украшали лентами. Накануне Рождества, в Сочельник крестьянки готовили из ржаной муки пресные сочни и крестики. Сочни крестьяне съедали сразу, а вот печеные крестики использовали в обрядах. Их раскладывали по углам дома, в зерно и продукты. Это делалось для того, чтобы злой дух «Шиликун» не веселился и не сделал плохого для дома. В разных губерниях России название злобного духа могло отличаться, но сама суть этого поверья была устойчива в сознании крестьян начала ХХ века. Рождество, такой праздник, которого ждали не только дети, но и взрослые. Так как урожай собранный осенью был еще не съеден до конца, и можно было богато накрыть праздничных стол. Хотя при этом крестьяне бережливо думали о будущем. Например, по воспоминаниям русского писателя И.П. Шмелев: «Самый запомнившийся праздник – Рождество. Накануне ложился на полати спать. Отец приносил пудовку пшеницы. А ребята-подростки приходили и пели: «Рождество твое, крести, Боже нас!» А я за час проснусь и жду славильщиков — это самое большое наслаждение. А отец наделял пшеницей, чтобы росла хорошая пшеница. А некоторые проводили их в передний угол и садили на подушки, чтобы у хозяев водились гуси, а другие садили их на овчины, чтобы овцы водились. После этого праздновали»[3]. В Рождество повсеместно играли в различные забавные игры, наряжались кто в животных, кто в шута, пели песни, водили хороводы.  Один из современников так описывал рождественские игрища: «Откупали дом. На длинных лавках девчата и парни рассаживались. Приходили на игрище ряженые — какие-нибудь страшные животные: медведь (выворачивали шубу, надевали большую шапку); изображали лошадь. Как она в избу входит — так все старались подальше спрятаться. Были тут хороводы с песнями. Для каждого праздника — свои песни. Тут пелись только те, что предназначены для Рождества. Иногда во время песни просто ходит пара (парень и девушка) вдоль избы. Поют и приплясывают, все им подпевают:

Подушенцы, подушенцы алы пуховы,

Где Ванюша, где Ванюша, яблонь молодая.

Я подкину я ширинку, паду на колени.

Ой вы, девушки, Рождество пришло,

Рождество пришло, девкам игрище»[3].

Одной из любимых забав в Рождественские дни было катание с ледяных горок, катание на лошадях и гонки по замерзшим ледяным рекам, походы на ярмарки и прочие забавы. Также, одним из излюбленных занятий русских людей, носящих обрядовый характер, было хождение в гости на Рождественские дни. Хорошей приметой считалось, если в гости придут первыми мужчины, то год будет удачным. Плохой приметой считалось, если в гости придут первые женщины – значит год будет не удачным и предвещает плохой урожай. Встречать Рождество крестьяне должны были чистыми. Поэтому накануне Рождества все крестьяне топили и посещали баню. Считалось неуважением встречать праздник грязным, а также была примета о том, что в таком случае крестьянин весь год будет болеть.

В соответствии с поверьями крестьянского мира, на Рождество запрещалось работать, заниматься прелюбодеянием, пить алкоголь. Нужно было обязательно держать накрытым стол на случай, если придут гости, а пустые тарелки убирать и тару своевременно убирать со стола. Так как крестьяне верили, что если в Рождество на столе оставалась пустая тарелка, то весь год будет худой, а на столе будет пусто.

Достаточно часто в день Рождества крестьяне загадывали желание, так как считали, что оно обязательно сбудется. Проводили специальные обряды: на окно обязательно вечером ставили зажженную свечу, так крестьяне верили, что ангелы, спустившиеся с небес на землю, обязательно зайдут в гости в дом, где на окне стоит зажженная свеча и обязательно исполнят их заветные желания. Был обряд, связанный с льняным полотенцем. Полотенце должно быть обязательно новым. Такой обряд проводился с целью улучшения здоровья больного, если он имелся в крестьянской семье. Для этого брали льняное полотенце и заговаривали его «Во имя отца и сына и святого духа заговариваю я от 70 хворей», при этом произнося имя больного. В течение года больной член семьи должен был использовать полотенце и никому его не давать. Так крестьяне верили, что заговоренное полотенце поможет излечить болезнь[6]. Существовал и другой обряд на Рождество, нужно было встать рано утром и при этом не разговаривая ни с кем пойти умыться холодной водой, при этом произнося слова: «Спаситель родился, свет миру объявился, спасусь и я (имя), через Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь»[6].  Таким образом, крестьянин проводил очистку своего тела и организма. Еще одним обрядом у крестьян было переодевание в козу одного из членов семьи или приходящего в гости. Поскольку коза у крестьян считалась символом удачи, то такими действиями крестьяне верили, что удача придет в их дом на целый год. Также крестьяне проводили в этот день обряд от врагов. Для этого на целый день с самого раннего утра они клали топор возле дома, а после вечером они заносили его в дом. Из за разницы температур на топоре образовывался налет, который крестьяне убирали небольшим куском ткани. После чего ткань заговаривали специальными словами: «Сталь запотела, стрела прилетела. Сталь остыла, зло про меня навсегда позабыло. Аминь», и заговоренную ткань кидали ночью под крыльцо врагу. В день Рождества нельзя было убираться в доме и выкидывать мусор. Крестьяне верили, что в этот день в старых вещах, в соломе и в каждом уголке могли находиться души умерших родственников, которые спустились с небес в гости к родным на празднование Рождества. А чтобы изгнать нечистую силу с дома, нужно было сжечь 7 или 12 поленьев. Такой обряд был связан и с тем, чтобы домашний скот не заболел. Именно цифры 7 и 12 у крестьян считались удачными и приносящими добро и счастье в дом.

Празднование крестьянами праздников было часто связано со старыми языческими традициями, которые тесно переплетались с христианскими. Наиболее ярко это проявлялось в дни Рождественских праздников.  Так в дни празднования Рождества, крестьяне отмечали два языческих праздника Святки и Колядки (25 декабря по старому стилю – 7 января по новому стилю). На Святки и Колядки крестьяне гадали, играли в игры, водили хороводы, пели песни, переодевались в различные наряды, часто символизирующие нечистую силу. В Святки крестьяне ходили группами от двора ко двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» (отсюда появилось название этому особому действию – «славление»). Хозяева давали славильщикам (колядовщикам) угощенье в виде леденцов, конфет, пирогов, а иногда и денег. Крестьянки деревни Братская Орловского уезда в 1890-х годах следующим образом рассказывали о новогоднем колядовании: «В нашей деревни… под Новый год собираются бабы, девки и молодые ребята, берут два мешка, заходят с конца деревни кликать Таусеньку. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают хозяина: «Кликать ли Таусеньку?» Хозяин дозволяет: «Кличьте!» Тады усе затягивают песню»[1].

Гадание в эти праздники проводили в вечернее или ночное время. Существовали различные виды гадания, гадали крестьяне по любому поводу. Так иногда гадали по вещам. Молодые крестьянки собирались в бане или в тихом месте (чаще всего старались проводить гадание в помещении, где нет икон), приносили с собой что ни будь из вещей или украшений. Затем эти вещи все складывали в центр и накрывали полотенцем, а сверху посыпали кусочками хлебушка. Затем каждый из участников по очереди запускали руку под полотенце и вытаскивали первую попавшуюся вещь. Если вещь попадалась чужая, то хозяин вещи должен был выкупить или подарить эту вещь. Такое гадание делали с целью того, чтоб в будущем у молодых крестьян был достаток и благополучие. Молодые девушки гадали на суженого ряженого, ночью они выходили к калитке и если мимо пройдет крестьянский мужик, то девушка спрашивала его имя. Тем самым узнавала о том, как будут звать ее будущего мужа. Еще одним видом гадания было подслушивания, с целью узнать о своей будущей жизни. Ночью молодые люди выходили во двор и каждый подкрадывался к соседнем домам и садился под окно. При этом прислушивались если в окне услышали веселые разговоры, то значит жизнь предвещается счастливой. А если в окне были слышны скандалы или грустные разговоры, то жизнь будет плохой и несчастливой. Было и гадание у ворот. Выходили к забору или просто, стоя за воротами во время ночи, и говорили: «Залай, залай, собаченька! Залай, серый волчок!», «Где залает собаченька, там живет мой суженый!»[2]. Такое гадание предвещало, то откуда будет услышан собачий лай, то значит будущий жених будет с той стороны откуда слышится лай. Гадание башмаком было связано с киданием башмака в полночь. После того как кинули башмак и туда куда будет смотреть носок, значит в ту сторону уйдет невеста после замужества.

После Рождества, шел праздник Крещенского Сочельника (5 января по старому стилю – 18 января по новому стилю). Крещенский Сочельник напоминал по внешнему виду празднование Рождества. В этот день запрещалось работать и выполнять домашние хлопоты. В этот день готовили кутью и нечетное количество блюд. Крещенский Сочельник считался постным праздником, поэтому кутью готовили бедной.  На стол посередине ставили свечу, свеча служила проводником света для мертвых. Тем самым крестьяне верили, что к ним придут их умершие родственники и в этот день вся семья будет в сборе. В канун Крещения день считался праведный, в этот день крестьяне могли гадать и предсказания были верными. Но поскольку гадать в православной церкви было грехом, то крестьяне для защиты при гадании очерчивали круг и заходя в этот круг гадали. Если гадающих было много, они становились в «хоровод», держа друг друга за мизинцы рук. В Вологодской губернии правила «гадательной безопасности» предписывали надевать на голову глиняный горшок. В Костромской губернии перед гаданием место, где оно проводилось, обскакивали на левой ноге против солнца (против часовой стрелки), приговаривая: «Чертово место, черт с тобой!» После гадания скакали уже на правой ноге по часовой стрелке со словами: «Богово место, Бог с тобой!» — для того, чтобы «разворожиться»[4]. А в церкви в этот день проводили крещенское богослужение. В сам день Крещения вода считалась не только священной, но и наделялась лечебными свойствами. Священники проводили водосвятие, а крестьяне окунались в проруби. Прорубь заранее подготавливали и украшали его еловыми ветками. Считалось, что в этот день купание в проруби поможет очистить душу человека от негатива. Особенно те, кто гадали накануне, должны были обязательно окунуться в прорубь. После празднования Крещения в течение недели нельзя было стирать в прорубе белье, поскольку вода там считалась священной и грязь в нее нельзя было опускать.

Обычай устраивать на Крещенье так называемые дивьи (девичьи) смотрины принадлежал к числу исчезающих в начале XX века, но все же использовался в некоторых губерниях. Смотрины происходили либо в церкви во время литургии, либо на городской площади, где катались матери с дочками, а мужской пол стоял стеной и производит наблюдение. «Все невесты, — рассказывал вологодский корреспондент, — наряженные в лучшие платья и разрумяненные, выстраиваются в длинный ряд около «ердани» (прорубь). Между невестами (называемыми также «славушницами») прохаживаются парни, сопровождаемые своими родительницами, и выбирают себе суженую. При этом заботливая родительница не только внимательно рассматривала, но и щупала платья девиц и брала их за руки, чтобы узнать, не слишком ли они холодны у славушницы. Если руки были холодны, то такая невеста считалась зябкой и потому не подходящей для суровой крестьянской жизни[5]. После Крещения, наступали дни, когда крестьяне старались сыграть свадьбы, что наилучшим образом соответствовало крестьянскому сельскохозяйственному календарю и занятости повседневными тяготами хозяйства.

В различных губерниях, а порой и деревнях одной местности, обряды, поверия и суеверия могли различаться в деталях. Вкладывались различные смыслы, давались разнообразные трактовки. Крестьянский мир русской деревни старался отмечать все праздники православного календаря, наполняя их не только христианскими смыслами и образами, но и в значительной мере вкрапляя элементы языческой традиции. Как бы не стремилась православная церковь на протяжении веков бороться с пережитками языческой культуры, на уровне генетической памяти народа последняя все равно ярко проявляла себя и интегрировалась в христианские праздники. Ни один праздник православного календаря, будь то Рождество, Крещение, Пасха и другие не обходились без элементов народной, языческой культуры. Что делает их сложным, интересным и многообразным явлением духовной жизни русского мира.


Библиографический список
  1. Громыко М.М. Мир русской деревни. Москва. «Молодая гвардия», 1991.
  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Институт русской цивилизации, 2014.
  3. Как праздновали Рождество в России век назад. URL:  https://maxpark.com/community/289/content/1752925 (дата обращения: 19.10.20).
  4. Крещенские традиции на Руси. URL: https://www.culture.ru/materials/254046/kreshenskie-tradicii-na-rusi (дата обращения: 20.10.20).
  5. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная. Избранное. М.: Сов. Россия, 1981.
  6. Рождество христово: обычаи и традиции, старинные рождественские обряды. URL: https://heaclub.ru/rozhdestvo-hristovo-obychai-i-tradicii-starinnye-rozhdestvenskie-obryady  (дата обращения: 19.10.20).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Васильев Максим Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация